Подготовка к экзамену: Лермонтов
27.03.2011 г.
Оглавление
Подготовка к экзамену: Лермонтов
Страница 2
Страница 3


Судьба и право человеческой личности в произведениях Лермонтова.
Чтение и рецензирование сочинения
«Невольник чести» - М. Ю. Лермонтов

В свое время А. И. Герцен составил мартиролог нашей литературы, перечислив в нем имена русских писателей и поэтов, не доживших века своего, безвременно ушедших из жизни, и часто насильственно. Имя М. Ю. Лермонтова - в этом горестном списке.

Герцен писал о Лермонтове: «Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе, она сквозит во всех его стихах. Раздумье Лермонтова - его поэзия, его мученье, его сила. Сколько боролся этот человек, сколько выстрадал, прежде чем отважился выразить свои мысли».
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый изгнанник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу рано...


Эти стихи написаны в 1832 году, но уже предчувствована, предугадана судьба, высокая и трагическая - скорбная участь поэта-пророка.

Мы с детства знаем о бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой, угадавшей в мальчике божественный дар.

Знаем об отце Юрии Петровиче, ушедшем из жизни сорокачетырехлетним и оставившем семнадцатилетнему сыну, будущему поэту М. Ю. Лермонтову, сыгравшему значительную роль в судьбе русской литературы, духовное завещание, в котором писал: «И более всего страшись употребить их (способности ума) на что-нибудь вредное или бесполезное. Ибо это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Богу».

Осознавая в себе «огонь божественный», юный Лермонтов беспокоится: «Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то».

Свершил... «Смерть Поэта» - поступок, подобный гражданскому подвигу. В страшные для России дни февраля 1837 года Лермонтов сказал правду с такой потрясающей силой, что наш современник И. Золотусский назвал стихотворение «Смерть Поэта» «его 14 декабря». Воистину «пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова».

Последовало изгнание на Кавказ. И пришла слава к поэту. В 1838-1840 годах М. Ю. Лермонтов много пишет, печатает. В первой половине 1840 года отдельной книгой выходит роман «Герой нашего времени». Стихотворения «Бородино», «Родина», «Дума» - шедевры, в них гордость за прошлое, раздумья о настоящем и будущем. Жить бы да жить, творить, воплощая в своих произведениях, по словам Белинского, «глубокий, могучий дух». Он думал об отставке, мечтал посвятить себя литературной деятельности. Но как горько читать «Завещание»! Стихотворение написано не от лица Лермонтова, а от имени другого, но по настроению и смыслу обращено к биографии поэта.

И неужели в стихотворении «Сон» себя увидел поэт «на песке долины» «с свинцом в груди», там, где «уступы скал теснилися кругом»?

В начале мая 1841 года М. Ю. Лермонтов приехал на любимый с детства Кавказ - в последний раз. Кавказ, который в немалой степени способствовал воспитанию в поэте гордого, мятежного духа. Кавказ, который он воспел и прославил. Кисловодск, Железноводск, Пятигорск - эта земля помнит Лермонтова. 13 мая поэт был в Пятигорске.

При отъезде Лермонтова на Кавказ князь Одоевский подарил поэту записную книжку с надписью: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам и всю исписанную». Может быть, эта надпись как заклинание на долгую жизнь, надежда, что сбудется мечта Лермонтова и он будет не солдатом, пишущим стихи, а просто поэтом? Но на страницах записной книжки Одоевского совсем немного записей, среди них - стихотворения «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...» - как завещание.

Мною прочитано очень, очень много воспоминаний тех, кто был в то роковое для Лермонтова лето в Кисловодске, Железноводске, Пятигорске. Все они считают ссору между Лермонтовым и Мартыновым пустою, мелочною, и видимая причина дуэли не называется. И тем не менее дуэль, унесшая одного из гениальнейших сынов России, любившего ее «странною», а значит, истинной, настоящей любовью русского человека, патриота, состоялась.

Состоялась 160 лет назад 15 июля в шесть-семь часов пополудни между горами Машук и Бештау.

Горестная, безвременная кончина...

Но время не властно над гением, который всегда - современник.

Рецензия. Сочинение написано в жанре очерка-эссе. Элементы эссеистики находят свое отражение в данном сочинении в эмоциональности, взволнованности, открытости.
Современное прочтение классики
Новейшие публикации по лирике М. Ю. Лермонтова

Венок Лермонтову (К 180-летию со дня рождения поэта) // Литература в школе. - 1994. - № 6.

Белова Л. А. Золотая нить русской литературы: Пушкин - Лермонтов - Чехов // Литература в школе. - 1996. - № 1.

Чернова И. И. Музыка на уроке литературы // Литература в школе. - 1997. - № 2.

Анненкова Е. И. «Дума» М. Ю. Лермонтова в литературно-философском контексте 1830 годов // Литература в школе. - 1997. - № 6.

Недзвецкий В. А. Поэт и его судьба. «Смерть Поэта» М. Ю. Лермонтова // Литература в школе. - 1999. - № 7.

Нахопетов Б. А. Образ морской волны в поэзии М. Ю. Лермонтова // Литература в школе. - 1999. - № 7.
«Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман. Вопросы о цели и смысле жизни, о социальной активности человека, о границах человеческой воли, об ответственности за свою судьбу и судьбу тех, «кого приручили» (А. де Сент-Экзюпери). Роль автора и рассказчиков в романе. Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и ундина. Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Вопросы для повторения

- Что послужило основой создания характера Печорина? Только ли «пороки поколения»? «А, верно, она [цель] существовала, и было мне назначение высокое...» Что возвышает Печорина над людьми, с которыми он сталкивается, и в чем он уступает им?

- Как открывает М. Ю. Лермонтов «жизнь сердца» Печорина? Почему герой, по словам Белинского, «самый любопытный предмет своих наблюдений»?

- Особенности композиции. С какой целью нарушает Лермонтов хронологическую последовательность? Какое значение имеет в романе смена места действия и взгляда на происходящее (Печорин - Максим Максимыч - автор)? Какова роль автора и рассказчиков в романе?

- Как проявляется в романе романтизм?

Возможен и другой путь повторения содержания романа.

Учитывая художественную природу «Героя нашего времени», особенность его композиции, не нарушая авторской последовательности частей романа, можно поставить следующие проблемные вопросы.

- Кто Печорин - виновник или жертва трагедии? («Бэла».)

- Кто более прав в отношении друг к другу: Печорин или Максим Максимыч?

- Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?

- Кто побеждает в поединке: Печорин или «водяное» общество?

- Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?

- К кому относится название последней части романа - повести «Фаталист»? Каково ее философско-композиционное значение? Как в повести «Фаталист» решается вопрос о судьбе, предопределении, предвидении? (Предисловие к роману и предисловие к «Журналу Печорина».)

- «...отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» (Предисловие к роману и предисловие к «Журналу Печорина».) В чем автор согласен с Печориным и о чем спорит с ним?

Каждый из предложенных выше проблемных вопросов подчинен решению одного общего вопроса: действительно ли Печорин - герой своего времени?
Перечитывание, в том числе наизусть, отрывков из романа

Портрет Печорина (повесть «Максим Максимыч»).

«Княжна Мери»:

а) запись от 16 мая о Вере: «...она единственная женщина в мире...»;

б) запись от 16 июня о Вере: «Мысль не застать ее в Пятигорске...»;

в) запись от 16 июля: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?..»

Сопоставление конца повести «Княжна Мери» и стихотворения «Парус».

«Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа слилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному рокоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани...»
ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!


Тема, связанная с морской стихией, в творчестве М. Ю. Лермонтова - это тема одиночества, изгнанничества, странничества.

Лирический образ конца повести «Княжна Мери» сходен с образом паруса из стихотворения «Парус» (1832). Этим лирическим образом Печорин включает свою личность в семью тех вечных странников-отверженников, неуемных мятежников, скитальцев, которых Лермонтов с юношеских лет выводил в своих поэмах («Исповедь», «Измаил-Бей», «Моряк», «Боярин Орша», «Мцыри», ранних стихотворениях), каким был сам и каких символизировал в сходном образе паруса. Умиротворенное состояние природы побуждает оба мятежных образа «просить бури». (Лирический образ конца повести «Княжна Мери» и образ паруса из стихотворения «Парус».)

Лирическая концовка повести «Княжна Мери» «выражает... несмиряющееся, мятежное начало потенциально могучей личности, которая превышает своим подлинным содержанием все житейские возможности проявления, ей предоставленные судьбой» (Михайлова Е. Н. Проза Лермонтова. - М.: Гослитиздат, 1957. - С. 321).
Темы сочинений по роману «Герой нашего времени»

Печорин - герой своего времени.

Художественные особенности романа.

Роль пейзажа в раскрытии характера, мировосприятия, настроений Печорина.

Связь проблематики романа с лирикой поэта.

Роль второстепенных персонажей в раскрытии образа Печорина.

Роман «Герой нашего времени» в русской литературе XIX века.

Почему Белинский в своей статье «Герой нашего времени» назвал Лермонтова «вершителем важных современных вопросов»?

Приемы создания образа Печорина.

Смысл названия романа.

Роль композиции романа в раскрытии образа Печорина.

Онегин и Печорин как выразители своих эпох.

«Печорин - это Онегин нашего времени» (В. Г. Белинский).

Печорин - «младший брат Онегина» (А. И. Герцен).

Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании характера героя (на примере любого персонажа).

Печорин и Грушницкий. Сравнительная характеристика героев.

«Герой нашего времени» - психологический роман.

Мое отношение к Печорину.

Простой человек в произведениях Лермонтова (по роману «Герой нашего времени»).

Лермонтов в своем поколении в романе.

Онегин и Печорин как выразители своих эпох.

Женские образы в романе.
План к сочинению «Мое отношение к Печорину»

I. Сложность характера Печорина и трудность работы над сочинением «Мое отношение к Печорину».

II. Мое отношение к Печорину противоречиво.

1. Печорин не сумел защитить в себе лучшее.

2. Он не проявлял решительности в главном: в борьбе за общественные идеалы, за людей.

3. «А были люди...» (прежде всего сам Лермонтов).

4. Печорин считал всех ниже себя.

5. В нем нет лермонтовской «жажды бытия».

III. Лермонтов всю жизнь шел к людям.
Чтение и рецензирование сочинения
Размышление над романом М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»
Почувствовать и по достоинству оценить литературное произведение - значит соотнести изображенное с изображаемым, то есть нарисованные картины жизни с самой реальной действительностью.


В. Г. Белинский

...Я очень люблю девятнадцатый век. Люблю за все: за музыку, за архитектуру и, в частности, за литературу. Я люблю, прочитав произведение, анализировать его, прочитать историю зарождения книги, дать оценку героям. Я считаю, что в этом плане я хорошо знаю М. Ю. Лермонтова. «Изучить поэта (писателя), по мнению Белинского, - значит не только знакомиться через усиленное и повторное чтение с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их». Читая произведения М. Ю. Лермонтова, я переживаю вместе с героями его стихотворений, поэм, драм, романов.

 
« Пред.   След. »