Система уроков по теме «Ф.М.Достоевский»
08.09.2010 г.
Оглавление
Система уроков по теме «Ф.М.Достоевский»
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9

II.    Вступительное слово учителя.

Работа с эпиграфом.

- Что знаете вы уже о Достоевском. По прочитанным произведениям что можно сказать об авторе? («Мальчик у Христа на елке» и др.)

(Ребята говорят о вере писателя).

- Как следует понимать слова эпиграфа? Какую высшую Правду искал писатель?

- Каковы особенности эпохи 60-80гг. XIX в.?

(Распространение западных теорий о переустройстве мира по законам справедливости (Сен-Симон, Фурье), нигилизм, отход от традиционных нравственных ценностей, атеизм растущего лагеря разночинцев и др.).

Ф.М.Достоевский вышел в историю литературы как писатель - философ, потому что в центре его произведений всегда была философская проблематика. Его герои сосредоточены на решении какой-то проблемы, их не интересует бытовая сторона жизни. «Русские мальчики», как называл Достоевский своих любимых героев, переполнены идеями о переустройстве мира. Основа конфликтов романов Достоевского - внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями. Суть этой борьбы - решение вопроса о добре и зле. Творчество Достоевского нельзя рассматривать вне общественно-политической атмосферы России 60-70годов XIX в. Это было время глубокого социального кризиса, распада вековых духовных ценностей. В это время появились первые симптомы общественной болезни, которая принесет неисчислимые беды человечеству XX века. Достоевский  одним из первых в мировой литературе дал ей точный социальный диагноз и суровый нравственный приговор. Вспомним сон Раскольникова накануне его душевного исцеления: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу... появились какие-то новые тризнины, существа микроскопические, вселявшие в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас бесноватыми и сумасшедшими...» что это за «мировая язва?» Достоевский видел, как нарастание революционного движения в России разрушало вековые устои общества, новое революционные теории освобождали человека от веры в Бога, разрушали историческую память. Юноша- разночинец, нигилист, брошенный в круговорот общественных страстей, оказался беззащитным перед соблазном власти, «недоконченных идей, сомнительных общественных теорий». Достоевский создает новый тип романа - идеологический. По замечанию исследователя Ю.Ф. Карякина, «Достоевский понял, сто за внешне привлекательные, математически выверенные и абсолютно неопровержимые теории приходится порой расплачиваться кровью, кровью большой». Это было установлено личным опытом.

Эпоха 60-80-х годов, эпоха нравственного нигилизма, породила чудовищные теории о том, какие беды они несут каждому человеку и всему человечеству, пророчески предупредил Достоевский, после личного революционного опыта пришедший к формуле: «Мир спасет красота»,  т.е. Христос, вера.

III. Биография писателя.

Материал дается в форме устного журнала (подготовлен группой учащихся, используются приложение № 1, приложение № 2, материалы выставки). Класс  составляет хронологическую таблицу, дополняет сведениями из биографической статьи учебника. По второму пункту плана с помощью материала учебника и вступительного слова учителя делает записи основных моментов мировоззрения Достоевского (отметить обязательно перелом в мировоззрении, происшедшей на каторге, от бунта революционной пропаганды к христианству, очищение страданием).

Рекомендуется учащимся, заинтересовавшимся биографией писателя, сделать дома более подробные записи, рефераты, оформить альбомы и т. п.

IV. Закрепление изученного. Контроль.

Составьте 2 правильных и 2 неправильных вопроса по биографии Достоевского. (Или 2 «толстых» общих, прямых и 2 «тонких» - глубоких, узких). Оценить.

V. Дома.

1. Написать эссе «Согласны ли вы с утверждением Достоевского, что красота спасет мир?»

2. Работа с романом «Преступление и наказание». (знать сюжет, особенности композиции, уметь назвать героев и коротко сказать о каждом главное, проблемы).

Урок 3 (урок-беседа).


 
« Пред.   След. »