Викторина по творчеству Пушкина
10.03.2011 г.
Оглавление
Викторина по творчеству Пушкина
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

229. Осень - «Красою тихою, блистающей смиренно», как «чахоточная дева», как «нелюбимое дитя в семье родной».
230. «Осень», «Ненастный день потух...», «Вновь я посетил...», «Когда за городом, задумчив, я брожу...», «Из Пиндемонти» («Не дорого ценю я громкие права...»).
231. «Зимнее утро» и «Евгений Онегин» - вчера вечером.
232. «Евгений Онегин» и «Пора, мой друг, пора...».
233. Три - «Три дня купеческая дочь Наташа пропадала...», «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком...», «Негде в тридевятом царстве, В тридесятом государстве...».
234. «...русский авось».
235. «Работает за семерых»: «Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, всё заготовит, закупит, Яичко испечет да сам и облупит... Кашу заварит, нянчится с дитятей». Балда - молот, кулак; в нижегородском говоре - палица, дубина (без порицания).
236. Хитростью: пустил бежать наперегонки с бесёнком зайца, а другого держал в руках; не бросал палку, дожидаясь тучки; ехал на лошади, делая вид, что несёт её.
237. «...до потолка», «...языка», «...ум».
238. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Медном всаднике».
239. На острове Буяне.
240. Четыре - город, белка, богатыри и превращение лебеди в царевну.
241. Четыре раза, последний раз - без Гвидона.
242. Повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха, первой он впился в правый глаз, второй - в левый, третьей - в нос.
243. Ткачиху с поварихой и Бабариху.
244. Гвидон называет её «старой бабушкой своей», значит, она - мать трех сестер и тёща Салтана.
245. Царица и мачеха в «Сказке о мёртвой царевне...».
246. Солнце, месяц и ветер.
247. Пес Соколко.
248. Дала новое корыто и избу, сделала старуху дворянкой и царицей, отказавшись превратить её во владычицу морскую.
249. Ядовитое растение с одурманивающим запахом, здесь - в значении «одуреть».
250. У Пушкина Чернавка, переодетая нищей черницей (монашкой), даёт царевне отравленное яблочко; в народной сказке мачеха под видом нищенки дарит падчерице рубашку, которую она надевает и умирает.
251. Царь Салтан был обманут и в конце концов исправил свою ошибку, а Дадон быстро забыл смерть своих сыновей, увидев шамаханскую царицу, и целую неделю пировал с нею.
252. Золотой петушок.
253. «Легендой об арабском звездочёте» американского романтика В. Ирвинга.
254. «Сказка о царе Салтане...» и «Сказка о мёртвой царевне...», «Сказка о золотом петушке».
255. «Повести Белкина».
256. Иван Петрович Белкин. В селе Горюхине. «История села Горюхина».
257. Соседом и приятелем Белкина, жившим в селе Ненарадово, где проживали герои «Метели» - Марья Гавриловна и её родители, а потом уехали оттуда.
258. Во-первых, она «ближайшая родственница и наследница» Белкина, а во-вторых, носит имя-отчество героини Грибоедова, которая всё и всех знала: «Ах, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
259. Из «Недоросля» Фонвизина - диалог Простаковой и Скотинина о любви не к истории, а к историям - насмешливая «заявка» на занимательность повестей.
260. Кишеневского приятеля Пушкина подполковника Ивана Петровича Липранди. Кстати, имя и отчество Белкина - Иван Петрович.
261. Эпизод дуэли, когда граф угощался черешнями, в то время как Сильвио целился в него. Так поступил и Пушкин в дуэли с Зубовым в 1822 г., но тот промахнулся, а поэт стрелять отказался.
262. В сражении под Скулянами, где небольшой греческий отряд воевал против турецкой армии.
263. Вид Швейцарии (пейзаж).
264. Над героями «Метели» - Марьей Гавриловной и Владимиром.
265. Онегин и Евгений («Медный всадник»). Сильвио («Выстрел») и Алексей («Барышня-крестьянка»). Бурмин («Метель») и Алексей.
266. У Марьи Гавриловны.
267. Возвращение блудного сына.
268. Самсон - библейский герой, которого любимая женщина лишила силы, заключённой в его волосах, и выдала врагам. А Вырина бросила и предала дочь, без которой он не смог жить.
269. «Гробовщик» и «Каменный гость» Пушкина.
270. «Станционный смотритель».
271. В. Г. Белинский.
272. В «Барышне-крестьянке» счастливый финал, в «Дубровском» влюблённые разлучаются.
273. Лиза превратилась в Акулину.
274. «Метель» - Бурмин объясняется в любви Марье Гавриловне, с которой уже был обвенчан.
275. В «Евгении Онегине» - гибелью Ленского, в «Выстреле» - унижением графа, пощажённого Сильвио, в «Каменном госте» - убийством Дона Карлоса, в «Капитанской дочке» - ранением Гринёва.
276. Рембрандта - «...я стократ видал точь-в-точь В картинах Рембрандта такие лица».
277. Во Франции, Австрии, Испании, Англии.
278. Антиномии (иногда - оксюмороны) с сочетанием несочетаемого: скупости и рыцарства, творца и ремесленника, каменного и гостя, пира и чумы.
279. Барон опровергает это утверждение всем своим поведением: он не спокоен и зависим от окружающих (особенно от сына), и у него есть и желания, и мечты, и страсти.
280. «...алжирский», «...цепной». В Алжире было пиратское государство, и пленник становился рабом разбойников, т. е. худший вид рабства.
281. «...демон».
282. Герцог.
283. «Ключи, ключи мои!» - «скупость» в рыцаре побеждает.
284. «Борис Годунов» и «Чаадаеву».
285. «Моцарт и Сальери». Главное - не зависть, а столкновение двух типов мировосприятия и творчества, гениальности и злодейства. Кроме того, автор не хотел давать в заглавии дидактическую указку.
286. Арию из «Дон-Жуана». Моцарт хохочет, Сальери возмущается.
287. Яд был подарен Сальери любимой женщиной.
288. «...перечти „Женитьбу Фигаро"».
289. Барон своего наследника и Сальери Моцарта.
290. Дон Гуан. Лаура.
291. Дон Диего.
292. «Я гибну - кончено - о Донна Анна!»
293. Историческая драма Джона Вильсона «Чумный город» («Город Чумы»).
294. Пушкин сидел в холерном карантине в Болдине, страдая от любви и ревности и испытывая «пир» вдохновенья и страсть к жизни в окружении страшной болезни.
295. «Тиран».
296. «Откуда ты, прекрасное дитя?» - князь спрашивает Русалочку.
297. «...посох и сума; Нет, легче труд и глад». Возможно, это связано с известием о сумасшествии К. Н. Батюшкова.
298. Мария («Полтава»), Евгений («Медный всадник»), Мельник («Русалка»), Германн («Пиковая дама»), Моцарт («Моцарт и Сальери») и «рыцарь бедный» («Жил на свете рыцарь бедный...»).
299. О Петре I: «то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник» (1833).
300. Матрёна. Была замужем до встречи с Мазепой, а потом ушла в монастырь.
301. «За дело, с Богом!»
302. Шереметева, Брюса, Боура, Репнина, Меншикова.
303. Карла XII и Наполеона Бонапарта.
304. «...тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат».
305. «Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе», остальные либо забыты, либо прокляты, либо сохранились в преданиях и песнях.
306. 1824, Александр I.
307. Петр I бросил вызов природе, а Александр со вздохом признался: «...с Божией стихией Царям не совладать».
308. Во время наводнения - «Над возмущенною Невою Стоит с простёртою рукою Кумир на бронзовом коне». После наводнения - «Над ограждённою скалою кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне».
309. «Добро, строитель чудотворный!.. Ужо тебе!»
310. Изваяние, статуя, изображение языческого божества (идол, болван), предмет слепой, бестолковой любви (кумир моей любви).
311. Наводнение.
312. Да, Евгений умер у порога ветхого, разрушенного домишки, занесённого наводнением на пустынный остров (возможно, Голодай, где похоронены были казнённые декабристы).
313. Потому что он забыл свою родословную: «...не тужит Ни о почиющей родне, Ни о забытой старине».
314. Вместо Абрама - Ибрагим. Женился через 6 лет после смерти Петра I на гречанке, дочери бедного армейского офицера, а не на знатной боярышне.
315. К Шутихе - шуты были не только в царских дворцах, но и в домах богатых бояр.
316. «Россия представлялась Ибрагиму огромной мастерскою, где движутся одни машины, где каждый работник, подчинённый заведённому порядку, знает своё дело».
317. Небогатый белорусский дворянин Островский, который судился с соседом, остался без имения и стал главарём шайки разбойников, своих дворовых.
318. Имел гарем из 16 девушек, живших под надзором взаперти.
319. Встретил попа со всем причетом - приехал суд отбирать имение.
320. Пакет с надписью: «Письма моей жены», - сделанной рукой отца.
321. Владимиру Дубровскому, чтоб дом не достался виновнику смерти отца - Троекурову. По вине кузнеца Архипа, который запер двери.
322. Маша и Владимир - эпизод с убийством медведя.
323. Орина - Арина Родионовна, няня Пушкина.
324. Нет, готовился в кондитеры, но узнал, что в России звание учителя намного выгоднее.
325. Мамзель Мими. Сына Сашу от Троекурова, который воспитывался в отцовском доме и приходился Маше сводным братом.
326. На державинского вельможу и на фонвизинского Стародума.
327. Князь Верейский.
328. Чарского. Мицкевич, который тоже был поэтом-импровизатором.
329. С ветром, орлом и Дездемоной - «Затем, что ветру и орлу и Сердцу девы нет закона».
330. Клеопатра.
331. «...роман».
332. «Береги платье снову, а честь смолоду». Именно в таком виде она прозвучала в наставлении Андрея Петровича Гринёва своему сыну при расставании в начале романа.
333. На Митрофанушку из «Недоросля» Фонвизина: «Я жил недорослем, гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками».
334. Фольклорные и литературные - из народных песен и из русской литературы XVIII в.
335. Француз Бопре, бывший парикмахер, потом солдат - немец Вральман, бывший кучер («Недоросль»).
336. «Ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра», т. е. после 1801 г., когда Александр I вступил на престол, но, вероятно, до 1812 г. - значит, мемуаристу было лет 50.
337. Отцу пришлось бы сообщить о «смерти не явившегося сержанта», так как ребёнка записывали в полк до его рождения.
338. Вожатым. Проводник, знающий дорогу, ибо впоследствии он спасёт Гринёва и выведет его на верный жизненный путь.
339. О своем возвращении домой и смертельной болезни отца, который превращается в мужика, а тот оказывается посаженым отцом и надо поцеловать у него руку и попросить благословение; потом он размахивает топором, комната наполняется трупами, но с Гринёвым разговаривает ласково. В реальности будут казни, и предложение Пугачёва себя в посаженые отцы, и спасение Гринёва, и отказ от целования руки, и благословение двух влюбленных: «Дай вам Бог любовь да совет!»
340. Из-за совета Швабрина «вместо нежных стишков» подарить Маше «пару серёг» и заявления: «Знаю по опыту её нрав и обычай», за что Гринёв обозвал его лжецом и мерзавцем и был вызван на поединок.
341. Сумароков.
342. По поводу отказа родителей благословить его женитьбу на Маше Мироновой.
343. Бросился на место дуэли, чтобы заслонить барина от шпаги Швабрина, и предложил Пугачёву повесить себя вместо «барского дитяти».
344. Отец баснописца И. А. Крылова и офицер Шванвич, перешедший на сторону Пугачёва и служивший ему с усердием.
345. Обоих зовут Иванами (Кузьмич и Игнатьич), одинакового происхождения - из простого народа, живут одной семьей, много лет вместе служат и гибнут вместе.
346. «...странные», «...неожиданные» - пугачёвщина.
347. За императора Петра III, ссылаясь на пример Григория Отрепьева: «Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?»
348. «...добродетель».
349 Калмыцкую сказку о вороне и орле.
350. «...виселицу», «...виселице». «Не шуми ты, мати зелёная дубровушка» - не только в «Капитанской дочке», но и в «Дубровском».
351. Бывшего капрала Белобородова, который требует казни всех дворян, и беглого каторжника Хлопушу, возражавшего против произвола и неоправданной жестокости.
352. «...бессмысленный» и «беспощадный». Гринёву, но автор, скорее всего, соглашается с героем.
353. «Позорная казнь», заменённая ссылкой в Сибирь на «вечное поселение».
354. Боровиковского - в утреннем летнем платье, ночном чепце, у ног собака, за спиной деревья. У Пушкина, правда, осень и дама в «душегрейке», но лицо её тоже полное и румяное, спокойное и важное.
355. «Не беспокойтесь о будущем: я беру на себя устроить ваше состояние», но написала только «собственноручное письмо», которое содержало оправдание Гринёва и «похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова».
356. «...тесна», «...мало».
357. Во время казни Пугачёва, который «узнал его в толпе и кивнул ему головою».
358. Издатель. 19 окт. 1836.
359. «Дворянство». О дворянском сословии.
360. «...совести», «...помыслов».
361. Городское и сельское. Пустые, ничем не заполненные.
362. Саша и Митя («Дубровский»), Ваня («Станционный смотритель», «Вурдалак»), Русалочка («Русалка»), мальчишки («Евгений Онегин»).
363. Горация, Ломоносова и Державина.
364. Название иконы «Спас Нерукотворный». Столп воздвигнут в честь победы над Наполеоном (каменная колонна).
365. «Что вслед Радищеву восславил я свободу».
366. Финн - север, славяне - центр и запад, тунгус - восток, калмык - юг: разные стороны света (России).
367. а) «Но можно рукопись продать»; б) «Да скроется тьма!»; в) «Прекрасное должно быть величаво»; г) «...две вещи несовместные»; д) «...за благо воздадим»; е) «...так возможно, так близко»; ж) «Но правды нет и свыше»; з) «Замена счастию она»; и) «И думать о красе ногтей»; к) «Всё возьму, - сказал булат»; л) «У бездны мрачной на краю»; м) «И летопись окончена моя»; н) «...и не любопытны».
368. «...царя», «...народа».
369. «...русской». Речь идет о дамах, которые «изъяснялися с трудом на языке своем родном», а уж писать правильно по-русски и совсем не могли.
370. Муза («Муза», 1821).
371. «...талантом».
372. «Граф Нулин» (1825).
373. Н. В. Гоголь.
374. В. Г. Белинский.
375. А. А. Григорьеву - поэту и литературному критику.
376. Достоевский в речи, произнесённой при открытии памятника Пушкину в Москве.
377. Д. Писарев и футуристы.
378. «Мой Пушкин».
379. Марине Цветаевой («Мой Пушкин»).
380. Маяковский и Есенин.
381. Б. Томашевский, С. Бонди, Д. Благой, М. Алексеев, Г. Макогоненко, Ю. Лотман, В. Непомнящий. Ю. Тынянов («Пушкин»).
382. Оперы: Глинка. «Руслан и Людмила»; Чайковский. «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама»; Даргомыжский. «Русалка»; Мусоргский. «Борис Годунов»; Направник. «Дубровский»; Рахманинов. «Алеко»; Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Балеты: Асафьев. «Бахчисарайский фонтан»; Глиэр. «Медный всадник».

 
« Пред.   След. »