ВОШ 9 класс муниципальный этап |
14.10.2010 г. | |
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2008/2009 II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП Русский язык 9 класс
Время выполнения олимпиадной работы - 3 часа.
Задание 1. Приведите примеры парных русских слов, которые различаются в написании, но не различаются в произношении. Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? Как называются такого рода слова?
Задание 2. Можно ли утверждать, что конечные буквы слов - ой, - ий, - ая, - яя, -ее всегда представляют их окончания? Мотивируйте свой ответ и подтвердите его примерами.
Количество баллов - 10
Задание 3. О каком языковом явлении (и о словах, с ним связанных) русский ученый конца Х1Х - начала ХХ века Роман Федорович Брандт писал: «...они имеют весьма симпатичную сторону как памятники мирного общения народов и их взаимного обучения»? Прокомментируйте свой ответ.
Количество баллов - 4
Задание 4. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.
Количество баллов - 1
Задание 5. Есть ли родственная связь между словами килограмм и грамматика? Прокомментируйте свой ответ.
Количество баллов - 8
Задание 6. В каких случаях на месте пропуска произносится [э], а в каких - [о]? Голол...дица, оп...ка, аф...ра, безнад...жный, ман...вры. Количество баллов - 6
Задание 7. Сделайте синтаксический разбор предложения из современной песни; расставьте знаки препинания. Вороны москвички Меня разбудили Промокшие спички Надежду убили Курить Значит буду дольше жить
Количество баллов - 8,5
Задание 8. Заполните левый столбик соответствующими словами из приведенных ниже; вставьте в них пропущенные буквы.
- список литературы по теме. - доходы от акций. - художественное произведение малого объема. - общий вид местности. - художественная литература. - изменение тела под воздействием внешних сил. - противостояние. - изъян, недостаток. - обжалование. - короткое сатирическое стихотворение. - нехватка, недостаток чего-либо. - вежливый. М...н...рал, д...в...ден...ы, тру(п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д...(ф,фф)ект, библ...ография, ж...ргон, д...(ф,фф)ормация, к...(м,мм)ентарий, эп...гра(м,мм)а, к...(м,мм)ерсант, к..(р,рр)ектный, м...н...атюра, л...н(?)шафт, о(п,пп)...зиция, а(п,пп)...(л,лл)яция, пробле(м,мм)а, д...ф...цит, б...(л,лл)...тристика. Количество баллов - 17,2 Задание 9. Что вам известно о словаре, который упоминает А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин»? А вижу я, винюсь пред вами, Что уж и так мой бедный слог Пестреть гораздо б меньше мог Иноплеменными словами, Хоть и заглядывал я встарь В Академический словарь Количество баллов - до 12
Задание 10. Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобие как пятое колесо». Что это за буква? Какова ее судьба в нашей письменности?
Количество баллов - до 6
Задание 11. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Определите тип ошибки и объясните, в чем она заключается. а). Художник увидел то, чего желал, чего смутно надеялся увидеть. б). Эти молодые, некрасивые березки стоят у дороги, отражая тень в луже. в). Имелись также слухи о том, что Иван Сусанин из здешних мест.
Количество баллов - 11
Задание 12. Какие слова пропущено в тексте? Сделайте вывод относительно того, подчинительной связи какого вида нет в современном болгарском языке? Исчезли __________ и в болгарском языке. У болгарского языка такой же предок, как и у русского, ___________________ язык. А__________ в этом языке (да и в древнеболгарском, тексты на котором сохранились) было не меньше, чем в современном русском. Теперь же, например, стол по-болгарски будет «маса»; «на стол» и «на столе» будет на маса; «под стол» и «под столом» - под маса и так далее. Совсем как в современном английском или французском языках.
Количество баллов - 3
Задание 13. Определите лексическое значение выделенного слова. Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом! Назовите произведение, из которого приведена цитата, и его автора. Количество баллов - 2 Задание 14. Дайте определение следующих лингвистических терминов. Приведите, если возможно, примеры слов, иллюстрирующих эти термины. Многозначность, неологизмы, грамматика. |
« Пред. | След. » |
---|