Модель мира в поэзии Ф. Тютчева и живописи Н. Рериха
02.04.2011 г.
Оглавление
Модель мира в поэзии Ф. Тютчева и живописи Н. Рериха
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

 

      Аналитическое наблюдение.

      Беседа:

 

При сопоставлении со стихотворением «День и ночь» что остается прежним, а что меняется в картинах дня и ночи, созданных Тютчевым в этом стихотворении?

 

В художественном мире этого стихотворения доминирует движение, сам процесс изменения мира: что именно и как меняется (не забывайте о вашей записи в тетради: пополняйте ее деталями)?

 

Последний катрен заканчивается вопросами - может ли человек, по мнению Тютчева, услышать на них ответы?

 

«Гул». Давайте постараемся почувствовать в этом слове каждый звук - «г-у-л». Постарайтесь дать характеристику каждому звуку и подумайте, почему поэт именно это слово выбирает из всего синонимического ряда для определения мелодии ночного мироздания?

 

      Первичное восприятие текста.

      Установочное задание: А сейчас вы услышите сразу два стихотворения - их прочтут (учитель называет имена школьников, которые заранее получили задание подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть). Ваша задача - воссоздайте из первоэлементов мироздания, которые найдете в этих стихотворениях, модель Вселенной, по Тютчеву.

 

      Выразительное чтение учителем стихотворений «Как океан объемлет шар земной» и «Как хорошо ты, о море ночное».

 

      Анализирующее наблюдение.

      Беседа:

 

Какие первоэлементы мироздания вы нашли, постарайтесь создать словесную модель Вселенной, используя эти первоэлементы.

 

Каков характер взаимосвязи этих первоэлементов - воды, земли, воздуха и огня?

 

Какую геометрическую фигуру чаще всего создает Тютчев образной системой своего художественного мира? Почему именно круг, вспомните, какое символическое значение имеет круг в мировом искусстве, мифологии, фольклоре? Какие из этих смысловых оттенков отражаются в круге тютчевской Вселенной?

 

Ритмы мироздания отражаются и в ритмическом рисунке поэтических строк - как именно?

 

Стихотворение «Как океан объемлет шар земной» написано пятистопным ямбом, а «Как хорошо ты, о море ночное» - четырехстопным дактилем (стихотворный размер могут определить сами школьники). Как вы думаете, что стихотворный размер открывает в содержании созданной поэтом художественной картины?

 

А теперь обратите внимание, где в художественном мире того и другого стихотворения «помещен» человек, есть ли отличия, что такая «помещённость» помогает нам понять во взаимоотношениях человека и мироздания? Почему в первом стихотворении - местоимение «мы» (и кто эти «мы»?), а во втором - «я»?

 

Давайте обратимся к вашим записям: чем они дополнились? Постарайтесь уже сейчас сделать пока предварительный вывод о модели мироздания в поэзии Тютчева.

 

      Установочное задание: На предыдущих уроках мы уже знакомились с личностью Тютчева, мне кажется, что и художественный мир Рериха откроется более глубоко, если мы узнаем несколько биографических штрихов. Послушайте сейчас мой небольшой рассказ и предположите, можем ли мы говорить о некоторой общности в биографиях Тютчева и Рериха? Какое мировидение могло быть сформировано, если Рерих прожил именно такую жизнь? Слово учителя: Родился Николай Рерих в Петербурге в 1874 году. Ранние впечатления детства - дом на Васильевском острове, загородное имение Извара под Петербургом. А еще - участие в раскопках кургана. Русская старина, история с детства вошли в жизнь Рериха - и уже навсегда. Учась одновременно в Академии художеств в мастерской Куинджи и на юридическом факультете университета, Рерих столь серьезно занялся славянской археологией, что ему доверили проводить самостоятельные раскопки.

 

      Рерих путешествует по старинным русским городам - Ярославль, Кострома, Ростов Великий, Тверь, Новгород, Суздаль, Владимир. Рериха чарует красота русских икон, их краски, лики изображенных святых. Потом мы увидим отблески этих красок в картинах художника. Создаются полотна, запечатлевшие историю Древней Руси, красоту и величие ее зодчества. Вслушайтесь в сами названия картин русского периода творчества: «Начало Руси. Славяне», «Ростов Великий», «Половецкий стан», «Пантелеймон-целитель», «Сергий-строитель», «Путивль», «Поход Владимира на Корсунь», «Славяне на Днепре». Углубляясь в культуру Древней Руси, Рерих все более убеждался в ее связях с Востоком, именно поэтому он давно вынашивал мечту о научно-художественной экспедиции в Индию. Эта мечта сбылась в 1923 году, когда_ получив визу британского министерства колоний, Рерих отплывает в Бомбей. Началось беспримерное путешествие Рериха по маршруту Индия-Гималаи-Алтай-Монголия-Китай-Индия, которое продолжалось пять лет. Высочайшие снежные перевалы, раскаленные пустыни, бурные горные реки, а еще - нападения вооруженных банд. Но именно в это время Рерих создал более пятисот живописных творений.

 

      Из семидесяти трех лет жизни двадцать Рерих прожил в Индии, там же он и похоронен. Художественные и философские творения Николая Рериха изучаются сейчас во многих странах мира, в России во многих городах созданы рериховские общества.

 

      Работа с живописью. Беседа:

 

Можем ли мы говорить о некоторой общности в биографиях Тютчева и Рериха?

 

Попробуйте предположить, какое мировосприятие могло быть сформировано именно такими жизненными вехами?

 

Обратите внимание на одну из картин Николая Рериха - «Канчэндзона». Как вы думаете, где должен находиться наблюдатель, чтобы увидеть именно так? Почему Рерих показывает землю с такой точки?

 

Всмотритесь в краски. Что вы увидели в них необычного? Где источник теплых тонов, а где - холодных?

 

Какие взаимоотношения между теплыми и холодными тонами картины: противоборство или единство?

 

Картина, как вы знаете, может передавать движение. Какое движение вы чувствуете в этой картине?

 

Почему Рерих передает не столько бурное движение, сколько как раз его отсутствие? Это мертвая или живая скованность? Что в картине помогло вам ответить на этот вопрос?

 

      Организация записи в тетради: : Продолжите ваши записи, но уже отмечайте образ мира и концепцию человека в художественной системе Рериха.

 

      Организация монологических ответов школьников: Попытайтесь сопоставить, каким видят мироздание Тютчев и Рерих? Что общего и что различного вы найдете?

 

      Первичное восприятие текста.

      Установочное задание: Мы уже постарались определить модель мироздания в поэзии Тютчева и живописи Рериха, немного поразмышляли о месте человека в этом мироздании. Наша дальнейшая задача - более глубоко разобраться в философии человека, и одно из стихотворений, которое в этом нам поможет, - «О чем ты воешь, ветр ночной».

 

      Выразительное чтение учителем стихотворения.

 

      Анализирующее наблюдение.

      Работа с музыкой: Мы уже не раз старались услышать «музыку сфер», отраженную в стихотворных текстах Тютчева. Я предлагаю вашему вниманию два музыкальных фрагмента: Вивальди «Времена года. Лето» и Брамс «Симфония №3, третья часть» (можно использовать также вторую часть «Лунной сонаты» Бетховена, Вагнер «Полет валькирий», Карл Орф «Кармина Бурана»), а вы предположите, который из них наиболее близок мелодии ночного ветра в стихотворении Тютчева. Свой выбор прокомментируйте и деталями стихотворения, и характером мелодии.

 

      Беседа:

 

Почему «ночной ветр» говорит «понятным сердцу языком», а хаос назван не только «древним», но и «родимым»?

 

О каком хаосе поэт говорит в последней строке стихотворения, какие «бури заснувшие» нельзя будить? Почему эти бури нельзя будить?

 

      Запись в тетради: Подобно тому как вы собирали цитатный и аналитический материал, помогающий осмыслить модель мироздания, постарайтесь оформлять ключевые детали и наиболее значимые размышления о философии человека в поэзии Тютчева и живописи Рериха. В конце урока мы сможем обменяться впечатлениями.


 
« Пред.   След. »