Подготовка к экзамену: Гоголь
27.03.2011 г.
Оглавление
Подготовка к экзамену: Гоголь
Страница 2
Страница 3


Останавливаясь на другой станции, Радищев видит и показывает нам, как крепостное право не только губит народ, но и развращает дворян.

Грустно нам это путешествие по родной земле, плачет русская душа над тяжелой судьбой Родины. Но еще грустнее нам от путешествия гоголевского Чичикова в поэме «Мертвые души».

Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатками, пороками, с ее острыми социальными проблемами и противоречиями, помещичий и чиновничий мир, мир «мертвых душ», всю трагедию народа.

Многие страницы поэмы непосредственно посвящены Родине, России, ее будущему.

Вот царство чиновников, которое мы увидели во время путешествия Чичикова по России. Не случайно город, где остановился герой Гоголя в начале своего путешествия, автор назвал город N. Эта буква N означает, что во времена писателя таких обезличенных городов было много, все они были похожи друг на друга.

Царство чиновников объято мертвым сном. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл названия «Мертвые души» к городу: «Все те, которые прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками Завалишиным да Полежаевым (знаменитые термины, произведенные от глаголов полежать и завалиться, которые в большом ходу у нас на Руси)».

Мы видим ленивую Русь не только в образе помещиков, но и в облике самого города: «Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою». Для городских жителей зеленая краска заменяет зелень деревьев. Гоголь издевательски сравнивает «дурно принявшиеся, тоненькие» деревца с их роскошным описанием в газетах.

Да, раболепие царило в России и среди ее сентиментальных жителей.

А как же помещичья Россия? Путешествуя вместе с Чичиковым по страницам поэмы, видим, что реально существующие помещики на самом деле являются «мертвыми душами». Поместье Манилова - парадный фасад России. Внутри дома пусто, грязно, краски серые, а рядом уживается расточительная праздность.

Без всякой цели существования прожигает жизнь Ноздрев.

Скупость Плюшкина обратилась в расточительство.

Жизнь Коробочки - это олицетворение скопидомства в России.

Получается, нет «живых душ» в городе N и в его округе? Что же, нет их и на Руси, вымерла она?

А как же крестьяне? Герцен говорил, что в поэме Гоголя проступают «позади мертвых душ - души живые».

Простой русский народ талантлив, а Чичиков этого не замечает на протяжении всего своего путешествия, потому что он сам - «мертвая душа». «Проницательный же читатель» обязательно это заметит. Каретник Михеев, плотник Степан Пробка - их талантливость открывается в их сноровистости, в широте и щедрости души, в ярости и безудержном веселье... «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит вся площадь...» Живая сила народа подчеркнута и нежеланием крестьян терпеть гнет. Доказательство тому - убийство заседателя Дробяжкина, массовое бегство от помещиков.

Искажаются высокие и добрые качества в царстве «мертвых душ», гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. «Эх, русский народец! не любит умирать своею смертью!»

Мне очень нравятся вот эти строки Анатолия Краснова:

И мне дано понять простое,
Что без тебя я не могу.
Опять со мной твои просторы,
Стою на скошенном лугу.

Н. В. Гоголь безгранично, беспредельно любил Родину, не представлял своей жизни без нее, и поэтому, путешествуя по России вместе с Чичиковым, мы видим бескрайние просторы России, лирические пейзажи, которые так любимы нами, сегодняшними читателями.

Вместе с тем мы видим и реальные картины жизни, которые на фоне прекрасной природы кажутся особенно горькими. «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» - восклицает Гоголь, думая о возможностях Родины, ее развитии. Не случайно он говорил, что «...сюжет «Мертвых душ» хорош тем... что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию...» Ведь дорога, путь, движение у Гоголя - это не только прямое значение, но и переносное, связанное с мыслью о возрождении и совершенстве как России в целом, так и каждого человека в отдельности. Но это в будущем. А может быть, говоря словами В. Астафьева, сам «Гоголь весь в будущем»?

Будущее России страстно и неудержимо вторгается в изображение действительности, существующей на страницах книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Счастливое будущее...

Совсем недавно я смотрела фильм «Окно в Париж». Это очень умный и глубокий фильм. В нем есть эпизод. У бывшего русского музыканта, живущего в Париже, появилась возможность вернуться в свой родной город. Он всегда много говорил о том, как не хватает ему той комнаты в коммунальной квартире на Садовой улице в Санкт-Петербурге. Когда же музыкант вернулся туда, то сильно испугался. И это очень горько. Горько, что русская душа мельчает. К сожалению, социальные и бытовые проблемы заставляют покидать пределы России умных, талантливых людей.

 
« Пред.   След. »