Страница 2 из 2
Поурочно - тематическое планирование
* каждое занятие рассчитано на
два урока, один из которых посвящен рассмотрению теоретических вопросов, второй
- отработке практических умений и навыков.
|
Теоретическая часть
|
Практическая часть
|
1-2*
|
Сочинение
как творческая работа.
Этапы
работы над сочинением.
«Мелочи»,
влияющие на впечатление от работы.
|
Схемы построения высказываний.
Членение текста на абзацы.
Классификация
речевых ошибок.
|
3-4
|
Название сочинения. Тема. «Ведущая идея
анализа». Характер темы сочинения.
|
Соотнесение названия и темы сочинения,
выделение «опорного» слова в названии, определение идеи сочинения.
Определение характера темы сочинения. Определение максимального объема темы:
темы широкие и узкие. Границы темы. Авторское «я» в сочинении.
|
5-6
|
Терминологическая наполненность сочинения.
|
Составление словаря обществоведческой и
литературоведческой лексики. Повторение художественных тропов и
стилистических фигур. Анализ текстов с точки зрения художественного
своеобразия. Классификация стилевых признаков.
|
7-8
|
План сочинения, его составляющие. План
простой, сложный, цитатный. Рабочий план (для себя).
|
Отработка умения составлять план -
концентрированно выражать мысли соответственно идее. Выбор формулировок,
отвечающих теме. Составление вариантов плана.
|
9-10
|
Возможные варианты вступления к сочинению:
академический, «от я», киношный, дневниковый, цитатный.
|
Анализ Анализ
образцов вступлений. Корректирование вступлений «не по теме», с
недочетами. Моделирование вариантов вступлений по одной теме.
|
11-12
|
Логическая связь композиционных частей
сочинения. Лексические, морфологические, синтаксические средства связи
предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Тема
и рема в высказывании.
|
Анализ текстов с нарушением логической
последовательности расположения частей
сочинения и мыслей. Корректирование логических ошибок. Выстраивание
логических «мостиков». Подбор средств связи предложений.
|
13-14
|
Эпиграф в сочинении, его роль. Цитаты,
использование цитат как средства доказательства тезиса. Приемы цитирования.
Графическое оформление эпиграфа и цитат.
|
Анализ соответствия эпиграфа теме сочинения.
Подбор эпиграфов к сочинению. Комментирование цитаты как части рассуждения,
подтверждение цитатой высказанной мысли.
|
15-16
|
Сочинения оценочного характера. Выражение
личностного отношения к теме. «Автобиографический путь», путь «через самое
интересное».
|
Составление эмоционально-оценочного словаря.
Анализ текстов и моделирование коллективного сочинения.
|
17-18
|
Сочинения сопоставительного плана,
сравнительной характеристики. Соотнесение, аналогия как главные приемы в
работе над подобными сочинениями. Сходство и различие как основные
исследуемые элементы.
|
Самостоятельный подбор тем данного типа.
Анализ предложенных тем, выявление ведущей идеи сопоставления. Исправление
ошибок в построении сочинений подобного типа (подмена сравнения двумя
описаниями-характеристиками).
|
19-20
|
Сочинения типа групповой характеристики.
Обобщение как основной прием работы; перечисление как основной недочет
сочинения.
|
Анализ тем сочинений, анализ образцов
сочинений. Моделирование сочинения подобного типа.
|
21-22
|
Анализ эпизода как один из типов сочинения.
Определение роли эпизода в сюжете произведения. Принципы анализа эпизода,
составляющие компоненты анализа.
|
Составление словаря художественных деталей,
определение символичности
художественной детали. Анализ и моделирование сочинений.
|
23-24
|
Особенности сочинений по лирическому
произведению. Анализ лирического стихотворения. Сочетание биографической и
литературоведческой сторон в работе. Эмоционально- личностное начало в
сочинении.
|
Аналитическая работа по стихосложению,
использованию и определению роли изобразительно-выразительных средств, пафоса
лирического произведения. Анализ образцов и создание собственных примеров.
|
25-26
|
Аннотация - отзыв - рецензия, их составляющие.
Сходство и различие данных видов
работ. Отзыв как сугубо личностное отношение к произведению. Трудности жанра
рецензии. Единство формы и содержания - главный принцип рецензирования.
|
Композиционное сравнение аннотации, отзыва,
рецензии. Анализ образцов.
Коллективное составление фрагментов работ.
|
27-28
|
Сочинения теоретико-литературоведческого
характера. Приемы осмысления термина и введение его в структуру сочинения.
|
Повторение литературоведческих терминов.
Анализ тем сочинений, в которых есть термины. Создание фрагментов сочинений.
|
29-30
|
Сочинение на свободную (морально-этическую)
тему. Понятия «современность» и «своевременность» Учет литературного фактора.
Использование материалов из средств массовой информации. Прецедентные тексты.
Публицистичность как основа данного сочинения. Абстрактность как основной
недостаток.
|
Составление плана сочинения, сбор материала.
Подбор аргументов к тезису. Использование афоризмов и «крылатых выражений».
Анализ образцов с определением роли стилистических средств. Создание
собственных примеров.
|
31-32
|
Сочинения нетрадиционных форм изложения
(дневник, письмо, сообщение, интервью и т.д.): достоинства и недостатки.
|
Анализ образцов и написание собственных работ.
|
33-34
|
Редактирование и рецензирование написанного.
Стиль сочинения. Синтаксис сочинения. Как избежать грамматических ошибок?
|
Анализ типичных ошибок. Упражнения по
синонимии грамматических и синтаксических конструкций.
|
Литература для учителя
1. Алексеева Т.В. Как научиться писать
сочинения на «отлично». - СПб.: Паритет, 2000
2 Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М.
Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных
заведений. - М.: Высшая школа, 1989
3. Гришечкина Е.С. На пути к урокам изящной словесности.
- Минск: Скарына, 1991
4. Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе Рекомендации
для поступающих в вузы. -
М.:
Школа-Пресс, 1995
5. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в
старших классах. - М.: Просвещение, 1997
6. Кучина Т. Г., Болдырева Е.М. Школьный
справочник. Литература. - Ярославль:
Академия развития, 1998
7. Лазаренко Г.П. Школьное сочинение как
литературный жанр. - М.: Просвещение, 1990
8. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную
тему. - М.: Аркти, 1998
9. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на
литературную тему. Пособие для поступающих в вузы. - М.: Школа-Пресс, 1995
10. Орлов
Б.А. Как писать сочинение по литературе. М.: Просвещение, 197
11. Пожилова
Л. В., Сафиуллин Я.Г. Как работать над сочинением. - Казань: Казанский университет,
1978
12. Русская
литература в сочинениях старшеклассников. Составитель Нянковский М.А.
-Ярославль: Академия развития
13. Торкунова
Т.В. как писать сочинение. - М.: Айрис, Рольф, 1997
14. Цейтлин
С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.: Просвещение,1982
15. Щербина
И. В., Карнаух Е. Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. -
М.: Дрофа, 2002
16.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. Главный редактор Бердников Г.
П. - М.;
Педагогика, 198
Автор: Аникеева
Ирина Алексеевна, учитель
русского языка и литературы
Литература для учащихся
1. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература. Для
школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999
2. Смирнова В. Т. , Коваленко Е. А.
Литература. Интенсивный курс подготовки к Единому Государственному Экзамену. -
М.: Айрис Пресс, 2004
3. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. Учебное пособие для
общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа,1996
4. Торкунова Т.В., Алиева Л. Ю., Бабина Н.Н.,
Черненькова О.Б. Готовимся к экзамену по литературе. Лекции. Вопросы и задания.
- М.: Айрис Пресс, 2004
|