Инновационная методическая система учителя |
10.05.2010 г. | |
Инновационная методическая система учителя В современном мире, в котором динамично развиваются все сферы жизнедеятельности человека, активно проходят процессы глобализации, поздней модернизации, детрадиционализации, появляются новые требования к человеку. Все это определяет новый образ современного человека: уверенного, сильного, эрудированного, толерантного, творческого, а главное, умеющего и желающего учиться, осваивать новое. Сегодня, когда новшества вводятся во всех направлениях человеческой деятельности, знания особенностей инновационной деятельности становятся актуальными и необходимыми. Ускоренный темп развития общества требует подготовки учащихся к быстро меняющимся условиям. Именно поэтому школа постоянно находится между процессами стабилизации и развития, сохраняя традиционные эффективные образовательные технологии, должна непрерывно осваивать качественно новые, продуктивные в изменяющихся социальных условиях. Школа в современном мире будет жизнеспособной тогда, когда она будет инновационной. В целом развитие общества требует от учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Готовность педагогов к новаторской, исследовательской деятельности формируется в процессе включения в инновационный поиск, в опытно-экспериментальную работу, что ставит их в позицию непрерывного творческого переосмысления действительности и приводит к совершенствованию их мастерства, профессионализма. Технология конструирования инновационной методической системы учителя состоит из трех взаимосвязанных стадий - проектировочной, экспериментальной и рефлексивно-оценивающей. Проектировочная стадия начинается с разработки общего замысла новой методической системы. Разработка замысла направлена на прогнозирование конечного результата, который должен быть достигнут учителем в формировании личности школьников в условиях данной школы. С этой целью учителю необходимо пройти ряд последовательных теоретико-методологических процедур. Стадия проектирования инновационной методической системы работы учителя завершается определением образовательных, воспитательных и развивающих задач, отражающих планируемые изменения в развитии личности учащихся. Стадия экспериментальной реализации модели инновационной методической системы включает в себя разработку и апробацию содержательных и процессуальных компонентов методической системы, обеспечивающих реализацию целей и задач опытно-экспериментальной работы (авторских учебных программ, планов уроков, дидактических материалов, технологий обучения и т. д.). В качестве базовых технологий учителя многих инновационных школ основываются на следующих технологиях, разрабатываемых в концепции личностно ориентированного образования: - учебного диалога как способа подготовки учителя к личностно ориентированному педагогическому общению. Диалог в подготовке учащихся выступает одновременно и как содержание (опыт личностной креативности), и как процессуальная сторона обучения. - учебной имитационной игры, связанной с подготовкой к созданию ситуаций, актуализирующих личностные функции обучаемых в условиях специфической игровой мотивации (самовыражения, творчества, креативности). Заключительным этапом работы на стадии экспериментальной реализации модели авторской методической системы является деятельность, связанная с осуществлением проверки состоятельности предложенных в ней основных проектных решений при обязательном непрерывном отслеживании (мониторинге) эффективности их функционирования в условиях инновационного учебного процесса.Рефлексивно-оценивающая стадия предполагает анализ, осмысление и оценку всего хода и результатов опытно-экспериментальной работы по конструированию инновационной (авторской) методической системы. На этой стадии важно иметь четкие критерии, по которым можно судить об эффективности педагогической деятельности. Приняты следующие критерии деятельности учителя по конструированию инновационной (авторской) методической системы: - наличие четко и диагностично заданной цели, т. е. корректно-измеримое представление понятий, операций, деятельности учащихся как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели; - представление изучаемого содержания в виде системы познавательных или практических задач и способов их решения; - указание способов взаимодействия участников учебного процесса; - наличие достаточно жесткой логики, последовательности определенных этапов усвоения данной предметной области (темы, материала сферы деятельности, педагогической функции); -мотивационное обеспечение деятельности учащихся и реализации их личностных функций в этом процессе (сознательный выбор, понятие деятельности, определение ее смысла, креативной позиции); - применение в учебном процессе новейших технологических средств и способов переработки информации. Процесс разработки авторской методической системы - не одномоментный акт. Он занимает довольно длительный период. Педагогический процесс, ориентированный на развитие личности, предполагает реализацию учителем индивидуально-творческой (субъектно-авторской) модели педагогической деятельности, требующей внесения авторского начала в целеполагание, отбор и конструирование содержания обучения, в структуре которого представлен собственный личностный опыт учителя в построении методической системы, реализующей индивидуальный стиль его деятельности. Результатом творческого саморазвития учителя в педагогической деятельности является создание им собственной авторской педагогической системы, в структуре которой исследователи выделили следующие подсистемы: - индивидуальная совокупность личностных и профессиональных качеств учителя; - педагогическая технология, адаптированная к индивидуальности учителя, выражающая своеобразие его профессионального мировоззрения; - специфическое коммуникативное пространство как стилевая характеристика профессионального общения и поведения педагога. Педагогам, ведущим инновационный поиск по созданию авторской методической системы, целесообразно ориентироваться на следующие критерии ее сформированности: - субъектность педагога в его профессиональной деятельности, что выражается в авторском подходе к постановке целей, выработке содержания занятий, разработке средств создания ситуации развития личности воспитанника; - адаптированность к индивидуально-стилевым особенностям учителя; - соавторство учителя и ученика в разработке всех компонентов педагогического процесса - его целей, средств, ожидаемых результатов, критериев их оценивания; - технологичность педагогической деятельности, ее результативность, совпадение результатов педагогического процесса с диагностично заданной целью; - обеспечение единства личностно-смыслового и когнитивного развития учащихся. Таким образом, педагоги, у которых сформирована готовность к целенаправленному поиску и введению в свою деятельность конструктивных новшеств, обладают не только высоким интеллектуальным и творческим потенциалом, но и критическим отношением к действительности, стремлением к ее рефлексии, поиску альтернативы в своей профессиональной деятельности.
|
« Пред. |
---|