Свет сониной души. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" |
16.04.2010 г. | |||||
Страница 2 из 3
Сама того не ведая, Соня с первой встречи покорила мать и сестру Раскол ьникова, придя звать его на поминки своего отца, Пульхерия Александровна и Дунечка уже знали о Соне из письма Лужина как о девице «отъявленного поведения», и, увидев ее, мать «не могла отказать себе в удовольствии»: «...взглянула на Соню и слегка прищурилась», а Дуня «пристально уставилась прямо в лицо бедной девушки и с недоумением ее рассматривала». Соне страшно и стыдно среди незнакомых людей, но, увидев, в какой бедности живет Раскольников, она невольно воскликнула: «Вы нам все вчера отдали!» - и чуть не заплакала. Именно этим горячим признанием благородства их сына она мгновенно завоевала сердца обеих женщин. Пульхерия Александровна, выходя, хотела было поклониться ей, а Дуня «откланялась внимательным, вежливым и полным поклоном». И после обе пришли к выводу, что Лужин - «негодный сплетник», а она - «прекрасная». А что могло связывать Соню и Лизавету? Какой видят эту женщину Раскольников и студент, рассказывающий о ней офицеру в трактире? Случайная безропотная жертва, «тихая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная», к тому же она «поминутно была беременна». На вопрос Раскольникова о ней Соня отвечает скупо, даже нехотя, как бы не желая говорить о чем-то очень личном. Но именно Лизавета принесла ей Новый завет, старую подержанную книгу в кожаном переплете, которую они вместе «читали и говорили», 0 чем говорили, какие страницы вечной книги читали, на какие вопросы искали в ней ответы? Наверное, в эти светлые минуты духовного откровения и обменялись крестами? И носит теперь Соня Лизаветин медный крест, заказывает панихиду по ней в церкви и помнит такой, какой не знали ее окружающие: «Она была справедлива,,, Она Бога узрит». Соня обладает удивительным нравственным чутьем на доброту и правду, редким умением видеть в людях прежде всего их лучшие качества, будь это квартирные хозяева Капер-наумовы («Хозяева очень хорошие, очень ласковые... И они очень добрые...») или каторжане. Но наиболее полно глубина духовного мира героини раскрывается в ее взаимоотношениях с Раскольниковым, Во время первой их встречи, когда герой спрашивает Соню: «Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть?», - она с недоумением отвечает: «Да ведь я Божьего промысла знать не могу...» Каков смысл этого ответа? Слова о Божьем промысле говорят о принципиально разном подходе к человеку: для Раскольникова люди либо «твари дрожащие», либо «властелины», для Сони каждый человек - творение Божье, и жизнь его во власти Создателя, перед которым он сам несет ответственность за то, достойно ли ее прожил. И все, что выпадает на долю человека: горе, потери, страдания, должно способствовать осуществлению промысла Божия - Божественного плана Создателя, направленного к одной цели - совершенствованию своего творения. Поэтому вмешательство чужой воли здесь недопустимо, оно равносильно преступлению и, безусловно, будет наказано. Чем? Самым страшным - выпадением из Божьего луча, нарушением своей гармонии с миром, чувством одиночества, отторженности от людей, страшными муками совести. Состояние, переживаемое героем после убийства, передано Достоевским с поразительным мастерством. Вот почему Соня после признания Раскольникова сразу понимает, что произошло: «Что вы,,, над собой сделали!» Исповедь героиня воспринимает очень обостренно, всей душой, безмерно страдая за него, автор отмечает это в ремарках: «вскричала со страданием», «со страданием произнесла она», «бросилась на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками, заплакала навзрыд», «вскрикнула, всплеснув руками»... Она сразу поняла весь трагизм ситуации: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Пытается ли Соня разубедить героя, опровергнуть его идеи? «Это человек-то вошь?» «Убивать? Убивать-то право имеете?» Как она преображается во время этого диалога? Прежде робкая, молчаливая, теперь возражает, убеждает горячо, спорит страстно: «глаза... вдруг засверкали», «...смотря на него огневым взглядом, в отчаянной мольбе простирая к нему руки»; в ней неожиданно проявляется невиданная прежде сила. Все, что искренне, из сердца, будет сейчас говорить Соня, вспомнится Раскольникову впоследствии, в минуты тяжких душевных мучений, на каторге и поможет встать на путь духовного возрождения. Она говорит о сокровенном, передуманном и перечувствованном множество раз. Выслушав взволнованную исповедь, Соня интуитивно сразу поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божье в душе Раскольникова была заменено Дьявольским: рассудочная, бездушная теория, этот мрачный катехизис стал его верой и законом. Именно поэтому она удивительно точно сразу называет причину преступления: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, Дьяволу предал!..» И сам Раскольников внутренне тоже понимает это: «...я ведь и сам знаю, что меня черт тащил». Соне абсолютно ясен и единственный путь спасения - через покаяние и искупление страданием, Но почему, ни секунды не задумываясь, она говорит: «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем»? Героиня понимает, что если он пришел к ней, значит, ее помощь необходима, одному Раскольникову, одержимому гордыней, с душой, разрывающейся между верой и безверием, этих страданий не вынести, И вместе с тем она должна искупить и свой грех. Эта удивительная встреча будет прервана приходом Лебезятникова, сообщившего о сумасшествии Катерины Ивановны. События разворачиваются стремительно, Катерина Ивановна умирает. И вот теперь, когда, казалось бы, ситуация для Сони складывается совсем безнадежно (как и предсказывал Раскольников), Свидригайлов неожиданно устраивает судьбы детей и Сони. Что это: случайность, чудо? А может быть, закономерное воздаяние за веру, терпение, любовь к людям, доверие к Промыслу Божию? Какие испытания выпали на долю Сони за время событий, описываемых в романе? Разлад во взаимоотношениях отца и мачехи и как следствие - пьянство отца, бедственное положение семьи, болезнь Катерины Ивановны, вынужденное падение и душевные страдания после него, убийство Лизаветы, гибель отца, обвинение Лужиным в воровстве, смерть мачехи, переживания, связанные с Раскольниковым (признание, суд, каторга). И весь этот груз лег на плечи девушки, физическую слабость которой автор подчеркивает неоднократно. Что позволило героине вынести столь нелегкую ношу, в чем источник ее силы? В вере в Бога: «Что ж я без Бога-то была? - говорит она Раскольникову, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами...» Говорит ли нам автор, когда Соня пришла к вере? На этот вопрос в романе есть только косвенный ответ, вероятнее всего, это произошло после личной трагедии, ведь Библию ей впервые принесла по ее же просьбе Лизавета. Чему перенесенные страдания научили Соню? В этом хрупком теле они выковали мощный дух, наделили героиню особой мудростью. Именно теперь мы понимаем смысл ее имени: София (греч.) - мудрая. Они сделали ее характер сильным, стойким, научили, говоря словами молитвы старцев Оптиной пустыни (а сам Достоевский бывал там), «молиться, верить, терпеть, любить и прощать». История, начавшаяся так трагично, закончилась для Сони счастливо, как в святочных рассказах: дети устроены в приют, есть деньги Свидригайлова, с помощью которых можно начать новую жизнь. Но как могла бы сложиться дальнейшая судьба Сони, не будь этой встречи с Раскольниковым? Скорее всего, она служила бы где-нибудь в швейной мастерской, вышла бы замуж, была бы хорошей матерью и женой, воспитывала бы сирот Катерины Ивановны, Но судьба свела героев в такой момент их жизни, когда они были необходимы друг другу: все, что Раскольников узнает о Соне от Мармеладова, Катерины Ивановны, услышит от нее, чему станет свидетелем в эти же дни, незаметно для него самого будет разрушать те идеи, которые стали его «мрачным катехизисом» и исказили представление о человеке. Жизнь самой Сони, несмотря на ее внешнюю простоту и будничность, наполнится ощущением счастья. Достоевский тонко вводит в роман тему любви. Когда она впервые прозвучала? После признания в убийстве Раскольников «...смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви...». Какая это любовь? Сострадательная, милосердная, христианская, видящая в нем, оступившемся - человека, любовь, которая поведет Соню на каторгу для его спасения, любовь молчаливая, ненавязчивая, не требующая ответа. И преобразующую силу этого чувства Раскольников невольно начинает ощущать на себе: он не раз ловит себя на мысли, что думает о Соне и говорит, спорит с ней. Так, идя к Свид-ригайлову, размышляет: «Да и зачем бы он пошел теперь к Соне?.. Соня представляла собою неумолимый приговор, решение без перемены. Тут или ее дорога, или его», Герой и после убийства еще идет своей дорогой, еще не может отказаться от идеи, которая сама толкала его на преступление, Надев Сонин крест, идет в участок признаваться в содеянном и вдруг останавливается, пораженный: «Люблю, что ли, ее я? Ведь нет, нет? Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помедлить, на человека посмотреть!.,» Герой еще отгоняет от себя мысли о ней, но «вдруг» вспоминает ее слова о покаянии. И мы становимся свидетелями начала процесса духовного возрождения. Силой своего таланта писатель заставляет нас зримо почувствовать то, как начинается процесс разрушения «ветхого» человека в Раскольникове: «Он вдруг вспомнил слова Сони: "Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я - убийца!"..." Он весь задрожал, припомнив это... он так и ринулся в возможность того цельного, нового полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем смешалось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...» Но автор говорит нам и о том, что это мучительный и длительный процесс, и изжить поработившую сознание и душу героя гордыню (а именно она и породила безверие героя и, как следствие, чудовищную теорию) будет очень непросто. И мы видим, что даже на каторге эти мысли еще владеют им: "Но он не раскаивался в своем преступлении.., Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною... И страдал тоже от мысли: зачем он тогда себя не убил? Зачем он стоял тогда над рекой и предпочел явку с повинною?..» Так начавшееся было покаяние превратилось только в ^явку с повинной».
Понимает ли Соня, что
происходит с Рас-кольниковым? Как никто другой, христианка Соня
знает, что поле битвы между Добром и Злом
(между Богом и Дьяволом] - душа человека, а исход этой борьбы зависит
только от нравственного выбора самого человека. |
« Пред. | След. » |
---|