Подготовка к экзамену: Ф.М. Достоевский |
25.03.2011 г. | |||||
Страница 3 из 3 Современное прочтение классики Новейшие публикации по роману «Преступление и наказание» Овчинников Л. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и фольклор // Литература в школе. - 1992. - № 3, 4. Влащенко В. И. Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы // Литература в школе. - 1992. - № 5, 6. Селезнев Ю. Слово воплощенное // Литература в школе. - 1994. - № 2. Росляков Л. Н. Нравственные ориентиры, без которых невозможно жить: Изучение романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. - 1994. - № 2. Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского // Литература в школе. - 1994. - № 5. Тарасов Б. Н. Две Европы Достоевского: Вторая Европа Достоевского // Литература в школе. - 1995. - № 4, 5. Гусакова Н. Л. Материалы к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. - 1996. - № 5. Айзерман Л. С. Русская классика накануне XX века // Литература в школе. - 1997. - № 1. Малыгина И. М. Диалог героев А. Платонова и Ф. Достоевского // Литература в школе. - 1998. - № 7. Тарасов Б. Н. Два пути Раскольникова. Закон «я» и закон «любви» // Литература в школе. - 1999. - № 3. «Идиот»* Проблематика романа - Нравственно-философская проблема романа (В. В. Розанов). - История замысла и образа князя-Христа. Роль и значение христианской православной религии, Библии, образа Христа в работе над романом. - Идея «положительно прекрасного человека». Соотношение идеала и действительности. Князь Мышкин и его судьба. Сможет ли Мышкин выполнить свое предназначение? Трагедия «добра» и «красоты» в мире. Какова судьба Добра и Красоты в реальном мире? Христианское смирение и всепрощение как вечные эстетические ценности. Проблемы веры и неверия. «В Бога не веруют, в Христа не веруют!» Можно ли говорить о богооставленности человека у Достоевского? - «Рай - вещь трудная: рай на земле нелегко достается». Достоевский и философ К. Леонтьев о возможности на земле царства любви, добра и гармонии. - Философ К. Леонтьев: гармония на земле, питаемая «всемирной любовью», во-первых, нежелательна, во-вторых, невозможна. - Судьба Настасьи Филипповны как сюжетная основа романа. Тайна и трагедия героини. - Другие образы и их художественная роль в романе. - Россия, русский национальный характер и Запад в раздумьях писателя. - «Боль о человеке», гуманизм романа, его современное звучание. - Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. - Сценическое воплощение романа «Идиот». Темы сочинений по роману «Идиот» «Рай - вещь трудная: рай на земле нелегко достается» (трагический итог жизни князя Мышкина). Образ «положительно прекрасного человека» в романе «Идиот». Смысл заглавия романа «Идиот». Современное звучание романа «Идиот». Христианское смирение и всепрощение как вечные этические ценности. Трагедия «добра» и «красоты» в мире. Образ Петербурга в романе «Идиот» и в иллюстрациях И. Глазунова. Незабываемые страницы романа «Идиот». Гуманизм романа «Идиот». О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Идиот»? Психологизм романа «Идиот». Роль образа Настасьи Филипповны в нравственной проблематике романа. Чтение и рецензирование сочинения, определение жанра Образ «положительно прекрасного человека» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» Выбрав тему своего сочинения, я задумалась над тем, как же его начать. Не знаю почему, но мне было трудновато найти первые слова для этого сочинения, так же как было немного страшно и интересно, когда мы приступали к изучению романа «Идиот». Эти чувства я испытывала потому, что это был Достоевский, тот самый Достоевский, которого знает весь мир. Его произведения, в том числе роман «Идиот», требуют глубокого осмысления, сопричастности читателя. В романе «Идиот» не общество, как мы уже привыкли, судит героя, а герой - общество. В центре романа не «дело» героя, не проступок, а житейская суета сует, которая засасывает в себя героя. Он невольно принимает навязываемые ему знакомства и события. Герой нисколько не старается возвысить себя над людьми, напротив, он сам уязвим. Но он оказывается выше как добрый человек. Он ничего для себя не хочет и не просит. В «Идиоте» нет определенного конца событий. Князь Мышкин выбывает из их потока и уезжает туда, откуда прибыл, в «нейтральную» Швейцарию, опять в больницу: мир не стоит его доброты, людей не переделаешь. Если вспомнить классику мировой литературы, то мы увидим, что у князя Мышкина были предшественники: Дон Кихот Сервантеса, Рыцарь Бедный Пушкина. Но для Достоевского образ князя Мышкина был, наверное, чем-то особенным. «Люблю я ее ужасно», - писал он об идее романа. В поисках нравственного идеала Достоевский пленился образом Христа и говорил, что никаких доказательств его истинности не требуется: все истины корыстны, плод суетного человеческого ума, а Христос просто нужен людям как символ, как вера, иначе рассыплется само человечество, погрязнет в игре интересов. Конечно, знак равенства между Мышкиным и Христом условный, ведь Мышкин - обыкновенный человек. Но полная нравственная чистота сближает князя Мышкина с Христом. И внешне Достоевский их сблизил: Мышкин в возрасте Христа, каким он изображен в Евангелии, ему двадцать семь лет, он бледный, с впалыми щеками, с пегонькой, востренькой бородкой. Глаза его большие, пристальные. Вся манера поведения, разговора, всепрощающая душевность его, огромная проницательность, лишенная всякого корыстолюбия и эгоизма, безответность при обидах - все это накладывает печать идеальности. Христос с детства поразил воображение Достоевского. После каторги любовь писателя к Христу возросла. В его образе Достоевский видел цель своего творчества. Князь Мышкин - человек, предельно приблизившийся к идеалу Христа. Писателем задуман дерзкий эксперимент: как выглядит современный мир, если смотреть на него с точки зрения Христовой проповеди, такой желанной для избавления от зла. Как мы знаем, Мышкин лечился в Швейцарии в заведении Шнейдера. Окружающие называли его идиотом, и он не возражал. По приезде в Россию это прозвище за ним сохранилось. Но слово «идиот» в данном случае означало просто «странный человек», «больной человек». В Швейцарии содержал его дальний родственник, некто господин Павлищев. Швейцария введена, на мой взгляд, тут не случайно: с ее горных вершин и пришел Мышкин к людям. Бедность и болезненность Мышкина, когда и титул-то «князь» звучит как-то некстати, знаки его духовной просветленности, близости к простым людям несут в себе нечто страдальческое, родственное христианскому идеалу. И по русским народным поверьям, юродивый ближе к святости, а в Мышкине вечно остается нечто младенческое - да глаголет истина его устами. Несмотря на свою молодость, он совершенно лишен плотского начала, об этом можно судить по тому, как разворачиваются отношения его с Настасьей Филипповной и Аглаей. Его чувства к обеим женщинам совсем не назовешь любовью мужчины к женщине. Любовь Мышкина не приживается в мире корысти, хотя и остается идеалом. Он считает, что жалость, сострадание - вот первое, в чем нуждается человек. Князь Мышкин попадает в сложный переплет событий. Он яблоко раздора между Аглаей и Настасьей Филипповной. Каждая из женщин пытается по-своему завоевать любовь Мышкина. Достоевский не скрывает, что его князь-Христос запутывается в неодолимых житейских противоречиях. Финал его отношений с обеими женщинами печален и трагичен. Мышкин - воплощение «христианской» любви. Но такую любовь, любовь-жалость, не понимают, она людям непригодна, слишком высока и непонятна. Наверное, поэтому и погибает Настасья Филипповна, поэтому и остается бесконечно несчастной Аглая. Лев Николаевич Мышкин - странный человек, не вписывающийся в общепринятые нормы. Он отрешен от мирской суеты и старается увести от нее окружающих, сделать их чище и добрее. Злопамятство, недоверие и злобность людей кажутся ему надуманными и ненужными, князь не хочет признать существование этих качеств в людях. «Положительно прекрасный» герой Достоевского помогает познать себя и доброту, заключенную в каждом человеке, отдает им частицу своей души. Одновременно беззащитный и всесильный, кроткий, слабый и обладающий огромной властью над людьми, князь Мышкин искренне хотел помочь людям сохранить в себе человеческое... Но Мышкин-Христос явно и безнадежно запутался в земных делах, невольно посеял не добро, а зло. Его, как и Чацкого, неразумный свет назвал сумасшедшим. Убита душа князя, он ввергнут в неизлечимую болезнь. «Доктор Шнейдер все более и более хмурится и качает головой, намекает на совершенное повреждение умственных органов». Действительно, «рай - вещь трудная; рай на земле нелегко достается». Петербургский мечтатель князь Мышкин - воплощение «неудавшейся идеи христианства» на земле. Так что же, мечта неосуществима? Не воцарится на земле царство идеальное никогда? Зачем этот призыв Достоевского к милосердию, доброте, всепрощению, чуткости к другим, если он сам показал нам трагический результат судьбы князя Мышкина? Не слишком ли велика цена? Нам остается только надеяться, что жертва стоит цели: «Аще пшеничное зерно, падши в землю, умрет, то принесет много плода». Достоевский утверждает «веру в возрождение души человека», славит «небесный купол совести, стремление к победе добра над злом, к познанию высшего назначения на земле, говорит о Боге в душе». Царство Божье внутри нас. Рецензия. Сочинение «Образ «положительно прекрасного человека» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» написано в жанре литературно-критической статьи. Рассуждение строится логично, последовательно. Работа композиционно завершена, отвечая задаче, заключенной в формулировке темы. Образ «положительно прекрасного человека» князя Мышкина на основе умения выпускником отобрать необходимый материал изображен полно, доказательно, глубоко. Сочинение отличают вдумчивость, самостоятельность в осмыслении образа князя Мышкина, зрелость суждений. Современное прочтение классики Новые публикации о романе «Идиот» Силеверстов Ю. О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. - М.: Молодая гвардия, 1991. Селезнев Ю. Слово воплощенное (Из кн. «В мире Достоевского») // Литература в школе. - 1994. - № 2. Тарасов Б. Н. Две Европы Достоевского: Вторая Европа Достоевского // Литература в школе. - 1996. - № 4, 5. Глазунов И. С. Россия распятая // Роман-газета. - 1996. - № 22-24. Гаричева Е. А. Изучение романа Ф. М. Достоевского «Идиот» // Литература в школе. - 1998. - № 6. Малыгина Н. М. Диалог героев А. Платонова и Ф. Достоевского // Литература в школе. - 1998. - № 7. |
« Пред. | След. » |
---|