ВОШ 9 класс муниципальный этап
14.10.2010 г.

                     

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2008/2009

II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП

Русский язык                                                 9 класс

 

 

Время выполнения олимпиадной работы - 3 часа.

 

   

 

      Задание 1.

Приведите примеры парных русских слов, которые различаются в написании, но не различаются в произношении. Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? Как называются такого рода слова?

 

 

Задание 2.

 Можно ли утверждать, что конечные буквы слов - ой, - ий, - ая, - яя, -ее  всегда представляют  их окончания? Мотивируйте свой ответ и подтвердите его примерами.     

 

Количество баллов - 10

 

 

Задание 3.

О каком языковом явлении (и о словах, с ним связанных) русский ученый конца Х1Х - начала ХХ века Роман Федорович Брандт писал: «...они имеют весьма симпатичную сторону как памятники мирного общения народов и их взаимного обучения»? Прокомментируйте свой ответ.

 

Количество баллов - 4

 

 

Задание 4.

Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью   традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

 

Количество баллов - 1

 

Задание 5.

       Есть ли  родственная связь между словами килограмм и грамматика?

       Прокомментируйте свой ответ.

 

Количество баллов - 8

 

 

 

Задание 6.

       В каких случаях на месте пропуска произносится [э], а в каких - [о]?   

       Голол...дица, оп...ка, аф...ра, безнад...жный, ман...вры.

 Количество баллов - 6

 

Задание 7.

Сделайте синтаксический разбор предложения из современной песни; расставьте знаки препинания.

                                 Вороны москвички

                                 Меня разбудили

                                 Промокшие спички

                                 Надежду убили

                                 Курить

                                Значит буду дольше жить

 

Количество баллов - 8,5

 

Задание 8.

 Заполните левый столбик  соответствующими словами из приведенных ниже; вставьте в них пропущенные буквы.

 

                                   - список литературы по теме.                       

                                   - доходы от акций.

                                   - художественное произведение малого объема.

                                   - общий вид местности.

                                   - художественная литература.

                                   - изменение тела под воздействием внешних сил.

                                   - противостояние.

                                   - изъян, недостаток.

                                   - обжалование.

                                   - короткое сатирическое стихотворение.

                                   - нехватка, недостаток чего-либо.

                                   - вежливый.

М...н...рал, д...в...ден...ы, тру(п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д...(ф,фф)ект, библ...ография, ж...ргон, д...(ф,фф)ормация, к...(м,мм)ентарий, эп...гра(м,мм)а, к...(м,мм)ерсант, к..(р,рр)ектный, м...н...атюра, л...н(?)шафт, о(п,пп)...зиция, а(п,пп)...(л,лл)яция, пробле(м,мм)а, д...ф...цит, б...(л,лл)...тристика.                         

Количество баллов - 17,2

Задание 9.

Что вам известно о словаре, который упоминает А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин»?

                               А вижу я, винюсь пред вами,

                              Что уж и так мой бедный слог

                              Пестреть гораздо б меньше мог

                             Иноплеменными словами,

                            Хоть и заглядывал я встарь

                            В Академический словарь

Количество баллов - до 12

 

Задание 10.

Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобие как пятое колесо». Что это за буква? Какова ее судьба в нашей письменности?

 

Количество баллов - до 6

 

Задание 11.

Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Определите тип ошибки и объясните, в чем она заключается.

         а). Художник увидел то, чего желал, чего смутно надеялся увидеть.

         б). Эти молодые, некрасивые березки стоят у дороги, отражая  

              тень в луже.

         в). Имелись также слухи о том, что Иван Сусанин из здешних мест.

    

 Количество баллов -  11   

 

Задание 12.

Какие слова пропущено в тексте? Сделайте вывод относительно того,   подчинительной связи какого вида нет в современном болгарском языке?

 Исчезли __________ и в болгарском языке. У болгарского языка такой же предок, как и у русского, ___________________ язык. А__________ в этом языке (да и в древнеболгарском, тексты на котором сохранились) было не меньше, чем в  современном русском. Теперь же, например, стол по-болгарски будет «маса»; «на стол» и «на столе» будет на маса; «под стол» и «под столом» - под маса и так далее. Совсем как в современном английском или французском языках.

 

Количество баллов - 3

 

Задание 13.

       Определите лексическое значение выделенного слова.

                 Что за комиссия, создатель,

                 Быть взрослой дочери отцом!

        Назовите    произведение, из которого приведена цитата, и его автора.

Количество баллов - 2

Задание 14.

Дайте  определение следующих лингвистических терминов. Приведите, если  возможно, примеры слов, иллюстрирующих эти термины.

Многозначность, неологизмы, грамматика.

 
« Пред.   След. »