Гражданское воспитание на уроках литературы
08.09.2010 г.
Оглавление
Гражданское воспитание на уроках литературы
Страница 2

Гражданское воспитание на уроках литературы в 9-10 классах.

 

В последние годы  в педагогике мало уделяется внимание воспитательным возможностям школьных предметов. Часто сталкиваюсь с мнением, что учитель  обязан дать сумму знаний, а воспитывать учащихся будут дома, займитесь лучше воспитанием своих детей. Но  годы работы   убедили меня в том, что личность формируется в школьные годы.  Именно в стенах школы происходит социализация  ребенка / адаптация учащихся к социальной действительности/. А наш предмет передает нормы и модели поведения, ценности, мышление автора, героев произведений.   В результате,  хотим мы этого или нет, но  на образцах поведения автора и его героев учащиеся  учатся  социальным ролям, знакомятся с   этапами становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные черты личности. В результате ученик участвует в собственной социализации и в выражении им ценностей и норм культуры.  Начинается поиск своего «Я». Складывается собственная система представлений о себе самом, о мире и других людях - процесс адаптации.

Адаптация означает стремление найти в своем внутреннем мире те черты, которые помогают установить гуманные отношения с другими людьми.

Наша задача - стимулировать процесс нравственного развития личности, ее взаимосвязь с социальной средой.  А литература  способствует приобретению ими социальных навыков,  учитель помогает становлению личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные черты личности. Поэтому, воспитательные возможности нашего предмета огромны, но вся беда в том, что мало  часов отводится на изучение литературы.  Но, даже исходя из этого малого количества часов, мы уделяем большое внимание воспитательным задачам предмета.  Конечно, решение  воспитательных задач - сложный процесс.  Но литература - единственный предмет в школе, который обращен не только к уму человека, но, прежде всего,  к сердцу. Поэтому, задача воспитания  личности, гражданина актуальна для всего мира, но особенно она важна для России: кризис во всех сферах жизни.  Сейчас у нашей молодежи очень низкая  политико-правовая культура. Молодое поколение уверено в том, что у каждого  лишь права и полная свобода. Молодые люди  с возрастом становятся все более циничными,  равнодушными  к  окружающим, потребительски относятся  к  близким,  к  школе,  к  государству.  А о патриотизме и вовсе не знают. Нет этого понятия в их словарном запасе.  «Размыты» значения слов «Честь», «Совесть», «Долг», «Родина», «Отечество».

Я человек старой закалки.  И «Отечество», «Родина» для меня не пустые слова. 15 лет моя семья прожила в Казахстане. И  тосковать  по Родине, и  жить мечтой  -  вернуться на Родину, я  ощутила сама.  Я учитель.  И каждый день слышу разговоры ребят, вижу их взаимоотношения, отношение к окружению, их  моральный и духовный уровень.   Да, в течение последних лет многое изменилось (мягко говоря): изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения между людьми, отношения гражданина России с Государством и обществом.  И мы, учителя, меняемся, многое переосмыслили, особенно свою роль в воспитании молодежи. А молодежь, в основном, у нас прекрасная. Поэтому, как гражданин своей страны, я не могу  равнодушно созерцать происходящее.  Как учитель, как гражданин, считаю, что  ответственна за формирование личности учащегося на своих уроках. Что  несу ответственность  не только за знания, но и за воспитание будущего поколения. Все это и  подтолкнуло к  выбору  методической темы:  

 «Гражданское воспитание на уроках литературы», и начались поиски решения проблемы.

Но для себя сразу определила, что  должна  уметь говорить на языке ценностей - воодушевленно,  безоценочно,    позитивно, я поняла, что нельзя проецировать свои индивидуальные чаяния, неудовлетворенность, интересы, моральные предпочтения. Это очень трудно.  Моя задача  - необходимо передавать общественно значимые моральные установки, а не собственную систему моральных ценностей.   Затем, были следующие шаги:

Этапы работы.

  1. Анализ воспитательных возможностей предмета.
  2. Более глубокое осознание требований предмета.
  3. Формулирование воспитательных задач каждой темы (не урока) при составлении календарных планов.
  4. Отбор соответствующего  содержания учебного материала с учетом особенностей учеников того или иного класса, т.к. классы сильно отличаются друг от друга: одни из них характеризуются высоким уровнем  сознательной дисциплины, ответственным отношением к учению, сформированным чувством ответственности, в других - случаи безответственности, нарушения дисциплины на уроках, невыполнением домашнего задания. Отсюда ясно, что при планировании воспитательных задач  должна подходить дифференцированно.
  5.  Продумала пути реализации воспитательных задач через содержание изучаемого материала:

-продумала содержание своей деятельности, деятельности учеников;

-подобрала соответствующие виды работ учащихся на уроке;

-запланировала практические действия  учеников,

-продумала выводы и обобщения.

      6. Очень важно еще и выработать у учащихся умения применять эти идеи,   

          закономерности. Но, к сожалению, это уже проявляется лишь через годы.

Вывод.

Весь целостный учебно-воспитательный процесс: задачи, содержание, разработки тем уроков, формы и методы, личностное влияние учителя, учебно-материальное обеспечение -  помогают решению задачи гражданского воспитания на уроках.

Задачи  сформулированы  в методических пособиях:

 - дать определенные знания (о творчестве писателя...);

 - выработать следующие умения:  критически мыслить, анализировать ситуации, научить сотрудничать с людьми, воспитать терпимость,  чувство персональной ответственности за свои слова и поступки, т, е., должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, политики, и нравственную оценку героям произведений, а также

- формировать навыки, с помощью которых каждый сможет  грамотно реализовать свои личные права и свободы.

Реализуются эти сложные задачи  в процессе изучения жизни, деятельности и творчества писателей: на примере их жизни и деятельности можно раскрыть и обсудить самые разные вопросы и проблемы, при обсуждении на уроках произведений великих людей можно проследить формирование  мировоззрения личности. Именно литературные образы позволяют видеть сложность становления личности, увидеть противоречия, которые свойственны герою, позволяют вовлечь школьников в анализ поступков, взглядов, жизненной позиции героев, высказать свою точку зрения на поступки героев, потому что именно на героях произведений можно рассмотреть конкретную ситуацию с различных точек зрения, обсудить проблемные вопросы.  На уроках есть возможность вовлечь школьников в анализ поступков, взглядов, жизненной позиции как героев, так и авторов. Поэтому, я считаю, что литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании.  Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, референдумы,  проектная форма ( разработка и реализация проекта), анкетирование, интервью, наблюдение, эксперименты...  Для решения гражданского воспитания на уроках литературы рекомендуется множество современных технологий. Но я предпочитаю следующие формы и виды уроков:  урок-исследование,  мини-исследования, семинар, обсуждение проблем, конкретных ситуаций,  работа в группах,  защита позиций автора или героев, работа с текстом, тренинги, дискуссии (особенно «горячие», «трудные» темы требуют принятия решения), именно на дискуссии ученик постигает моральные идеи: идеи добра, выявления их содержания. Именно в дискуссиях проявляется моральное суждение ученика. Именно на дискуссии он чаще осваивает вечные, непреходящие ценности, а это помогает ему приблизиться к своему внутреннему миру, лучше понять себя. Например, ученик переживает сильные эмоции при изучении «Севастопольских рассказов» Л.Толстого. На уроке осознает ценность человеческой жизни,  формируется неприятие убийств, войн.  Логическое восприятие общественных норм и ценностей  происходит в результате изучения исторического развития общества, государства, жизненного уклада народа (нравы, обычаи, нормы поведения). Во время дискуссии ученик переосмысливает свой, а также чужой жизненный опыт ( сравнивает, анализирует их нормы и ценности). Формы дискуссии самые разные: обмен, диалог, поддержание впечатлений, моделирование социальных процессов: суд, защита.

Я остановлюсь на некоторых произведениях, при изучении которых необходимо уделить внимание гражданскому воспитанию учащихся.

«Слово о полку Игореве». В этом произведении автор изложил свои раздумья о честолюбии и человеческой гордыне. Учит сопереживанию и любви к своей земле. Слышим боль за судьбу Русской земли. Объясняет читателю, в чем сила  русского народа: в единстве, в способности почувствовать чужую боль и в помощи в горе.  «Слово о полку Игореве» - урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.  На уроке можно провести мини-исследование: выделить отрывки из произведения с последующим комментированием на определенные темы:

как построен рассказ о походе Игоря?

как вы думаете, зачем введены в текст лирические отступления «Золотое слово» 

Святослава, обращение к князьям, плач Ярославны?

что общего во всех откликах на поход Игоря? (4 ч.)

Сделать вывод по мини- исследованию: каждая часть дает возможность увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек.

Кого из героев можно назвать защитником Земли Русской?

Каков идеал автора?

М.В.Ломоносов.  «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни  императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Очень глубокие мысли изложены в произведении о гражданственности, о гражданском воспитании. Главное для оды - тема России, ее процветание. Читать отрывки необходимо с патриотическим восторгом, призывом. Залог благополучия русского государства автор видит в образовании российского юношества. В произведении звучит призыв к российской молодежи - овладеть науками:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Эту же мысль продолжает  Д.И.Фонвизин в своей комедии «Недоросль», но более глубже.  Автор вскрывает проблемы гражданственности, образования и воспитания. Утверждает: вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом - об уме.

Тема урока. Герой и события. Проблемы гражданственности.

Цель урока: обсудить проблемы гражданственности, образования и воспитания в комедии.

Опережающее задание.  Выписать  к уроку-семинару высказывания и афоризмы из комедии на заданную тему. 

Вид урока. Семинар. Именно семинар дает возможность  ученику проявить большую самостоятельность, овладеть новыми умениями: работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное, умение говорить.

На уроке дается определение: «характеристика» - описание живого человека и характера, т.е., устойчивые особенности человека, зависящие от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся в действиях, поступках и высказываниях.  Дается характеристика главного героя. 


 
« Пред.   След. »