ВОШ 7 класс муниципальный этап |
14.10.2010 г. | |
Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Русский язык 7 класс Общее время выполнения заданий - 2 часа 30 минут.
Задание 1. Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор. Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.
Количество баллов. 1 балл. 2 балла в случае указания обоих вариантов. Ответ. Возможны два варианта ответа.
Задание 2. На основании какого признака вертолет получил свое название?
Количество баллов. 1 балл. Ответ. На основании способности лететь (взлетать) вертикально.
Задание 3. Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фрасзеологизмы.. Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.
Количество баллов. Исправление ошибки - 1 балл. Толкование фразеологизма - 1 балл. Итого максимум - 8 баллов. Ответ. Делать из мухи слона - сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение. Два сапога пара - похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше. Заблудиться в трех соснах - не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения. Собаку съел - имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.
Задание 4. Пятиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он маленький - даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а про буквы тоже ничего не знаешь», - замечают они. Почему одноклассники так отреагировали на Сашин рассказ?
Количество баллов. До 2 баллов. Ответ. Одноклассники отметили, что Саша не знает о различиях между буквами - графическими знаками, которые предназначены для письменного обозначения звуков, и звуками - акустическими единицами речи.
Задание 5. Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов. Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их. Барышник - человек, который не работает, а ухаживает за барышнями. Приказчик - тот, кто издает приказы. Лапотник - медведь, у которого болят лапы.
Количество баллов. Толкование одного слова - до 2 баллов, в зависимости от полноты и точности. Максимум 6 баллов. Ответ. Барышник - тот, кто занимается перепродажей ради барыша - прибыли; перекупщик. Приказчик - тот, кто занимается торговлей по доверенности хозяина магазина, выполняет его поручения торгового характера; служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения. Лапотник - тот, кто делает, продает лапти; тот, кто ходит в лаптях, крестьянин.
Задание 6. Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор. Штаны, сени, носилки, иваси.
Количество баллов. 1 балл. Ответ. Иваси - несклоняемое существительное.
Задание 7.
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в следующие слова:
ровес..ник, сверс..ник. Какое слово произошло от слова верста? К какому словарю вы
обратитесь за помощью для ответа на последний вопрос? Количество баллов. До 2,5 балла. Ответ. Ровесник, сверстник.(0,5+0,5=1) Сверстник.(0,5) Этимологический словарь. (1)
Задание 8.
В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А
не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, -
а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в
виду Алиса, употребляя слово антипатии?
Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как
называется словарь, который помог
бы ей их назвать?
Количество баллов. Комментарий - 1 балл. Свой вариант наименования - 1 балл. Название словаря - 1 балл. Итого максимум 3 балла. Ответ. Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti), обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в виду, например, антилюдей, антиангличан. Словарь антонимов фиксирует группировки слов с противоположным значением.
Задание 9. Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси?
Количество баллов. Один ответ - 1 балл. Итого максимум 2 балла. Ответ. В Древней Греции - от альфы до омеги. В Древней Руси - от аза до ижицы.
Задание 10. Каким термином называют не только один из разделов лингвистики, но и раздел биологии, изучающий формы животного и растительного мира? Что изучает это раздел лингвистики?
Количество баллов. 2 балла. Ответ. Морфология (от греч. morhhē - форма и logos - слово, учение) изучает системы словоформ и механизмы их построения.
Задание 11. Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.
Кусодка нырво подзикала мызянаясь отпакать мылюту.
Количество баллов.
Итого максимум 19,5 балла. Ответ. подлеж. обст. сказуем. о б с т о я т е л ь с т в о Кусодка нырво подзикала, мызянаясь отпакать мылюту.
Кусод - к -(а) - существительное женского рода в форме единственного числа, именительного падежа. (2+1,5=3,5) нырв - о - наречие. (0,5+1=1,5) по - дзик - а - л - (а) - глагол 1 спряжения в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, женского рода, единственного числа.(3+2,5=5,5) мызян- а - я - сь - деепричастие несовершенного вида.(1+2=3) от - пак - а - ть - глагол 1 спряжения в форме инфинитива. (1,5+2=3,5) мылют - (у) - существительное женского рода в форме единственного числа, винительного падежа. (2+1=3).
Задание 12. В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.
Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ...ли обратно в П...тербург. Но я решил уехать из Росси... и пок...тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр...студилось отмороз...ло щеки и у него ...делался насм...рк. А когда солнце пр...стуже(н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр...дрог в своей к...рете.
Ответ. Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пленными отправили обратно в Петербург. Но я решил уехать из России и покатил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце простудилось, отморозило щеки, и у него сделался насморк. А когда солнце простужено, от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить, как сильно я продрог в своей карете. Возможный вариант пересказа. Вскоре после того как турки, отпустив Мюнхгаузена на свободу, вместе с другими пленными отправили его в Петербург, очень холодной зимой, когда даже солнце простужено, у него отморожены щеки и вместо тепла от него идет холод, барон в своей карете, совершенно продрогший, покатил на родину.
Количество баллов. Орфограмма - 0,1 балл. Всего 1,2 балла. Пунктограмма - 0,1 балл. Всего 0,4 балла. Пересказ - до 10 баллов в зависимости от полноты. Снимается по 0,1 балла за каждую орфографическую, пунктуационную и грамматическую ошибку. Итого максимум 11,6 балла.
|
« Пред. | След. » |
---|