Поурочное планирование "Культура 20 века"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочное планирование "Культура 20 века"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5


34. Художественная культура и техника

Тема урока: 34.1. Искусство кинематографа - 2 урока.

  • Рождение кинематографа в конце XIX века.
  • Двойственный характер киноизображения: "реальность, воспроизведенная механизмом", "движение, сложенное из неподвижных кадров".
  • Прообразы киноискусства: передача движения в живописи древнего человека, теневой театр, театр изображений (лубки), волшебный фонарь, "косморама", фотография.
  • Сознательное кадрирование реальности как основа фотоискусства.
  • "Неподвижная камера" как первая форма киноискусства.
  • Изобретение движения кинокамеры, уподобление ее живому глазу зрителя.
  • "Описательное" и "драматическое" (устанавливающее отношения между персонажами) движение камеры.
  • Виды передвижений аппарата и их выразительные возможности:
    • трэвеллинг - движение укрепленной камеры в горизонтальной или вертикальной плоскостях. Боковой трэвеллинг как описание. "Отъезд камеры" как заключение сцены, передача чувства морального освобождения, передача ощущения нарастающего одиночества. "Наезд камеры" как передача естественной заинтересованности человека, проникновения во внутренний мир персонажа;
    • панорамная съемка - движение камеры вокруг неподвижной оси (вертикальной или горизонтальной). Передача панорамной съемкой движения осматривания, иллюзии головокружения. Установление отношений между персонажами при помощи панорамной съемки;
    • траекторная съемка - свободное движение киноаппарата. Установление зрительных акцентов при помощи траекторной съемки.
  • Общие и крупные планы в кинематографе. Человек как часть окружающего мира - основной смысл общего плана. Передача конкретных черт личности крупным планом.
  • Проблемы освещения в кинематографе. Психологическое и символическое использование света в кино.
  • Специфика декораций и костюмов в кино. Их отличие от театральных декораций и костюмов (более конкретны и менее стилизованы).
  • Рождение звукового кино и контрапунктическое использование звука в современном кинематографе.
  • Кинокадр (часть пленки от одной склейки до другой) как элементарная единица киноизображения.
  • Мультипликация как искусство монтажа.
  • Основные виды киномонтажа и их выразительные возможности: прямой монтаж (передача четкой логической последовательности), возвратный монтаж (фильм как воспоминание), параллельный монтаж (фильм-ассоциация).
  • Ритм смены кадров, который задает ритм зрительского восприятия фильма.

Задания:

1.     Представьте, что вы позируете художнику для портрета и фотохудожнику для фотопортрета. В каком случае ваш внутренний мир, желаете вы этого или нет, проявится более явно? А в каком случае можно "обмануть" художника и представить ему то, чем вы, на самом деле, не являетесь?

2.     Известно, что устройство компьютера, так или иначе, повторяет устройство человеческого мозга. А какие процессы, происходящие в человеческом организме, воспроизводит работа кинокамеры? А монтажного стола?

3.     При восприятии житийной иконы с клеймами мы имеем возможность видеть одновременно и образ святого и ключевые эпизоды его жизни. А можно ли с помощью искусства кино добиться такого же эффекта восприятия? Если да, то какие бы приемы вы использовали?

4.     Представьте себе, что вы снимаете фильм о взаимоотношении голосов в полифоническом произведении. Какие вы бы предложили декорации и костюмы для персонажей?

5.     Как вы думаете, какое из средств художественной выразительности музыкального искусства соответствует свету в киноискусстве?

6.     Известно, что в мультипликации часто используют бытовые вещи в качестве персонажей. Попробуйте мысленно разобрать афинский Парфенон на части, наделить эти части характером и выстроить на их взаимоотношениях фильм. О чем у вас получится произведение?

7.     А теперь попробуйте представить известный вам кинофильм в виде архитектурного сооружения. Опишите (или нарисуйте) его.


35. Музыкальная культура XX века

Тема урока: 35.1. Поиски в русской музыке рубежа веков - 4 урока.

  • Религиозно-философское осмысление мира на рубеже веков в творчестве С.И. Танеева:
    • широкая общественная деятельность С.И. Танеева как обязательная часть его мировоззрения - "совместность делания музыки" ("мировой учитель" по выражению А.К. Глазунова, директор Московской консерватории в 1885 - 1889 годах);
    • нравственно-философская проблематика произведений С.И. Танеева, выраженная классически ясным языком - предчувствие в музыке неоклассицизма XX века;
    • интерес к полифонической эпохе (XV - XVII века) и претворение принципов полифонического развития в современных условиях;
    • попытки создания современной оперы на античный сюжет ("Орестея" по Эсхилу);
    • создание музыкального жанра лирико-философской кантаты ("Иоанн Дамаскин", "По прочтении псалма").
  • Развитие русского музыкального романтизма в творчестве С.В. Рахманинова (1873-1943):
    • становление самостоятельного композиторского мышления под влиянием творчества и личности П.И. Чайковского;
    • проявление дарования во многих областях музыкального творчества (пианист, дирижер, композитор);
    • постижение драматургической основы музыки при работе в Московской частной опере С.И. Мамонтова, Большом театре и, особенно, при работе с Ф.И. Шаляпиным;
    • обостренное лирическое ощущение своеобразия России в эпоху крупных социальных потрясений (1-я половина XX века) в творчестве С.Рахманинова;
    • сочетание необычайно широкого мелодического дыхания с ясным упругим ритмом как основа мелодики в произведениях С. Рахманинова;
    • "колокольность" как звуковая и стилистическая особенность гармонии С.Рахманинова.
  • Идеи "космичности" музыки и преобразующей силы музыкального искусства в творчестве А.Н. Скрябина (1871-1915):
    • ранее проявление музыкального дарования и учеба у лучших русских музыкантов (С.И. Танеева, Г.Э Конюса, В.И. Сафонова, А.С. Аренского);
    • начало самостоятельной творческой деятельности в качестве концертирующего пианиста (камерность и одухотворенность исполнения);
    • постепенное складывание в ранних сочинениях собственного композиторского стиля (импульсивная ритмика, изысканные интонации, острые диссонирующие звучания, легкость и воздушность музыкальной фактуры);
    • попытка показать путь человеческой души "от хаоса и отчаяния к свободе и свету" в Третьей сонате для фортепиано, названной автором "Состояния души";
    • занятия философией, дружба с С.Н. Трубецким и стремление выразить философские истины в музыке (Третья симфония - "Божественная поэма");
    • замысел грандиозной синтетической светомузыкальной Мистерии - общечеловеческого соборного действа, включающего "симфонии ароматов, прикосновений" и призванного "преобразовать не только дух человека, но и самый мир". "Поэма экстаза" и "Пометей" как эскизы к будущему вселенскому произведению.
  • Поиски нового музыкального языка в творчестве И.Ф. Стравинского:
    • попытки музыкального воплощения различных сторон звуковой культуры России в балетах, сочиненных по заказу С. Дягилева - "Жар-птица" (русский фольклор), "Петрушка" (балаганные представления), "Весна священная" (языческий обряд плодородия), "Свадебка" (обряд русской свадьбы);
    • музыкальный неоклассицизм И. Стравинского как реакция на музыку романтическую, импрессионистическую и эксперссионистическую.
    • спользование классицистических музыкальных жанров - оратория (опера-оратория "Царь Эдип"), классицистическая опера (опера "Похождение повесы"), придворный балет эпохи Людовика XIV (балет "Аполлон Мусагет"), английская духовная музыка ("Кантата на тексты староанглийских поэтов"). Пародийное отношение к классицистическим ценностям (балет "Игра в карты");
    • освоение музыкального языка "нововенской школы" (серийной техники) как попытка передать в музыке духовное содержание ("Священное песнопение", "Плач пророка Иеремии", музыкальное представление "Потоп").

Задания:

1.     Как вы думаете, можно ли говорить о Ћполифоничности мышленияЛ русских художников и архитекторов рубежа веков и в каком смысле?

2.     Познакомьтесь с Вступлением к поэме "Возмездие" А. Блока. Подумайте, в творчестве кого из композиторов XIX века ярче всего проявилось блоковское ощущение уходящего столетия? А в творчестве каких композиторов рубежа веков - ощущение Блока от надвигающегося столетия?

3.     Как вы думаете, имеет ли цветомузыка современных дискотек какое-либо отношение к идеям А. Скрябина?

4.     Подумайте, что могло объединять И. Стравинского с художниками "Мира искусства" в совместной работе в антрепризе С. Дягилева?


Тема урока: 35.2. Мечта и реальность в музыке С. Прокофьева - 2 урока.

  • Сложные повороты судьбы С.С. Прокофьева (учеба и первые успехи, эмиграция, возвращение на Родину, награды и осуждение).
  • Ясное, гармоничное и радостное ощущение деятельной, энергичной жизни как основа музыкальных образов в творчестве С. Прокофьева.
  • Попытки уйти от музыкального романтизма и музыкального символизма, свойственных музыке начала XX века.
  • Поиски нового музыкального языка (расширенное понимание тональности; пристрастие к необычным, экстремальным, звучаниям).
  • Непрерывность музыкально-драматического развития, точность музыкальных характеристик, тщательность построения музыкальной декламации в зависимости от драматургической задачи персонажа в операх С. Прокофьева. Развитие традиции русской речитативной оперы.
  • Разнообразие оперных жанров в творчестве С. Прокофьева: эпос ("Война и мир" по Л.Н. Толстому), психологическая драма ("Игрок" по Ф.М. Достоевскому), символическое полотно ("Огненный ангел" по В.Я. Брюсову), сатирическая сказка ("Любовь к трем апельсинам" по К. Гоцци).
  • Работа в кинематографе ("Александр Невский", "Иван Грозный") и перенесение черт киномузыки (фрагментарность, острая характеристичность, особое внимание к времени) в симфонии и балеты.
  • Построение балета ("Золушка", "Ромео и Джульетта") по законам симфонического произведения. Отражение в музыкальных образах балета "Ромео и Джульетта" общественных противоречий в России в первой половине XX века.

Задания:

1.     Попробуйте представить живописное полотно, в котором автор стремится избежать романтического выражения и символического отражения действительности. Опишите его.

2.     Перечислите жизненные ситуации, в которых вам хотелось бы не говорить, а петь. А в каких ситуациях "уместнее" будет звучать речитатив?

3.     Попробуйте предложить свою систему записи (не нотную) прозаической речи, стихотворной речи, пения.

4.     Известно, что часто делают видеозапись выдающихся балетов. Можно ли в этом случае утверждать, что с экрана звучит киномузыка?

5.     Внимательно прослушайте эпизод "Монтекки и Капулети" из балета С. Прокофьева "Ромео и Джульетта". Какой эпизод из русской истории XX века эта музыка могла бы, по-вашему, характеризовать?


Тема урока: 35.3. Творчество Д. Шостаковича - 2 урока.

  • Произведения Д. Шостаковича как "музыкальные документы советской эпохи". Отражение в них социальных потрясений в России XX века и судьбы личности в советском государстве.
  • Использование в творчестве практически всех современных средств музыкального языка, вплоть до сонорики, пуантилизма и автоматического письма.
  • Раннее складывание индивидуального композиторского стиля и отражение в нем Ћстилистических знаков эпохиЛ: бурная динамика развития, неожиданные контрасты, смелые тематические преобразования, соединение тонкой лирики с юмором, полифоничность развития музыкальной ткани.
  • Преобладающая роль симфонии в творчестве композитора:
    • отражение в симфониях социальных конфликтов в восприятии личности;
    • воплощение трагического мироощущения 30-х годов XX столетия в Пятой симфонии;
    • Седьмая симфония как памятник борьбы человечества против тираний XX века;
    • создание синтетического жанра симфонии-оратории (13 симфония).
  • Воплощение трагически гротесковых образов Н. Гоголя в опере "Нос". Необычайное усиление экспрессивности музыкальной декламации.
  • Сочетание музыкального гротеска с элементами романса и протяжной песни в опере "Леди Макбет Мценского уезда" (по Н.С. Лескову).
  • Широкое использование городского песенного фольклора в симфонической (симфония Й 11 "1905 год") и музыке к кинофильмам.

Задания:

1.     Попробуйте предложить список музыкальных "стилистических знаков эпохи" для античности, барокко, классицизма.

2.     Как вы думаете, почему именно жанр симфонии так хорошо подходит для выражения крупных социальных конфликтов XX века?

3.     Какие вы знаете произведения мирового искусства, в которых выражена идея борьбы против тирании?

4.     Подумайте, можно ли передать трагическое мироощущение в архитектурном сооружении? Если да, то как оно будет выглядеть?

5.     Представьте, что вам "заказали" юмористическое музыкальное произведение. Какие выразительные средства для создания смешного образа вы бы выбрали?


Тема урока: 35.4. Массовая музыкальная культура XX века - 1 урок.

  • Массовая культура как особый тип культуры, получивший распространение в XX веке в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации.
  • Индустриально-коммерческий характер массовой культуры.
  • Широкий диапазон форм массовой культуры от китча (комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, "мыльная опера") до сложных содержательных форм (рок-опера, интеллектуальный детектив, поп-арт).
  • Отличительная черта произведений массовой культуры - постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным.
  • Основные функции массовой культуры: досуг, развлечение, игра, общение, эмоциональная разрядка.
  • Распространение массовой музыкальной культуры через радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и тесная связь распространения массовой культуры с уровнем технических достижений.
  • Массовая песня как основной жанр массовой музыкальной культуры 20 - 70-х годов:
    • простота музыкального языка массовой песни, в отличие от профессиональной песни;
    • ясность музыкальной и поэтической формы массовой песни (как правило, куплетная форма);
    • официальная "композиторская" и неофициальная "авторская" песни (И. Дунаевский, Н. Богословский, В. Соловьев-Седой, В. Высоцкий, Б. Окуджава);
    • предельное внимание к исполнителям в сфере массовой песни (Э. Пиаф, Д. Дасен, Ш. Азнавур, М. Матье).
  • Формирование в 50-х годах в Великобритании и США рок-музыки как специфической сферы молодежной массовой культуры. Особенности рок-музыки:
    • опора на блюзовую мелодику и ритмику;
    • усиленное подчеркивание ритма;
    • применение электронного оборудования для усиления звука до крайних пределов;
    • повышенная экспрессивность исполнения и восприятия музыки.
  • Множество течений рок-музыки:
    • психоделический рок, связанный с культурой "хиппи" 60-х годов и "панк-рок" 70-х годов;
    • "тяжелый" и "мягкий" рок (по динамической интенсивности);
    • "афро-рок", "барокко-рок", "джаз-рок", "фолк-рок" (по взаимодействию с теми или иными музыкальными традициями);
    • "рок-концерт", "рок-опера" (по формам представления зрителю-слушателю).

Задания:

1.     Какие формы массовой культуры предыдущих эпох вы можете вспомнить?

2.     Подумайте, что могло заменять "мыльную оперу" массовому населению Европы от Средневековья до XIX века?

3.     Подумайте, чем творчество русских "бардов" 60-х годов отличается от творчества средневековых трубадуров?

4.     С какой формой массового развлечения в Средние века можно сравнить современный рок-концерт? Что в них общего?

5.     Попробуйте проанализировать творчество любимой вами эстрадной группы (или отдельного артиста) с точки зрения отличительных черт массовой культуры.


 
« Пред.   След. »