Свет сониной души. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"
16.04.2010 г.
Оглавление
Свет сониной души. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"
Страница 2
Страница 3

Сама того не ведая, Соня с первой встре­чи покорила мать и сестру Раскол ьникова, придя звать его на поминки своего отца, Пульхерия Александровна и Дунечка уже зна­ли о Соне из письма Лужина как о девице «отъявленного поведения», и, увидев ее, мать «не могла отказать себе в удовольствии»: «...взглянула на Соню и слегка прищурилась», а Дуня «пристально уставилась прямо в лицо бедной девушки и с недоумением ее рассма­тривала». Соне страшно и стыдно среди не­знакомых людей, но, увидев, в какой бедности живет Раскольников, она невольно воскликну­ла: «Вы нам все вчера отдали!» - и чуть не за­плакала. Именно этим горячим признанием благородства их сына она мгновенно завоева­ла сердца обеих женщин. Пульхерия Алексан­дровна, выходя, хотела было поклониться ей, а Дуня «откланялась внимательным, вежливым и полным поклоном». И после обе пришли к выводу, что Лужин - «негодный сплетник», а она - «прекрасная».

А что могло связывать Соню и Лизавету? Какой видят эту женщину Раскольников и сту­дент, рассказывающий о ней офицеру в трак­тире? Случайная безропотная жертва, «тихая, кроткая, безответная, согласная, на все согла­сная», к тому же она «поминутно была бере­менна». На вопрос Раскольникова о ней Соня отвечает скупо, даже нехотя, как бы не желая говорить о чем-то очень личном. Но именно Лизавета принесла ей Новый завет, старую подержанную книгу в кожаном переплете, которую они вместе «читали и говорили», 0 чем говорили, какие страницы вечной книги чита­ли, на какие вопросы искали в ней ответы? Наверное, в эти светлые минуты духовного от­кровения и обменялись крестами? И носит те­перь Соня Лизаветин медный крест, заказыва­ет панихиду по ней в церкви и помнит такой, какой не знали ее окружающие: «Она была справедлива,,, Она Бога узрит».

Соня обладает удивительным нравствен­ным чутьем на доброту и правду, редким уме­нием видеть в людях прежде всего их лучшие качества, будь это квартирные хозяева Капер-наумовы («Хозяева очень хорошие, очень лас­ковые... И они очень добрые...») или каторжане.

Но наиболее полно глубина духовного ми­ра героини раскрывается в ее взаимоотноше­ниях с Раскольниковым, Во время первой их встречи, когда герой спрашивает Соню: «Лу­жину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне? То как бы вы решили: ко­му из них умереть?», - она с недоумением от­вечает: «Да ведь я Божьего промысла знать не могу...» Каков смысл этого ответа? Слова о Божьем промысле говорят о принципиально разном подходе к человеку: для Раскольнико­ва люди либо «твари дрожащие», либо «вла­стелины», для Сони каждый человек - творе­ние Божье, и жизнь его во власти Создателя, перед которым он сам несет ответственность за то, достойно ли ее прожил. И все, что вы­падает на долю человека: горе, потери, стра­дания, должно способствовать осуществле­нию промысла Божия - Божественного плана Создателя, направленного к одной цели - со­вершенствованию своего творения. Поэтому вмешательство чужой воли здесь недопусти­мо, оно равносильно преступлению и, безус­ловно, будет наказано. Чем? Самым страш­ным - выпадением из Божьего луча, нарушением своей гармонии с миром, чувст­вом одиночества, отторженности от людей, страшными муками совести.

Состояние, переживаемое героем после убийства, передано Достоевским с порази­тельным мастерством. Вот почему Соня после признания Раскольникова сразу понимает, что произошло: «Что вы,,, над собой сделали!» Исповедь героиня воспринимает очень обост­ренно, всей душой, безмерно страдая за него, автор отмечает это в ремарках: «вскричала со страданием», «со страданием произнесла она», «бросилась на шею, обняла его и креп­ко-крепко сжала его руками, заплакала нав­зрыд», «вскрикнула, всплеснув руками»... Она сразу поняла весь трагизм ситуации: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом све­те!» Пытается ли Соня разубедить героя, оп­ровергнуть его идеи? «Это человек-то вошь?» «Убивать? Убивать-то право имеете?»

Как она преображается во время этого диалога? Прежде робкая, молчаливая, теперь возражает, убеждает горячо, спорит страст­но: «глаза... вдруг засверкали», «...смотря на него огневым взглядом, в отчаянной мольбе простирая к нему руки»; в ней неожиданно проявляется невиданная прежде сила. Все, что искренне, из сердца, будет сейчас гово­рить Соня, вспомнится Раскольникову впос­ледствии, в минуты тяжких душевных муче­ний, на каторге и поможет встать на путь духовного возрождения. Она говорит о сокровенном, передуманном и перечувствован­ном множество раз. Выслушав взволнован­ную исповедь, Соня интуитивно сразу поня­ла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божье в душе Расколь­никова была заменено Дьявольским: рассу­дочная, бездушная теория, этот мрачный ка­техизис стал его верой и законом. Именно поэтому она удивительно точно сразу назы­вает причину преступления: «От Бога вы ото­шли, и вас Бог поразил, Дьяволу предал!..» И сам Раскольников внутренне тоже понимает это: «...я ведь и сам знаю, что меня черт та­щил». Соне абсолютно ясен и единственный путь спасения - через покаяние и искупле­ние страданием, Но почему, ни секунды не задумываясь, она говорит: «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем»? Героиня понимает, что если он пришел к ней, значит, ее помощь необходима, одному Рас­кольникову, одержимому гордыней, с душой, разрывающейся между верой и безверием, этих страданий не вынести, И вместе с тем она должна искупить и свой грех. Эта удиви­тельная встреча будет прервана приходом Лебезятникова, сообщившего о сумасшест­вии Катерины Ивановны. События разворачи­ваются стремительно, Катерина Ивановна умирает. И вот теперь, когда, казалось бы, ситуация для Сони складывается совсем без­надежно (как и предсказывал Раскольников), Свидригайлов неожиданно устраивает судь­бы детей и Сони.

Что это: случайность, чудо? А может быть, закономерное воздаяние за веру, терпение, любовь к людям, доверие к Промыслу Божию?

Какие испытания выпали на долю Сони за время событий, описываемых в романе? Раз­лад во взаимоотношениях отца и мачехи и как следствие - пьянство отца, бедственное поло­жение семьи, болезнь Катерины Ивановны, вы­нужденное падение и душевные страдания по­сле него, убийство Лизаветы, гибель отца, обвинение Лужиным в воровстве, смерть маче­хи, переживания, связанные с Раскольниковым (признание, суд, каторга). И весь этот груз лег на плечи девушки, физическую слабость кото­рой автор подчеркивает неоднократно.

Что позволило героине вынести столь не­легкую ношу, в чем источник ее силы? В вере в Бога: «Что ж я без Бога-то была? - говорит она Раскольникову, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами...» Говорит ли нам автор, когда Соня пришла к вере? На этот вопрос в романе есть только косвенный ответ, вероятнее всего, это произошло после личной трагедии, ведь Библию ей впервые принесла по ее же просьбе Лизавета.

Чему перенесенные страдания научили Соню? В этом хрупком теле они выковали мощ­ный дух, наделили героиню особой мудростью. Именно теперь мы понимаем смысл ее имени: София (греч.) - мудрая. Они сделали ее харак­тер сильным, стойким, научили, говоря слова­ми молитвы старцев Оптиной пустыни (а сам Достоевский бывал там), «молиться, верить, терпеть, любить и прощать».

История, начавшаяся так трагично, закон­чилась для Сони счастливо, как в святочных рассказах: дети устроены в приют, есть день­ги Свидригайлова, с помощью которых можно начать новую жизнь. Но как могла бы сложиться дальнейшая судьба Сони, не будь этой встречи с Раскольниковым? Скорее всего, она служила бы где-нибудь в швейной мастер­ской, вышла бы замуж, была бы хорошей ма­терью и женой, воспитывала бы сирот Катери­ны Ивановны,

Но судьба свела героев в такой момент их жизни, когда они были необходимы друг другу: все, что Раскольников узнает о Соне от Мармеладова, Катерины Ивановны, услы­шит от нее, чему станет свидетелем в эти же дни, незаметно для него самого будет разру­шать те идеи, которые стали его «мрачным катехизисом» и исказили представление о человеке. Жизнь самой Сони, несмотря на ее внешнюю простоту и будничность, наполнит­ся ощущением счастья. Достоевский тонко вводит в роман тему любви. Когда она впер­вые прозвучала?

После признания в убийстве Раскольни­ков «...смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви...». Какая это любовь? Сострадательная, милосердная, хри­стианская, видящая в нем, оступившемся - человека, любовь, которая поведет Соню на каторгу для его спасения, любовь молчали­вая, ненавязчивая, не требующая ответа. И преобразующую силу этого чувства Расколь­ников невольно начинает ощущать на себе: он не раз ловит себя на мысли, что думает о Со­не и говорит, спорит с ней. Так, идя к Свид-ригайлову, размышляет: «Да и зачем бы он пошел теперь к Соне?.. Соня представляла собою неумолимый приговор, решение без перемены. Тут или ее дорога, или его», Герой и после убийства еще идет своей дорогой, еще не может отказаться от идеи, которая са­ма толкала его на преступление, Надев Сонин крест, идет в участок признаваться в содеян­ном и вдруг останавливается, пораженный: «Люблю, что ли, ее я? Ведь нет, нет? Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помед­лить, на человека посмотреть!.,» Герой еще отгоняет от себя мысли о ней, но «вдруг» вспоминает ее слова о покаянии. И мы стано­вимся свидетелями начала процесса духовно­го возрождения. Силой своего таланта писа­тель заставляет нас зримо почувствовать то, как начинается процесс разрушения «ветхого» человека в Раскольникове: «Он вдруг вспом­нил слова Сони: "Поди на перекресток, по­клонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я - убийца!"..." Он весь задрожал, припомнив это... он так и ринулся в возмож­ность того цельного, нового полного ощуще­ния. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем смешалось, и хлынули слезы. Как сто­ял, так и упал он на землю...» Но автор гово­рит нам и о том, что это мучительный и дли­тельный процесс, и изжить поработившую сознание и душу героя гордыню (а именно она и породила безверие героя и, как следст­вие, чудовищную теорию) будет очень непро­сто. И мы видим, что даже на каторге эти мы­сли еще владеют им: "Но он не раскаивался в своем преступлении.., Вот в чем одном при­знавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною... И страдал тоже от мысли: зачем он тогда себя не убил? Зачем он стоял тогда над рекой и предпочел явку с повинною?..» Так начав­шееся было покаяние превратилось только в ^явку с повинной».

Понимает ли Соня, что происходит с Рас-кольниковым? Как никто другой, христианка Соня знает, что поле битвы между Добром и Злом (между Богом и Дьяволом] - душа чело­века, а исход этой борьбы зависит только от нравственного выбора самого человека.


 
« Пред.   След. »