Л.Н.Толстой и НИР школьников
08.09.2010 г.
Оглавление
Л.Н.Толстой и НИР школьников
Страница 2

Как известно, научное исследование - это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, и характеризуется оно объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Цели организации НИРШ существенно отличаются от собственно научных, так как задача такой деятельности заключается «в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося)»[5].

         Обратимся к опыту работы учителей тульской школы № 58, являющейся базой экспериментальной лаборатории кафедры русского языка Тульского государственного университета под руководством доктора педагогических наук Л. А. Константиновой. Здесь идеи экспериментальной техники реализуются в организации научно-исследовательской лингвистической и литературоведческой деятельности школьников. Рассмотрим эту деятельность в контексте изучения жизни и творчества Л. Н. Толстого.

Подготовка учащихся к научно-исследовательской работе ведётся с начальных классов. Учителя школы активно включаются в детские программы,   разработанные   сотрудниками  музея-усадьбы  Ясная Поляна: 1) интерактивные занятия «История в зеркале быта» (один день из жизни крестьянской семьи в подлинной атмосфере русского быта с погружением и переодеванием), «Урок в яснополянской школе» (знакомство с крестьянской школой XIX века, занятие по «Азбуке» Л. Н. Толстого), «Мы строим усадьбу»  (поэтапная  реконструкция строительства усадьбы), «Мы за чаем не скучаем»,  «Как  рукодельница семью одевала», «Потешный промысел»; 2) разнообразные   викторины:  литературное лото, литературно-историческая  викторина  «Вокруг  Толстого»  (неизвестное  о    писателе);   3) творческие  развлечения:  традиционные  русские  уличные игры,  святочные гадания, масленичные забавы;

4) проведение праздников в усадьбе: «Рождественская сказка», «Новогодние приключения», «Душа моя Масленица», «Праздников праздник».

Таким образом, под руководством преподавателей младшие школьники в игровых формах получают первоначальные знания об эпохе, в которой жил и творил Л. Н. Толстой, о самом писателе и его творчестве.

Учителя среднего и старшего звена продолжают работу, направляя её в исследовательское русло. Территориальная близость к Ясной Поляне даёт широкие возможности для расширения  знаний и сбора фактографического материала: пешие походы в усадьбу вдоль реки Воронки с традиционными литературными посиделками на Калиновом лугу; посещение деревни Кочаки, где сохранился старинный храм XVI века, рядом с которым находится семейное захоронение Толстых; проведение самоэкскурсий по усадьбе. Всё это позволяет изучать жизнь и творчество писателя в контексте мемориального пространства.

Подготовительная работа даёт учащимся возможность приобрести опыт, который, по мнению Л. Н. Толстого, является основой  обучения. В статье  «О народном образовании» он отмечает: «Всякое учение должно быть только ответом на вопрос, возбуждённый жизнью» (8,13). Он неоднократно подчёркивал, что задача преподавателя заключается в такой организации учебной деятельности детей, когда они, проходя в краткой, сокращённой форме сам путь открытия, идеи, самостоятельно добиваются определённых результатов. В нашем случае учитель создаёт ситуацию, в которой возникают вопросы, и  направляет работу учащихся, ищущих на них ответы.

Необходимо отметить, что, в отличие от чисто научного труда, педагог играет большую роль в организации НИРШ. Он не только контролирует деятельность ученика, но и формирует навыки работы над каждым этапом, что особенно важно в случае, если исследованием школьник занимается впервые.

Одним из важных этапов в организации НИРШ является выбор темы исследования. Важно, чтобы тема, с одной стороны, «охватывала круг программных вопросов, а с другой, расширяла этот круг, давая учащимся возможность познакомиться с материалом более широким, чем тот, который очерчен минимумом содержания образования.  Безусловно, большую роль в выборе темы играет научный руководитель, который учитывает интересы школьника, его возможности и общие цели обучения»[6]. Обычно идеи исследований возникают по ходу проведения подготовительной работы, во время которой учитель выявляет, какие вопросы интересуют школьников, помогает определить темы и сформулировать проблемы работ.

 Ученики нашей школы подготовили литературоведческие работы самой разнообразной тематики: «Власть тьмы или тьма власти? Интерпретация темы смертного греха в мировой литературе», «Истина или продукт судоговорения»? (по роману «Воскресение»)», «Гости Ясной Поляны. История одной записи», «Анна Каренина» на мировой сцене и в кинематографе», «Смерть или будущая жизнь... трудное дело», «Противоречивость Л. Н. Толстого в оценке классиков мировой литературы и музыки», «История детской души в творчестве Л. Н. Толстого и В. Гюго» и другие.

Интересным аспектом стали исследования лингвистического характера: «Особенности языка публицистических работ Л. Н. Толстого», «Русский и французский языки в жизни людей XIX века (на основе переписки Л. Н. Толстого)», «Диалекты нашей губернии XIX века», «Обращения - номинации родства в речи героев произведений Л. Н. Толстого», «Особенности употребления слов возрастных периодов в произведениях Л. Н. Толстого» и другие. Сущность и увлекательность искусства Толстой видел в красоте «выражения жизни в слове» (8, 301). Анализируя лексику произведений писателя, синтаксические конструкции, морфологические образования, стилистические средства, учащиеся не только расширяют свои общие лингвистические познания, узнают больше о жизни и творчестве своего великого земляка, но и постигают искусство слова.

Ученики нашей школы являются постоянными участниками Яснополянских чтений «Юность думает о будущем...», организованных научными сотрудниками музея-усадьбы, Толстовских чтений «Открытым сердцем говоря», проводимых   работниками Тульской областной детской библиотеки под патронажем директора музея В. И. Толстого.

При организации НИРШ необходимо учить школьников работать с трудами учёных по выбранной ими проблеме, поэтому задачей учителя является формирование у них навыков и умений  пользоваться источниками, составлять библиографию своей работы. Наши ученики, серьёзно занимающиеся вопросами изучения жизни и творчества Л. Н. Толстого, работают в библиотеке музея, где опытные специалисты помогают им подбирать нужный материал по разрабатываемой тематике. 

Педагогические идеи Л. Н.Толстого, направленные на формирование высоконравственного, образованного, духовно богатого, способного к самообразованию и творчеству, любящего своё отечество гражданина, легли в основу многих современных новых образовательных технологий, развивающих принципы сотрудничества, сотворчества, соразвития. По определению писателя, совместная работа детей и учителя должна способствовать развитию «высших» способностей - рефлексии, стремления к анализу, оценке, воображению, «поэтического чутья», которые являются базовыми как в интеллектуальном, так и в нравственном развитии детей.

Методика сотрудничества и лежит в основе организации научно-исследовательской деятельности школьников. Прежде всего, сотрудничество строится на совместной работе учителя и ученика, но может быть организовано и на работе  группы детей  над одним исследованием. Такая работа возможна при решении самых разнообразных проблем. Так, например, мы проводим исследование языка  писем и дневников Л. Н. Толстого. Каждый из школьников, работающих в данном направлении, получил задание проанализировать одну из языковых особенностей эпистолярного или мемуарного стиля писателя и его современников: грамматическую, лексическую или синтаксическую. Затем полученные результаты систематизируются, учащиеся делают общие выводы как об индивидуальном языке Л. Н. Толстого, так и об особенностях русского языка второй половины XIX века. Такая методическая направленность научно-исследовательской работы позволяет реализовать  комплексный подход к обучению, формирует практическую и осознанную грамотность учащихся. Одновременно происходит погружение в художественный мир писателя и то историческое время, в которое он жил и творил.  

Нравственное воспитание молодёжи Л. Н. Толстой связывал с прогрессом человечества, развитием человеческой культуры. В статье «Прогресс и определение образования» Толстой пишет: «Общий вечный закон написан в душе каждого человека. Закон прогресса, или совершенствования... Оставаясь личным, этот закон плодотворен и доступен каждому, перенесённый в историю, он делается праздной, пустой болтовнёй, ведущей к оправданию каждой бессмыслицы и фатализма (8, 333). Основой нравственного воспитания Толстой считал труд. В нём писатель видел оздоровляющее начало для людей. «Без ...труда, - писал он, - не бывает ... здоровых мыслей в голове» (45, 138). Научно-исследовательская деятельность школьников - труд, который помогает им совершать прогресс внутри себя и способствовать общему прогрессу человечества.

         Велика роль Толстого в разработке теоретических проблем педагогической науки. Он определил её задачи, выделил новое направление в истории педагогики, уточнил существующие понятия и отрефлексировал новые, адекватные в нашем понимании понятиям «усвоение», «присвоение». «Чтобы сделаться наукой, и плодотворной наукой, - указывал Толстой, - педагогике, по нашему убеждению, нужно перестать оставаться на абстрактных теориях, а принять за основание путь опыта и выводить свои положения от частных к общим, а не наоборот...» (8, 368). Освоение учителями  традиций писателя и педагога позволяет видеть в его идеалах то, что действенно для нашего времени, и воплощать это в своей деятельности.  



[1] Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.

[2] Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., Политиздат, 1984.

[3] Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1989.

[4] Кудрявая Н. В. Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого. М., РИО ПФ «Красный пролетарий», 1993.

[5] Леонтович А. В. Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся// Модернизация московского образования: механизмы развития и обновления (Из опыта работы по реализации программы «Столичное образование - 3»). М., 2004.

[6] Константинова Л. А., Романова Т. М. Известия ТулГУ. Язык и литература в мировом сообществе. Выпуск 12. Особенности структурной организации научно-исследовательской деятельности школьников по русскому языку. Тула, 2008.

 

 

 



 
След. »