Модель мира в поэзии Ф. Тютчева и живописи Н. Рериха
02.04.2011 г.
Оглавление
Модель мира в поэзии Ф. Тютчева и живописи Н. Рериха
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

 

      Первичное осмысление текста.

      Установочное задание: В анализе стихотворения «О чем ты воешь, ветр ночной» нам помогла музыка, а теперь вы услышите стихотворение, для выражения художественного мира которого, мне кажется, в большей степени помогла бы живопись. Какие краски вы использовали бы, если бы создавали иллюстрацию - нет, не созданных поэтом образов, а основного эмоционального тона этого стихотворения.

 

      Выразительное чтение стихотворения «Тени сизые смесились» заранее подготовленным учеником.

 

      Анализирующее наблюдение.

      Беседа:

 

Какие краски вам были бы нужны для создания иллюстрации эмоционального тона этого стихотворения и почему?

 

«Сумрак». Какое состояние мира можно отразить таким словом?

 

Тени не «смешались», а «смесились» - в чем разница?

 

В строке «Всё во мне и я во всём» уравновешивается «всё» и «я» - как это помогает понять поэтическую идею стихотворения?

 

Совершенно парадоксальная строка - «дай вкусить уничтоженья». Как вы ее понимаете? Почему поэт использует слово «вкусить», какова семантика этого слова в русском языке и что в тютчевском представлении о месте человека в мироздании эта семантика помогает нам почувствовать?

 

      Работа с живописью. Беседа:

 

А теперь всмотритесь в картину Николая Рериха «Королевский монастырь». Что необычного вы увидели в композиции этой картины?

 

Почему большую часть художественного пространства занимает небо? Есть ли взаимосвязь неба и земли? За счет чего создается такая взаимосвязь?

 

Какую музыку вы слышите в свете и цвете этой картины? Почему именно такую?

 

О чем могли бы вы задуматься, оказавшись там, среди этих скал, звезд, под этим бездонным небом?

 

Продолжение разговора о месте человека в мироздании возможно при обращении к картине «Тень Учителя». Почему тень Учителя трудно заметить сразу? Почему Рериху важно именно так изобразить ее?

 

Почему нет самого Учителя - только тень?

 

Что изменилось бы, если бы этой тени не было, что дает присутствие человека этому миру?

 

Случайно ли этот человек одинок, его одиночество трагично? Почему это одиночество необходимо?

 

Какие звуки вы слышите в красках этой картины? Почему тишина - ведь краски буйные, светящиеся? Почему художнику важно передать именно ощущение тишины?

 

      Организация монологических ответов школьников: Взаимоотношение человека и мироздания. Как вы видите, эта проблема - в центре внимания и Тютчева, и Рериха. Но что сближает поэта и художника в решении этой проблемы, а что различает?

 

      Концептуальное осмысление темы.

      Работа с живописью: Перед вашими глазами - репродукции картин Николая Рериха - и тех, о которых мы сегодня говорили более подробно, и тех, о которых вы сможете подумать индивидуально. Представьте, что вы составляете поэтический сборник Тютчева, состоящий лишь из тех стихотворений, о которых мы сегодня размышляли. Предложите, каким было бы общее название этого сборника и какие из этих репродукций вы избрали бы для обложки. Обоснуйте свои варианты. В комментариях постарайтесь отразить ваше понимание модели мира и философии человека в поэзии Тютчева и живописи Рериха.

 

      Обобщающая беседа:

 

Подберите в стихотворениях Тютчева строку или строки, которые могли бы передать саму суть художественного мира Рериха.

 

Что в поэтическом мире Тютчева вы открыли благодаря обращению к художественному миру Николая Рериха? Насколько оправданным было это сопоставление?

 

Почему тема сегодняшнего урока оформлена строкой Тютчева - «Всё во мне, и я во всём!..»? Быть может, у вас есть свой вариант темы? Какой и почему?

 

Литература

 

Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. - М., 1981.

 

Доманский. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. - Томск, 2002.

 

Зарецкая И.И., Гравников И. Интегрированный урок в системе гуманитарного образования// Школа. - 1999. - №2.

 

Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева. - М.: Просвещение, 1978.

 

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972.

 

Рерих Н.К. Жизнь и творчество. - М., 1978.

 

Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы. - М., 1988.



 
« Пред.   След. »