ВОШ 7 класс муниципальный этап
14.10.2010 г.

                                                                                                                                

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2008/2009

II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП

Русский язык                                      7 класс

 

Время выполнения олимпиадной работы - 2 часа 30 минут

  

Задание 1.

      Объясните причины  орфографических ошибок в словах жолтый, вчира, сапок, ноч.

 

Количество баллов - 6

 

Задание  2.

     Катя жалуется маме на щенка:

   - Он мой тапок куда-то утащил!

   Мама, улыбаясь, отвечает:

 - Надеюсь,  твой  любимый юбок от него еще не пострадал?

 Объясните, почему мама так ответила дочери.

 

Количество баллов - 1

 

 

Задание 3.

     Вставьте недостающие слова в пословицы и поговорки.

     1. Всем сестрам по_____________ .

    2. В _________________омуте черти водятся.

    3. ______________ платит дважды.

    4.  ______________ все стерпит.

   5. Дела_________ , ______________  пишет.

 

Количество баллов - 5

 

 

Задание  4.

      Есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте свой ответ.

 

Количество баллов - 7

 

Задание 5.

     Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова   определенной категории «словами-хамелеонами». Что это за слова? Почему ученый их так назвал? Приведите 3-4 примера таких слов.

 

Количество баллов - 7

 

 

Задание  6.

      Прочтите фрагмент сказки А.Ремизова.

   - Странного  человека медведь никогда не тронет, он знает! - говорил старик. - Встретишься с медведем, скажи ему: « Иди, иди, Мишка!< ...>. И медведь уйдет.

     Назовите устаревшее значение подчеркнутого слова. В каком значении это слово употребляется в современном русском  языке?

Количество баллов - 2

 

Задание 7.

      Семиклассник Сергей прочитал другу страничку из своего дневника, где он вспоминает об одном из дней летних каникул. Тот с интересом выслушал Сергея, но потом заметил, что, если  в записи кое-что  поправить, рассказ станет еще интереснее. Согласны ли вы с ним? Отредактируйте рассказ Сергея.

      Во вторник я проснулся рано утром, подбежал к окну, которое входило во двор, в котором еще никого не было. Но мотоцикл дяди Паши уже стоял у дома, в котором он живет. Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня, бросился к кровати, быстро застлал ее, торопливо позавтракал, схватил рюкзак, который собрал еще вечером, и  быстро выбежал во двор и встретил там ребят, которые тоже были с рюкзаками. Потом вышел дядя Паша, который держал в руках удочки. И мы на велосипедах, а он на мотоцикле отправились на рыбалку на озеро, на котором рыбачили до самого вечера и наловили много рыбы.

Количество баллов - до 6

 

Задание 8.

       Отметьте неверное утверждение:

  1. Нужно писать поводок, так как приставки па- в русском языке  не существует.
  2. Нужно писать расцепить, так как после приставки стоит глухой согласный ц.
  3. Нужно писать сбросить, так как приставки з- в русском языке не существует.

Прокомментируйте свой выбор.

 

Количество баллов - 5

 

Задание 9.

      Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему?

                            Лебедь нас к тебе послала

                             И наказом наказала

                             Славный город твой хранить

                             И дозором обходить.

      Подберите однокоренные слова к выделенному слову. Выделите в них корень.

 

Задание  10.

Почему в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля среди слов на Е нет слова есть?

Количество баллов - до 2

Задание  11.

     Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало  в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).

Количество баллов - 6

 

 

Задание  12.

      Приведите пример пары омонимов, один из которых обозначает выражение лица, а другой - снаряд.

Количество баллов - 1

 

 

Задание 13.

       Выделите окончания у приведенных ниже существительных в форме родительного падежа множественного числа.

       Коров, домов, столов, голов, подков.

       В каком из слов выделение окончания зависит от его значения?

Количество баллов - 3,5

 

Задание 14.

    Назовите известные вам лингвистические словари русского языка. Расскажите об одном из них в 3 - 5 предложениях.

 

 

 

 

 
« Пред.   След. »