Программа факультативного курса по русскому языку
13.04.2010 г.
Оглавление
Программа факультативного курса по русскому языку
Страница 2

 

 

Поурочно - тематическое планирование

 

 

* каждое занятие рассчитано на два урока, один из которых посвящен рассмотрению теоретических вопросов, второй - отработке практических умений и навыков.

 

Теоретическая часть

Практическая часть

1-2*

Сочинение как творческая работа.

Этапы работы над сочинением.

«Мелочи», влияющие на впечатление от работы.

Схемы построения высказываний.

Членение текста на абзацы.

Классификация речевых ошибок.

3-4

Название сочинения. Тема. «Ведущая идея анализа». Характер темы сочинения.

Соотнесение названия и темы сочинения, выделение «опорного» слова в названии, определение идеи сочинения. Определение характера темы сочинения. Определение максимального объема темы: темы широкие и узкие. Границы темы. Авторское «я» в сочинении.

5-6

Терминологическая наполненность сочинения.

Составление словаря обществоведческой и литературоведческой лексики. Повторение художественных тропов и стилистических фигур. Анализ текстов с точки зрения художественного своеобразия. Классификация стилевых признаков.

7-8

План сочинения, его составляющие. План простой, сложный, цитатный. Рабочий план (для себя).

Отработка умения составлять план - концентрированно выражать мысли соответственно идее. Выбор формулировок, отвечающих теме. Составление вариантов плана.

9-10

Возможные варианты вступления к сочинению: академический, «от я», киношный, дневниковый, цитатный.

Анализ  Анализ  образцов вступлений. Корректирование вступлений «не по теме», с недочетами. Моделирование вариантов вступлений по одной теме.

11-12

Логическая связь композиционных частей сочинения. Лексические, морфологические, синтаксические средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Тема и рема в высказывании.

Анализ текстов с нарушением логической последовательности расположения  частей сочинения и мыслей. Корректирование логических ошибок. Выстраивание логических «мостиков». Подбор средств связи предложений.

13-14

Эпиграф в сочинении, его роль. Цитаты, использование цитат как средства доказательства тезиса. Приемы цитирования. Графическое оформление эпиграфа и цитат.

Анализ соответствия эпиграфа теме сочинения. Подбор эпиграфов к сочинению. Комментирование цитаты как части рассуждения, подтверждение цитатой высказанной мысли.

15-16

Сочинения оценочного характера. Выражение личностного отношения к теме. «Автобиографический путь», путь «через самое интересное».

Составление эмоционально-оценочного словаря. Анализ текстов и моделирование коллективного сочинения.

17-18

Сочинения сопоставительного плана, сравнительной характеристики. Соотнесение, аналогия как главные приемы в работе над подобными сочинениями. Сходство и различие как основные исследуемые элементы.

Самостоятельный подбор тем данного типа. Анализ предложенных тем, выявление ведущей идеи сопоставления. Исправление ошибок в построении сочинений подобного типа (подмена сравнения двумя описаниями-характеристиками).

 

19-20

Сочинения типа групповой характеристики. Обобщение как основной прием работы; перечисление как основной недочет сочинения.

Анализ тем сочинений, анализ образцов сочинений. Моделирование сочинения подобного типа.

21-22

Анализ эпизода как один из типов сочинения. Определение роли эпизода в сюжете произведения. Принципы анализа эпизода, составляющие компоненты анализа.

Составление словаря художественных деталей, определение символичности  художественной детали. Анализ и моделирование сочинений.

23-24

Особенности сочинений по лирическому произведению. Анализ лирического стихотворения. Сочетание биографической и литературоведческой сторон в работе. Эмоционально- личностное начало в сочинении.

Аналитическая работа по стихосложению, использованию и определению роли изобразительно-выразительных средств, пафоса лирического произведения. Анализ образцов и создание собственных примеров.

25-26

Аннотация - отзыв - рецензия, их составляющие. Сходство и различие  данных видов работ. Отзыв как сугубо личностное отношение к произведению. Трудности жанра рецензии. Единство формы и содержания - главный принцип рецензирования.

Композиционное сравнение аннотации, отзыва, рецензии. Анализ образцов.  Коллективное составление фрагментов работ.

27-28

Сочинения теоретико-литературоведческого характера. Приемы осмысления термина и введение его в структуру  сочинения.

Повторение литературоведческих терминов. Анализ тем сочинений, в которых есть термины. Создание фрагментов сочинений.

29-30

Сочинение на свободную (морально-этическую) тему. Понятия «современность» и «своевременность» Учет литературного фактора. Использование материалов из средств массовой информации. Прецедентные тексты. Публицистичность как основа данного сочинения. Абстрактность как основной недостаток.

Составление плана сочинения, сбор материала. Подбор аргументов к тезису. Использование афоризмов и «крылатых выражений». Анализ образцов с определением роли стилистических средств. Создание собственных примеров.

31-32

Сочинения нетрадиционных форм изложения (дневник, письмо, сообщение, интервью и т.д.): достоинства и недостатки.

Анализ образцов и написание собственных работ.

33-34

Редактирование и рецензирование написанного. Стиль сочинения. Синтаксис сочинения. Как избежать грамматических ошибок?

Анализ типичных ошибок. Упражнения по синонимии грамматических и синтаксических конструкций.

 

  

 

Литература для учителя  

 1. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинения на «отлично». - СПб.: Паритет, 2000  

 2 Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. - М.: Высшая школа, 1989  

 3. Гришечкина Е.С. На пути к урокам изящной словесности. - Минск: Скарына, 1991  

 4. Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе Рекомендации для поступающих в вузы. -  

  М.: Школа-Пресс, 1995  

 5. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997  

 6. Кучина Т. Г., Болдырева Е.М. Школьный справочник. Литература. -  Ярославль: Академия развития, 1998  

 7. Лазаренко Г.П. Школьное сочинение как литературный жанр. - М.: Просвещение, 1990  

 8. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. - М.: Аркти, 1998  

 9. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы. - М.: Школа-Пресс, 1995

   10. Орлов Б.А. Как писать сочинение по литературе. М.: Просвещение, 197 

  11. Пожилова Л. В., Сафиуллин Я.Г. Как работать над сочинением. - Казань: Казанский университет, 1978 

  12. Русская литература в сочинениях старшеклассников. Составитель Нянковский М.А. -Ярославль: Академия развития 

  13. Торкунова Т.В. как писать сочинение. - М.: Айрис, Рольф, 1997 

  14. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.: Просвещение,1982 

  15. Щербина И. В., Карнаух Е. Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. - 

  М.: Дрофа, 2002 

  16. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Главный редактор Бердников Г. П. - М.; Педагогика, 198 

Автор: Аникеева Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы 

Литература для учащихся 

 1. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999 

 2. Смирнова В. Т. , Коваленко Е. А. Литература. Интенсивный курс подготовки к Единому Государственному Экзамену. - М.: Айрис Пресс, 2004 

 3. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа,1996 

 4. Торкунова Т.В., Алиева Л. Ю., Бабина Н.Н., Черненькова О.Б. Готовимся к экзамену по литературе. Лекции. Вопросы и задания. - М.: Айрис Пресс, 2004



 
« Пред.   След. »