Рабочая программа по литературе, 5 класс
29.08.2010 г.
Оглавление
Рабочая программа по литературе, 5 класс
Страница 2

Введение.

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.

Славянские мифы.

«Сотворение земли». Языческие представления о Земле и ее создании

Устное народное творчество.

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Малые жанры фольклора.

Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.

Русские народные сказки.

«Царевна - лягушка». Иван - крестьянский сын и чудо - юдо».

Из   Древнерусской   литературы.

Связь литературы с фольклором. «Повесть временных лет».

Из   литературы 18 века.

М. В. Ломоносов. «Случилось вместе два  астронома  в пиру..»

Из   литературы 19 века.

И.А.Крылов. « Ворона и лисица», « Волк и  ягненок», « Свинья   под дубом», «Волк на псарне».

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.

В. А. Жуковский.

 «Спящая красавица», «Кубок». Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А. Жуковского-переводчика.

А. С. Пушкин. Пролог  к поэме «Руслан и Людмила», «Сказка  о мертвой царевне и семи богатырях». Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра.  Понятие о стихотворной сказке.

М. Ю. Лермонтов «Бородино». История  Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата - защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

Н. В. Гоголь« Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

Н.А.Некрасов. «На  Волге». Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. « Мороз , красный нос». Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.

А.В. Кольцов

Стихотворение «Косарь»  Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность.

Ф.И. Тютчев

Стихотворение «Есть в осени первоначальной...». Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.

А.А. Фет

Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом...», «Учись у них - у дуба, у березы...».

Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.

И. С. Тургенев. « Муму».  Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.

Л. Н. Толстой. « Кавказский пленник»

А. П. Чехов. « Хирургия». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Роль художественной детали.

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.

А.И. Куприн «Тапер», «Скворцы».

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».

А.П. Платонов «Никита» .

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.

Русские поэты  о   Родине. А. Майков, А. Пушкин. А. Фет, Ф. Тютчев, В. Кольцов.

Дети   и   война. К. Симонов « Майор привез   мальчишку на  лафете». А. Твардовский « Рассказ    танкиста»

Русские   поэты   20 века. Родине и родной   природе. Н. Рубцов « Родная   деревня».   Д. Кедрин «Аленушка». А. А. Прокофьев « Аленушка». С. Есенин. « Разгулялась вьюга». И. Бунин. «Леса в снегу»

С. Черный. «Кавказский пленник »

Из   зарубежной литературы. Стивенсон. « Вересковый мед».

Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

Г. X. Андерсен. «Снежная королева».

Ж. Санд. « О чем  говорят цветы?»

М. Твен. « Приключения Тома  Сойера».

Лондон. «Сказания  о Кише».

Региональный компонент

П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».

Петров- Бирюк «Чтение Кутузовым  басни « Волк  на псарне».

Тема Дона в творчестве А. С. Пушкина.

Донские писатели  о войне 1812 года.

А.С. Серафимович «Маленький Шахтер»

Война и дети - тема многих  стихотворений о войне в  творчестве донских  поэтов.

Эпизоды  из  рассказа М. Шолохова « Нахаленок».

 

К концу 5 класса учащиеся должны

знать/ понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

     уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста,
  • состав­лять тезисы и план прочитанного;
  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

 

 

Литература

1.       «Литература. 5 кл.: учеб.-хретоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - 5-е изд. -М.: Прсвещение, 2004»

2.      «Литература. 5 кл.: учеб.-хретоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - 3-е изд. -М.: Прсвещение, 2002»

3.      «Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 5-7 классах. - Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005.»

4.      «Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 5 класс» / О. А. Еремина - М.: Издательство «Экзамен», 2006»

5.      «Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 5 класс» /

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 
« Пред.   След. »