Викторина по творчеству Гоголя
10.03.2011 г.
Оглавление
Викторина по творчеству Гоголя
Страница 2
Страница 3

98. Оказывается, он не так уж невежествен и что-то слышал о Вольтере и вольтерьянцах. Что именно?
99. Чем объясняется комичная путаница в записке городничего к жене: «уповая на милосердие Божие, за два солёные огурца особенно в полпорции икры рубль 25 копеек»?
100. Кого автор характеризует так: «оба низенькие, коротенькие» и «чрезвычайно похожи друг на друга», но один оказывается более проворным и готов «петушком» бежать за дрожками, а другой солиднее и серьезнее, и городничий берёт его с собой к Хлестакову?
101. С какой необычной просьбой обращается к Хлестакову Бобчинский?
102. Почему у Хлестакова, в отличие от других персонажей, почти нет реплик «в сторону»?
103. Как он признаётся в своем легкомыслии: «у меня ... необыкновенная в мыслях»?
104. Что превратило ничтожного «фитюльку» в сановника?
105. Сколько курьеров мчатся с донесениями в воображении Хлестакова?
106. Что подают на званых обедах в хлестаковских мечтах?
107. В чём комизм фразы: «Всё это, что было под именем барона Брамбеуса, „Фрегат Надежды" и „Московский телеграф"... все это я написал»?
108. В каких отношениях Хлестаков находится с Пушкиным?
109. Кто произносит слова: «Чем ближе к натуре, тем лучше <...> Человек простой, если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»?
110. О каком городе и кто отзывается так: «...хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь» и «сборный город всей тёмной стороны»?
111. Кого из персонажей «Ревизора» Гоголь сравнивает то с палачом, то с вестником рока?
112. Есть ли у Гоголя «немые сцены» и «формулы окаменения» в других произведениях, кроме «Ревизора»?
113. Откуда взяты эти отрывки: «Ужас сковал всех находившихся в хате. Кум с разинутым ртом превратился в камень», «кумова жена, остолбенев, выпустила из руки ногу, за которую начала было тянуть дьяка из мешка»?
114. О какой картине Гоголь писал: «Эта вся группа, остановившаяся в минуту удара и выразившая тысячи разных чувств», размышляя и о своих «немых сценах»?
115. Какое дополнительное название дала цензура «Мёртвым душам»?
116. По мнению кого сюжет «Мёртвых душ» хорош тем, что «даёт полную свободу изъездить с героем всю Россию»?
117. Каков был общий авторский замысел всей поэмы и с каким произведением мировой литературы соотносил его Гоголь?
118. От какого пушкинского жанрового определения отталкивался Гоголь при обозначении жанра «Мёртвых душ»?
119. Каким описанием начинается и завершается I том?
120. Возникает ли тема дороги и образ тройки в других гоголевских произведениях?
121. Почему в «Мёртвых душах» часто повторяется эпитет «русский» (человек, мужики, трактиры, слово)?
122. С чьей речью сравнивает писатель русское слово: «Но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»?
123. Где создавались «Мёртвые души» и есть ли в них упоминание о местонахождении автора?
124. Кто из героев поэмы утверждает, что «испытал много на веку своём, претерпел на службе за правду, имел много неприятностей, покушавшихся даже на жизнь его»?
125. У кого из героев глаза были как будто проткнуты большим сверлом, у кого «бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», а у кого казались сладкими, как сахар?
126. Как именовалась беседка в усадьбе Манилова?
127. На какой странице была заложена закладкой книга, которую Манилов «постоянно читал уже два года»?
128. Сколько денег запросили за мёртвые души Манилов и Собакевич?
129. Какою «няней» угощал Чичикова Собакевич?
130. Какую женскую душу подсунул Чичикову Собакевич и почему тот возмущался этим?
131. Какими определениями наделил Чичиков Коробочку, а автор - Ноздрёва?
132. Что сказал Чичиков индейскому петуху, когда тот в ответ на громкое чиханье героя «заболтал ему что-то <...> на своем странном языке, вероятно, „желаю здравствовать"»?
133. Как мы узнаем имя Плюшкина, хотя он не представился Чичикову и не представлен читателям?
134. Какое прозвище придумал народ Плюшкину и как называет его автор?
135. Какие литературные ассоциации вызывает у вас фраза: «...каркнет само за себя прозвище во всё своё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица»?
136. Как девчонка Пелагея различала, где право, где лево?
137. Каких персонажей автор ни разу не называет по именам и отчествам (хотя они известны из диалога), предпочитая прозвища?
138. В «Мёртвых душах» есть «парные» персонажи наподобие Бобчинского и Добчинского. Назовите их.
139. Если об одном герое сказано, что, «казалось, в этом теле совсем не было души», то о другом: «...у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда её не показывал». О ком идёт речь?
140. Какое наставление отца запомнил Павлуша Чичиков на всю жизнь, превратив эту заповедь в главный жизненный принцип?
141. За что учитель Чичикова насмерть не любил баснописца Крылова?
142. Кого подозревали в Чичикове жители города Н.?
143. Почему герою вставной новеллы, бывшему участнику Отечественной войны, ставшему атаманом разбойников, писатель дал фамилию «Копейкин»?
144. О ком иронически говорится, что это были люди просвещённые: «...кто читал Карамзина, кто „Московские ведомости", кто даже и совсем ничего не читал»?
145. В чьём доме стенные часы странно шипели, «как бы вся комната наполнилась змеями», потом хрипели и наконец пробили два часа с таким звуком, как будто кто-то «колотил палкой по разбитому горшку»?
146. Чичиков умел разговаривать с разными людьми по-разному. Кого уговаривает он продать мёртвые души в следующих отрывках: а) «Уступите-ка их мне... Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги ... эх, какие вы! что ж они могут стоить? Рассмотрите: ведь это прах»; б) «Итак, я бы желал знать, можете ли вы мне таковых, не живых в действительности, но живых относительно законной формы, передать, уступить или как вам заблагорассудится лучше?»; в) «Ну, видите ли, я вдруг постигнул ваш характер. Итак, почему ж не дать бы мне по пятисот рублей за душу, но... состоянья нет, по пяти копеек, извольте, готов прибавить, чтобы каждая душа обошлась, таким образом, в тридцать копеек»?
147. С кем сравниваются Чичиков и чиновник, провожавший его в комнату председателя при совершении купчей?
148. Один из персонажей «Мёртвых душ» наслаждается самим процессом чтения, радуясь, что из букв получаются слова, напоминая своего тёзку из другого произведения русской литературы XIX в., который читал, «как пономарь». Назовите обоих героев.
149. Есть ли в «Мёртвых душах» персонажи, похожие на грибоедовских, но попавших в иную среду и в чем-то изменившихся?
150. Кто из героев Гоголя получает не «горе от ума», а «счастье от глупости»?
151. Как вслед за Пушкиным Гоголь в «Мёртвых душах» затрагивает «наполеоновскую» тему?
152. В чьем присутствии и у кого на глазах сжег писатель 2-й том своей эпопеи?
153. Куда за четыре года до смерти Гоголь совершил паломничество?
154. Если Лермонтов мечтал о смерти, похожей на сон, то какого сна боялся Гоголь?
155. Продолжите гоголевские афоризмы: а) «Нет уз святее ... »; б) «С Пушкиным ... »; в) «Александр Македонский герой ... »; г) «Есть ещё порох ...»; д) «И верёвочка в дороге ... »; е) «О, моя юность! ...»; ж) «Эх, тройка! птица-тройка ... »; з) «Сквозь видимый миру смех ... »; и) «Ведь на то и живёшь, чтобы срывать ... »; к) «Чему смеетесь? ...»; л) «Полюби нас чёрненькими ... ».
156. Как один из гоголевских персонажей переиначил русскую поговорку «мрут (дохнут), как мухи»?
157. Какой знаменитый афоризм Шекспира обыгрывается в реплике Чичикова: «Это, точно, случается и что в натуре находится много вещей, неизъяснимых даже для обширного ума»?
158. Каждый персонаж у Гоголя говорит особым, присущим ему языком. Угадайте, кто есть кто: а) «Что людям вздумалось расславить, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша»; б) «Какого дьявола мне здесь ждать? Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой?»; в) «Житьё в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и всё что хочешь. Разговаривают все на тонкой деликатности. <...> Галантерейное, чёрт возьми, обхождение»; г) «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек»; д) «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича - я бы тогда тотчас же решилась».
159. Как менялась и расширялась «география» гоголевских произведений - от «Вечеров...» до «Мёртвых душ»?
160. В творчестве Гоголя, страдавшего из-за своей внешности, создана целая «носология». У каких его персонажей: а) нос был похож на сливу, и женщины хватались за него и водили героя за собой, как собачонку; б) нос мог нюхать верхнюю губу, сколько душе угодно; в) нос имел обыкновение чрезвычайно громко высмаркиваться и звучал, как труба; г) нос потреблял три фунта табака в месяц, и владелец носа просил приятеля отрезать его?
161. Где и кем сказаны эти слова: «Всё глухо, могила повсюду. Боже! пусто и страшно становится в твоём мире!»?
162. Выступив как литературный критик, Гоголь оставил отзывы о многих русских писателях - предшественниках и современниках: а) «Его поэзия - начинающийся рассвет», его называют «отцом нашей стихотворной речи»; б) «Сравнительно с другими поэтами, у него всё глядит исполином: его поэтические образы, не имея полной окончательности пластической, как бы теряются в каком-то духовном очертании и оттого приемлют ещё более величия»; в) «Элегический род нашей поэзии создан им», его стих «стал легок и бестелесен, как видение»; г) «Все стало её (поэзии) предметом и ничто в особенности. Немеет мысль пред бесчисленностью его предметов. Чем он не поразился и перед чем он не остановился?»; д) «Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц»; е) «Никто ещё не писал у нас такою удивительною, прекрасною и благоуханною прозою <...> готовился будущий великий живописец русского быта». О ком писал Гоголь?
163. Восхищаясь гоголевской «жаждой совершенства», Н. Г. Чернышевский высказал, однако, некоторое опасение: «Укажите мне человека с такою жаждою совершенства, я вам скажу: он или не создаст ничего, или создаст великое, он или Тантал, или Прометей». Почему критик сравнил Гоголя с этими героями греческой мифологии?
164. Кто были первыми исполнителями роли городничего?
165. Кого хотел сыграть сам Гоголь, неудовлётворенный игрой актёров, на любительской сцене?
166. В чём признавался сам Гоголь: «Во мне заключалось собрание всех возможных ... , каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я ещё не встречал доселе ни в одном человеке»?
167. Какое исследование о Гоголе было написано поэтом и теоретиком символизма в XX в.?
168. Чей «свод свидетельств современников», опубликованный в 30-е гг. нашего столетия, был разгромлен советской критикой за «очернение» Гоголя и не издавался более полувека?


Ответы

 
« Пред.   След. »