Свет сониной души. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"
16.04.2010 г.
Оглавление
Свет сониной души. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"
Страница 2
Страница 3

Чем же она может помочь Раскольникову? Непрерывными мыслями о нем, молит­вой, незаметной заботой («с ее помощью ему облегчаемы были работы и прочее»), робким пожатием руки, тем, что терпеливо сносила его «презрительное и грубое обращение», тем, что он постоянно мог ощущать ее при­сутствие здесь, рядом с ним, на каторге. Но писателю важнее было показать другое: Рас­кольников имел возможность видеть, как она жила все эти долгие месяцы рядом с ним. Чем наполнена жизнь Сони на каторге? Она устремлена, как и прежде, вовне - к людям. Прежде всего, привыкнув с юности жить соб­ственным трудом, она работает, хотя деньги Свидригайлова, вероятно, давали возмож­ность нормального существования: «.,.она за­нимается шитьем, и так как в городе почти нет модистки, то стала во многих домах даже необходимою...» Смысл ее существованию придает забота о Раскольникове, мыслями только о нем наполнены ее "ежемесячные письма к Дуне и Разумихину, характерно, что о себе в этих письмах - ни слова: о своих на­деждах, мечтах, настроении, чувствах, и «во­обще всей внутренней жизни».

Каким неразрешимым вопросом мучается Раскольников, пристально наблюдая за жиз­нью Сони? Почему каторжане, которые его са­мого не любили и избегали все, а под конец даже стали ненавидеть, презирали, смеялись над его преступлением, «почему все они так полюбили Соню»? Только ли потому, что писа­ла им письма к родным, передавала вещи и деньги? Знаменательно, что круг общения Со­ни, очень узкий до встречи с Раскольниковым, ограниченный рамками ее семьи, благодаря. как это ни странно звучит, его преступлению, расширился: она нашла глубоко уважающих ее надежных друзей: Пульхерию Александров­ну, Дуню, Разумихина; на каторге в городе «ей удалось приобрести... некоторые знакомства и покровительства», родственники, жены и любовницы арестантов «знали ее и ходили к ней». Сами же каторжники «все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, зна­ли, как она живет, где живет», завидев ее, «все снимали шапки, все кланялись: "Матушка София Семеновна, мать ты наша, нежная, бо­лезная!..1Что притягивало их к Соне? Было ли им известно ее прошлое? Автор не говорит об этом, но, возможно, что было, в такой сре­де обычно трудно скрыть что-либо. Но эта до­бровольная жертва и страдания, сделавшие душу Сони отзывчивой к горю чужих людей, ее простота, скромность, желание делать добро ближним - всем людям, которых Бог посыла­ет ей на пути, притягивали к ней этих «грубых клейменых каторжных», здесь, на каторге, она совершенно естественно превращается из Сонечки Мармеладовой в «Софию Семенов­ну», «матушку», мать всем униженным и обездоленным. Эти наблюдения приводят героя к размышлениям и знаменательным открытиям: он уже не может смотреть на каторжников как на «невежд» и «холопов» (такими их считали ссыльные поляки) и презирать (как бывший офицер и два семинариста), он «ясно видел, что эти невежды во многом гораздо умнее этих самых поляков». О чем говорит этот факт? Раскольников впервые в тех, кого при­вык считать «тварями дрожащими», увидел че­ловека. До признания героем в себе и каждом человеке творения Божьего еще очень далеко, но это - первый шаг на пути - Сонином пути.

Дальнейшая болезнь, страшный бредо­вый сон о трихинам - е чем их глубинный смысл? Это - признаки кризиса, за которым неизбежно должно последовать духовное вы­здоровление, и связано оно именно с Соней.

Как это происходит? Каким чувством на­полнены последние, финальные страницы романа?

Последние страницы романа проникнуты взволнованно нарастающей мелодией любви, надежды, обновления. Не имея возможности во время болезни посещать Раскольникова, Соня часто приходила под окна госпиталя, «чтобы постоять во дворе минутку и хоть изда­ли посмотреть на окна палаты-'. И с героем. случайно увидевшим ее. произошло необычай­ное: «Что-то как бы произошло в ту минуту в его сердце...» И когда он читал ее записку, -сердце его сильно и больно билось», О чем говорят эти детали? Ожившее сердце - при­бежище любви - верный признак возрожде­ния человека,

В финале романа в ясный и теплый день (гармония природы - не свидетельство ли впервые проявившегося спокойствия души?) Раскольникова впервые после болезни отпра­вили на работу, все происходит буднично, привычно, но что нового мы замечаем в со­стоянии души героя? Он сидит на бревнах на берегу реки, слушает песню, доносящуюся с другого берега, смотрит на широкую пустын­ную реку: «...Раскольников сидел, смотрел не­подвижно, не отрываясь; мысль его переходи­ла в грезы, в созерцание; он ни о чем не думал, но какая-то тоска волновала его и му­чила». Впервые за все время после преступ­ления у Раскольникова ум не занят (!) раз­мышлениями, поисками ответов на мучившие его вопросы. Неужели «власть мрачного кате­хизиса» преодолена? О каких грезах, тоске, волнующей героя, идет речь? Может быть, это еще не осознанная вера в возможность любви и новой жизни? И очень важно, что прорвать­ся наружу этому чувству, копившемуся так долго и таившемуся где-то глубоко в душе, помогла именно Соня, которая так вовремя пришла на берег. Посмотрим на нее глазами Раскольникова, что чувствует он, глядя на эту девушку? На какие детали портрета обращает наше внимание автор? В своем старом зеле­ном платке [зеленый цвет как символ возрож­дения), похудевшая и побледневшая после болезни, «приветливо и радостно улыбается ему, но, по обыкновению, робко протягивает руку». Думается, что только сейчас герой по­нял, сколько сделала Соня для его спасения, Какие воспоминания могли пробудиться в его душе в эти минуты? И рассказ Мармеладова о ней, и чтение сцены воскрешения Лазаря, и то, как надевает крест и благословляет на признание и, прячась, чтобы он не увидел, со­провождает его в "скорбном шествии», ведь именно тогда Раскольников понял, «что Соня теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света, куда бы ему ни вышла судьба...", и ее одинокая фигурка перед окнами госпита­ля и многое, многое... Все эти переживания, которые когда-то так мучили его, оказались великим благом, ибо из них рождается чудо воскрешения: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обни­мал ее колени». Какая сила бросила Расколь­никова к ногам Сони? Нет, той темной силы, которая толкнула его на преступление, силы мысли, допущенной героем, уже нет. она вы­теснена из души силой любви, которой помог­ла зародиться, укрепиться и вырасти в его ду­ше Соня. О чем говорят героине эти слезы? Это уже не просто.«явка с повинной", а насто­ящее покаяние, «воскрешение в новую жизнь». Полтора года назад Раскольников поклонился в ноги Соне за великое человеческое страда­ние, за то, что «понапрасну умертвила и пре­дала себя». Что хочет сейчас сказать нам ав­тор этой явной перекличкой сцен? Слезы Раскольникова - это слезы благодарности за веру в него, за терпение и любовь, это ис­креннее признание любви и запоздалое пони­мание того, что жертва, совершенная для лю­дей, не бывает напрасной...

В глазах Сони «засветилось бесконечное счастье». Она поняла, что Раскольников «лю­бит, бесконечно любит ее, и что настала же, наконец, эта минута». 6 чем смысл этого «на­конец»? Многие месяцы Соня любила, но таи­ла в себе это чувство, не веря, что ее, «вели­кую грешницу», можно полюбить. Говорит ли Достоевский о том, когда оно зародилось в душе девушки? Да, оно появилось еще тогда, в самую первую встречу, когда она пришла звать Раскольникова на поминки по отцу, впервые увидела его, мать, сестру, и идя до­мой, хотела скорее остаться одной, чтобы «ду­мать, вспоминать, соображать каждое сказан­ное слово, каждое обстоятельство. Никогда, никогда она не ощущала ничего подобного. Целый новый мир неведомо и смутно сошел в ее душу». 4го способствовало развитию этого чувства? Признание Раскольникова, чтение Евангелия, ощущение одиночества героя, его беззащитности и отторженности от людей и Бога и боязнь, что он не вынесет мучений и покончит с собой, и, вероятно, вера в то, что именно она сможет помочь ему. И это состо­яние «бесконечного счастья», которое пережи­вает героиня в эпилоге романа - не чудо, не случайность, оно - закономерное и выстра­данное воздаяние за то, что в условиях бед­ной, трудной, грубой жизни сумела выстоять, сохранить в себе чистую душу, любовь к лю­дям, веру в добро.

Как повлияло это объяснение на Расколь­никова? Что нового проявилось в его характе­ре, отношении к людям, мироощущении? Об­ращает на себя внимание фраза: «Они положили ждать и терпеть». Раскольников, который был прежде нетерпелив, ему нужен был сразу «весь капитал», готов ждать и тер­петь - это влияние мудрой, кроткой Сони, Изменения, происшедшие в душе героя, были так заметны, что даже «каторжные, быв­шие враги его, уже глядели на него иначе», а он «даже сам заговорил с ними, и ему отве­чали ласково». И наконец, в сознании начина­ет вырабатываться «что-то совершенно иное». А для формирования нового взгляда на мир нужна новая духовная основа, и поэтому со­вершенно естественно, «машинально» в руках героя появляется Евангелие. Почему Соня за все время каторги ни разу не говорила с Рас-кольниковым о вере и не «навязывала» ему книги, как он опасался? Почему он сам по­просил Евангелие именно незадолго до бо­лезни? Почему она «молча принесла ему кни­гу»? На все эти вопросы есть один ответ: путь к вере у каждого человека свой, и он должен пройти его сам, через собственное страда­ние, его душа должна сама запросить Бога. Так герой делает самый важный для своего духовного пути нравственный выбор, делает первые шаги по пути Сони, но они освящены ее «приветливой и радостной улыбкой», неус­танной молитвой, великим терпением и любо­вью. Всей трудной жизнью своей она законо­мерно приводит героя к мысли: "Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеж­дениями?»

Будет ли легким этот путь для героев? Нет, открытый финал романа утверждает, что путь духовного совершенствования не только труден, но и бесконечен, это «великий под­виг», но только он дает человеческой жизни подлинный смысл.

Образ Сони выписан Достоевским с вели­чайшей любовью. И внимательно перечитав вместе все сцены романа, связанные с герои­ней, мы теперь можем определить, каково ее место в системе персонажей и идейном замы­сле автора.

Действительно, согласившись с мнением многих исследователей, можно считать Соню выразительницей православных воззрений До­стоевского, можно - просто «добрым Ангелом» и спасительницей Раскольникова. Но думается, что в процессе совместных размышлений мы сделали целый ряд наблюдений, которые поз­волили нам прикоснуться к неисчерпаемому духовному опыту автора, выстраданному им на нелегком жизненном, творческом и молитвен­ном пути. Робкая, кроткая Соня нас, читателей, так же как и Раскольникова, незаметно, устре­мленностью своей чистой души и жизни приво­дит к осознанию важных вечных истин. Каких же? Соня учит жить «не всяко, но в духе»: лю­бить людей такими, каковы они есть, и прощать их, видеть в каждом человеке творение Божие и доверять промыслу Божию; понимать, что, живя так, человек не только внутренне изменя­ется сам, но и вольно или невольно светом своей любви преображает все вокруг себя; осознавать, что чем выше духовно человек, тем большие нравственные требования он должен предъявлять к себе; что поле битвы Добра и Зла - душа человека и исход ее зависит от нравственного выбора самого человека, что этот «Вечный Бой» длится до последнего часа его жизни; что страдания, переживаемые им, служат уроками любви, добра и правды и спо­собствуют совершенствованию его духовной природы, и наконец, мудро учит понимать жизнь в ее непрерывном развитии, обновлении и гармонии.



 
« Пред.   След. »