Рабочая программа по литературе, 5 класс |
29.08.2010 г. | ||||
Страница 2 из 2
Введение. Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы. Славянские мифы. «Сотворение земли». Языческие представления о Земле и ее создании Устное народное творчество. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Малые жанры фольклора. Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр. Русские народные сказки. «Царевна - лягушка». Иван - крестьянский сын и чудо - юдо». Из Древнерусской литературы. Связь литературы с фольклором. «Повесть временных лет». Из литературы 18 века. М. В. Ломоносов. «Случилось вместе два астронома в пиру..» Из литературы 19 века. И.А.Крылов. « Ворона и лисица», « Волк и ягненок», « Свинья под дубом», «Волк на псарне». Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова. В. А. Жуковский. «Спящая красавица», «Кубок». Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А. Жуковского-переводчика. А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке. М. Ю. Лермонтов «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата - защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы. Н. В. Гоголь« Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы. Н.А.Некрасов. «На Волге». Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. « Мороз , красный нос». Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме. А.В. Кольцов Стихотворение «Косарь» Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность. Ф.И. Тютчев Стихотворение «Есть в осени первоначальной...». Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения. А.А. Фет Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом...», «Учись у них - у дуба, у березы...». Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме. И. С. Тургенев. « Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления. Л. Н. Толстой. « Кавказский пленник» А. П. Чехов. « Хирургия». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Роль художественной детали. В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести. А.И. Куприн «Тапер», «Скворцы». П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». А.П. Платонов «Никита» . В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы. Русские поэты о Родине. А. Майков, А. Пушкин. А. Фет, Ф. Тютчев, В. Кольцов. Дети и война. К. Симонов « Майор привез мальчишку на лафете». А. Твардовский « Рассказ танкиста» Русские поэты 20 века. Родине и родной природе. Н. Рубцов « Родная деревня». Д. Кедрин «Аленушка». А. А. Прокофьев « Аленушка». С. Есенин. « Разгулялась вьюга». И. Бунин. «Леса в снегу» С. Черный. «Кавказский пленник » Из зарубежной литературы. Стивенсон. « Вересковый мед». Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Г. X. Андерсен. «Снежная королева». Ж. Санд. « О чем говорят цветы?» М. Твен. « Приключения Тома Сойера». Лондон. «Сказания о Кише». Региональный компонент П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона». Петров- Бирюк «Чтение Кутузовым басни « Волк на псарне». Тема Дона в творчестве А. С. Пушкина. Донские писатели о войне 1812 года. А.С. Серафимович «Маленький Шахтер» Война и дети - тема многих стихотворений о войне в творчестве донских поэтов. Эпизоды из рассказа М. Шолохова « Нахаленок».
К концу 5 класса учащиеся должны знать/ понимать:
уметь:
Литература 1. «Литература. 5 кл.: учеб.-хретоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - 5-е изд. -М.: Прсвещение, 2004» 2. «Литература. 5 кл.: учеб.-хретоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - 3-е изд. -М.: Прсвещение, 2002» 3. «Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 5-7 классах. - Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005.» 4. «Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 5 класс» / О. А. Еремина - М.: Издательство «Экзамен», 2006» 5. «Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 5 класс» /
|
« Пред. | След. » |
---|