ВОШ 7 класс муниципальный этап
14.10.2010 г.

 

                   Всероссийская олимпиада школьников

                                II (муниципальный) этап

                                          Русский язык

                                             7 класс

                   Общее время выполнения заданий - 2 часа 30 минут.

 

Задание 1.

    Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.

       Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.

 

Количество баллов.

1 балл.

2 балла в случае указания обоих вариантов.

Ответ.

Возможны два варианта ответа.

  1. Бесценный - нет суффикса -енн.
  2. Бесценный - образовано приставочно-суффиксальным способом.

 

 

Задание  2.

    На основании какого признака вертолет получил свое название?

 

Количество баллов.

1 балл.

Ответ.

На основании способности лететь (взлетать) вертикально.

    

Задание 3.

    Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что  означают эти фрасзеологизмы..

Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

 

Количество баллов.

Исправление ошибки - 1 балл.

Толкование фразеологизма - 1 балл.

Итого максимум - 8 баллов.

Ответ.

 Делать из мухи слона - сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.

 Два сапога пара - похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше.

 Заблудиться в трех соснах - не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.

Собаку съел - имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.

 

 

Задание  4.

    Пятиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он  маленький - даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а  про буквы тоже ничего не знаешь», - замечают они.  Почему одноклассники так отреагировали на Сашин рассказ?

 

Количество баллов.

До 2 баллов.

Ответ.

Одноклассники отметили, что Саша  не знает о различиях между буквами - графическими знаками, которые предназначены для письменного обозначения звуков, и звуками - акустическими единицами речи.

 

Задание 5.

    Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов.  Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их.

Барышник - человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.

Приказчик - тот, кто издает приказы.

Лапотник - медведь, у которого болят лапы.

 

 Количество баллов.

Толкование одного слова - до 2 баллов, в зависимости от полноты и точности.

Максимум 6 баллов.

Ответ.

Барышник - тот, кто занимается  перепродажей ради барыша - прибыли; перекупщик.

Приказчик - тот, кто занимается торговлей  по доверенности хозяина магазина, выполняет его поручения торгового характера; служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения.

Лапотник - тот, кто делает, продает лапти; тот, кто ходит в лаптях, крестьянин.

 

Задание  6.

    Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор.

             Штаны, сени, носилки, иваси.

 

Количество баллов.

1 балл.

Ответ.

Иваси - несклоняемое существительное.

  

Задание 7.

    Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в следующие слова: ровес..ник, сверс..ник. Какое слово произошло от слова верста? К какому словарю вы обратитесь за помощью для ответа на последний вопрос?

Количество баллов.

 До 2,5 балла.

Ответ.

Ровесник, сверстник.(0,5+0,5=1)

Сверстник.(0,5)

Этимологический словарь. (1)

 

 Задание 8.

     В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, - а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь,  который  помог бы ей их назвать?

 

Количество баллов.

Комментарий  - 1 балл.

Свой вариант наименования - 1 балл.

Название словаря - 1 балл.

Итого максимум 3 балла.

Ответ.

Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti), обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в виду, например, антилюдей, антиангличан.

Словарь антонимов фиксирует группировки слов с противоположным значением.

 

Задание 9.

    Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита  ученики  Древней Греции? А Древней Руси?

 

Количество баллов.

Один ответ - 1 балл.

Итого максимум 2 балла.

Ответ.

В Древней Греции - от альфы до омеги. В Древней Руси - от аза до ижицы.

 

Задание  10.

Каким термином называют не только один из разделов лингвистики, но и раздел биологии, изучающий формы животного и растительного мира? Что изучает это раздел лингвистики?

 

Количество баллов.

2 балла.

Ответ.

Морфология (от греч. morhhē - форма и logos - слово, учение)  изучает системы словоформ и механизмы их построения.

 

Задание  11.

     Перед  вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.

 

          Кусодка нырво  подзикала мызянаясь отпакать мылюту.

 

Количество баллов.

  1. Синтаксический разбор предложения - до 2 баллов.
  2. Морфологический разбор слова: один признак - 0, 5 балла. Всего 8 баллов.
  3. Морфемный разбор слова: одна морфема - 0,5 балла. Всего 9 баллов.
  4. Пунктуация - 0,5 балла.

     Итого максимум 19,5 балла.

Ответ.

          подлеж.    обст.      сказуем.           о б с т о я т е л ь с т в о

         Кусодка нырво подзикала,  мызянаясь отпакать мылюту.

 

 Кусод - к -(а) - существительное женского рода в форме  единственного числа, именительного падежа. (2+1,5=3,5)

 нырв - о -  наречие. (0,5+1=1,5)

 по - дзик - а - л - (а) - глагол  1 спряжения в форме изъявительного наклонения,   прошедшего времени, женского рода, единственного числа.(3+2,5=5,5)

 мызян- а - я - сь - деепричастие несовершенного вида.(1+2=3)

 от - пак - а - ть - глагол 1 спряжения в форме инфинитива. (1,5+2=3,5)

мылют - (у) - существительное женского рода в форме единственного числа, винительного падежа. (2+1=3).

 

Задание 12.

    В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.

     

          Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ...ли обратно в П...тербург. Но я решил уехать из Росси... и пок...тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр...студилось отмороз...ло щеки и у него ...делался насм...рк. А когда солнце пр...стуже(н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр...дрог в своей к...рете.

 

Ответ.       

  Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пленными отправили обратно в Петербург. Но я решил уехать из России и покатил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце простудилось, отморозило щеки, и у него сделался насморк. А когда солнце простужено, от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить, как сильно я продрог в своей карете.

     Возможный вариант пересказа.  Вскоре после того как турки, отпустив Мюнхгаузена на свободу, вместе с другими пленными отправили его в Петербург,  очень холодной зимой, когда даже солнце простужено, у него отморожены щеки и  вместо тепла от него идет холод, барон в своей карете, совершенно продрогший, покатил на родину.

 

Количество баллов.

Орфограмма - 0,1 балл. Всего 1,2 балла.

Пунктограмма - 0,1 балл. Всего 0,4 балла.

Пересказ - до 10 баллов в зависимости от полноты. Снимается по 0,1 балла за каждую орфографическую, пунктуационную и грамматическую ошибку.  

Итого максимум 11,6 балла.

 

 
« Пред.   След. »