№ п/п
|
Тема раздела
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Дата
|
ЗУН
|
план
|
факт
|
I. Язык - важнейшее средство общения. (3
ч.)
|
1
|
Язык и человек.
|
1
|
|
|
Знать: какую роль играет
язык в жизни человека, общества; функции русского языка; чем отличается
письменное общение от устного.
Уметь: читать, устно
воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и
письменной форме; различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение;
определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.
|
2
|
Язык и речь. Язык и его
единицы.
|
1
|
|
|
Знать: единицы языка
(звук, слово, предложения) и их роль в языке.
Уметь: находить единицы
языка; определять границы слова в деформированной записи предложения (без
пробелов); определять количество звуков в слове.
|
3
|
Р.р. Стили речи.
|
1
|
|
|
Иметь общее понятие о стилях
речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике.
Уметь: определять
принадлежность текста к стилю речи по ситуации высказывания.
|
II. Повторение изученного в начальных классах. (24 ч.)
|
4
|
Состав слова.
|
1
|
|
|
Знать: что корень,
приставка, суффикс, окончание - значимые части слова (морфемы); какие слова
называются однокоренными.
Уметь: выделять в слове
морфемы; находить однокоренные слова; выполнять разбор слова по составу (без
выделения основы).
|
5
|
Орфограмма. Место орфограмм в
словах.
|
1
|
|
|
Усвоение понятия орфограммы как
написания по орфографическим правилам или по традиции; знания того, что
орфограмма - "точка" применения правила; усвоение понятия
опознавательных признаков орфограмм-гласных и орфограмм-согласных букв;
знание того, что орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме.
Уметь: находить
орфограммы-гласные и орфограммы-согласные в разных морфемах.
|
6
|
Комплексный анализ текста
|
1
|
|
|
Уметь: выполнять комплексный
анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся.
|
7
8
9
|
Правописание безударных гласных
в корне слова (проверяемых ударением и словарных слов).
|
3
|
|
|
Знать: способы проверки
правильности написания безударных гласных в корне слова; о непроверяемых
безударных гласных в корне слова.
Уметь: правильно писать
слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне;
графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться
способами проверки безударной гласной в корне; пользоваться орфографическим
словарем.
|
10
|
Правописание проверяемых
согласных в корне слова.
|
1
|
|
|
Знать: способы проверки
правильности написания согласных букв в корне слова.
Уметь: правильно писать
слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически
обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами
проверки согласной в корне; пользоваться орфографическим словарем.
|
11
|
Правописание непроизносимых
согласных в корне слова.
|
1
|
|
|
Знать: способ проверки
непроизносимых согласных в корне слова.
Уметь: правильно писать
слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые
и непроизносимые согласные в корне слова; графически обозначать условия
выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки непроизносимых
согласных в корне.
|
12
|
Правописание букв И, У, А после
шипящих.
|
1
|
|
|
Знать: правило написания
букв И, У, А после шипящих и слова-исключения.
Уметь: находить и
обозначать графически орфограмму; пользоваться орфографическим словарем.
|
13
|
Разделительные Ъ и Ь.
|
1
|
|
|
Знать: правило
употребления Ъ и Ь.
Уметь: находить в словах
разделительные Ъ и Ь; разграничивать на письме разделительные Ъ и Ь;
правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь; графически обозначать
условия их выбора.
|
14
|
Отличие предлога от приставки.
|
1
|
|
|
Усвоение понятия
орфограммы-пробела и орфограммы-дефиса.
Знать: о совпадении
предлогов и приставок; что предлог - слово, приставка - часть слова; правила
раздельного написания предлогов со словами; правило дефектного написания
предлогов из-за, из-под, падеж, с которым употребляются указанные предлоги.
Уметь: разграничивать
предлоги и приставки на письме; находить орфограмму - слитное и орфограмму -
раздельное написание; графически обозначать условия выбора раздельного
написания; употреблять предлоги в речи.
|
15
|
Р.р. Текст.
Комплексный анализ текста.
|
1
|
|
|
Знать: признаки текста.
Уметь: составлять текст
из разрозненных предложений, озаглавливать текст, выделять части текста,
составлять простой план; выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых
и грамматических умений и навыков учащихся.
|
16
|
Р.р.Обучающее изложение.
|
1
|
|
|
|
17
|
Части речи. Глагол.
|
1
|
|
|
Знать: на какие вопросы
отвечают и что обозначают части речи. Ознакомление с наречием; об
употреблении на письме Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и
будущего времени.
Уметь: определять части
речи; морфологические признаки глагола; употреблять Ь после шипящих во 2-м
лице глаголов настоящего и будущего времени.
|
18
|
Правописание -ТСЯ и
-ТЬСЯ в глаголах.
|
1
|
|
|
Знать: опознавательный
признак орфограммы -Ь; способ определения написания -ТСЯ или -ТЬСЯ.
Уметь: находить
орфограмму в -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; пользоваться способом определения
написания -ТСЯ или -ТЬСЯ; правильно писать -ТСЯ или -ТЬСЯ.
|
19
|
Личные окончания глаголов. НЕ с
глаголами.
|
1
|
|
|
Знать: личные окончания
глаголов I и II спряжения; о раздельном
написании НЕ с глаголами.
Уметь: выделять личные
окончания глаголов; писать раздельно НЕ с глаголами; разбирать глаголы по
образцу.
|
20
|
Имя существительное.
|
1
|
|
|
Знать: определение имени
существительного как части речи; его морфологические признаки; об
употреблении на письме Ь после шипящих на конце существительных, Е и И в
безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Уметь: находить имена
существительные, определять их род, число, падеж, тип склонения; уметь
правильно употреблять Ь после шипящих, выбирать Е и И в безударных падежных
окончаниях; графически обозначать условия выбора правильных написаний;
разбирать имена существительные по образцу.
|
21
|
Падежные окончания
существительных.
|
1
|
|
|
22
|
Имя прилагательное.
|
1
|
|
|
Знать: определение имени
прилагательного как части речи; его морфологические признаки; изменения
прилагательного по родам, падежам и числам, о согласовании прилагательного с
существительным; способ определения правильного написания безударного
окончания прилагательного.
Уметь: изменять
прилагательное по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательное с
существительным; разбирать имена прилагательные по образцу; пользоваться
способом определения безударного окончания прилагательного; графически
обозначать условия выбора правильных написаний.
|
23
|
Р.р. Текст. Тема и основная
мысль текста.
|
1
|
|
|
Знать: о теме текста.
Уметь: определять тему
текста и подбирать к нему заголовки, выделять части текста.
|
24
|
Местоимение.
|
1
|
|
|
Знать: о личных
местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений, о раздельном
написании личных местоимений с предлогами.
Уметь: находить личные
местоимения в тексте, определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения
с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов.
|
25
|
Повторение материала по
разделу.
Работа с тестами.
|
1
|
|
|
Систематизация ЗУН по разделу.
|
26
27
|
Контрольный диктант и его
анализ.
Работа с тестами.
|
2
|
|
|
Проверить умение правильно писать
слова с изученными орфограммами. Проверить умение определять слово как часть
речи; выполнять разбор слова по составу.
|
III. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (24+7)
|
28
|
Синтаксис. Пунктуация.
|
1
|
|
|
Знать: предмет изучения
синтаксиса, пунктуации; о роли знаков препинания в понимании смысла
предложения.
Уметь: связывать слова в
предложении по смыслу, верно расставлять знаки препинания.
|
29
30
|
Словосочетание. Строение
словосочетаний.
Способы выражения
грамматической связи в словосочетании.
|
2
|
|
|
Знать: отличие
словосочетания от слова; строение словосочетания; о связи слов в
словосочетании.
Уметь: отличать
словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в
словосочетании; составлять словосочетания по образцу; выделять словосочетания
из предложения.
|
31
|
Разбор словосочетания.
|
1
|
|
|
Знать: порядок разбора
словосочетания.
Уметь: разбирать
словосочетание по образцу в устной и письменной форме.
|
32
|
Комплексный анализ текста.
|
1
|
|
|
Уметь: выполнять комплексный
анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся.
|
33
|
Предложение. Грамматическая
основа предложения.
|
1
|
|
|
Знать: основные признаки
предложения; усвоение понятия "опознавательный признак", знаки
завершения, понимать роль интонации.
Уметь: по интонации
конца определять границы предложения; использовать различные знаки завершения
на письме; находить грамматическую основу предложения.
|
34
|
Р.р. Сжатое изложение.
|
1
|
|
|
Знать: способы сжатия
текста.
Уметь: формулировать
основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте
основное, производить исключения и обобщения; строить сжатый текст.
|
35
|
Виды предложений по цели
высказывания.
|
1
|
|
|
Знать: виды предложений
по цели высказывания, особенности интонации предложений.
Уметь: распознавать виды
предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять;
интонационно правильно произносить предложения; составлять разные виды
предложений по цели высказывания.
|
36
|
Виды предложений по интонации.
|
1
|
|
|
Знать: виды предложений
по интонации; о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных
восклицательных предложений.
Уметь: распознавать виды
предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять.
|
37
|
Р.р. Сочинение на свободную
тему.
Комплексный анализ текста.
|
1
|
|
|
Знать: о теме сочинения;
о сочинении на свободную тему, о стиле сочинения.
Уметь: распознавать
широкую и узкую тему сочинения; определять свободную тему сочинения, стиль
сочинения; создавать текст на определенную тему.
|
38
|
Члены предложения. Главные
члены предложения. Подлежащее.
|
1
|
|
|
Знать: что составляет
грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения, способы
выражения подлежащего; о связи подлежащего и сказуемого.
Уметь: разграничивать
грамматическую основу предложения и второстепенные члены; находить подлежащее
в грамматической основе.
|
39
|
Сказуемое.
|
1
|
|
|
Знать: способы выражения
сказуемого.
Уметь: находить в
грамматической основе сказуемое; выбирать способ выражения сказуемого в
зависимости от речевой ситуации.
|
40
|
Тире между подлежащим и
сказуемым.
|
1
|
|
|
Знать: опознавательный
признак употребления тире между подлежащим и сказуемым.
Уметь: правильно ставить
тире между подлежащим и сказуемым.
|
41
|
Нераспространенные и
распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.
|
1
|
|
|
Знать: определение распространенных
и нераспространенных предложений; общее определение второстепенных членов
предложения.
Уметь: разграничивать
распространенные и нераспространенные предложения; находить в предложении
второстепенные члены; распространять предложения второстепенными членами.
|
42
|
Дополнение.
|
1
|
|
|
Знать: определение
понятия "дополнение", способы выражения дополнения, графическое
обозначение дополнения как члена предложения.
Уметь: находить
дополнение в предложении, отличать прямое дополнение от подлежащего, верно обозначать
дополнение как член предложения; распространять предложения дополнениями.
|
43
|
Определение.
|
1
|
|
|
Знать: определение
понятия "определение", способ выражения определения, графическое
обозначение определения, роль определения в речи.
Уметь: находить
определения в предложениях, верно обозначать определение как член
предложения; распространять предложения определениями.
|
44
|
Обстоятельство.
|
1
|
|
|
Знать: определение
понятия "обстоятельство", способы его выражения, графическое
обозначение обстоятельства как члена предложения, роли обстоятельств в речи.
Уметь: находить
обстоятельства в предложениях, верно обозначать обстоятельство как член
предложения; распространять предложения обстоятельствами.
|
45
|
Предложения с однородными
членами.
|
1
|
|
|
Знать: определение
однородных членов предложения, об интонации перечисления в предложениях с
однородными членами.
Уметь: находить
однородные члены; составлять предложения с однородными членами.
|
46
|
Знаки препинания в предложениях
с однородными членами.
|
1
|
|
|
Знать: опознавательные
признаки постановки запятой между однородными членами; правило постановки
знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах; схемы
предложений с однородными членами.
Уметь: по
опознавательным признакам ставить знаки препинания, соблюдать правильную
интонацию; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с
однородными членами; составлять схемы предложений; находить и подбирать
обобщающее слово для однородных членов и обосновывать знаки препинания в
предложениях с обобщающими словами.
|
47
48
|
Обобщающие слова при однородных
членах предложения.
|
2
|
|
|
49
|
Предложения с обращениями.
|
1
|
|
|
Знать: определение
обращения; об интонации при обращении; опознавательный признак выделения
обращения на письме; правило постановки знаков препинания в предложении с
обращением, схемы предложений с обращением.
Уметь: составлять
предложения с обращением в соответствии с речевой ситуацией, читать их с
правильной интонацией, ставить знаки препинания в предложениях с обращением;
отличать обращение от подлежащего.
|
50
|
Синтаксический и
пунктуационный разборы простого
предложения.
|
1
|
|
|
Знать: порядок
синтаксического разбора простого предложения
Уметь: производить
синтаксический разбор простого предложения (устно и письменно); определять
стиль речи, к которому относится устный разбор.
Знать: порядок
пунктуационного разбора простого предложения
Уметь: производить
пунктуационный разбор (устно и письменно) простого предложения.
|
51
52
|
Р.р. Сочинение по картине Ф.П.
Решетникова "Опять двойка!".
|
2
|
|
|
Знать: основную мысль
высказывания, понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в
сочинении по картине.
Уметь: составлять
рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль.
|
53
54
|
Простые и сложные предложения.
|
2
|
|
|
Знать: структурные
отличия простых и сложных предложений; виды сложных предложений по способу
связи частей в составе сложного; различие между союзной и бессоюзной связью,
сочинительной и подчинительной, сочинительные и подчинительные союзы.
Уметь: определять количество
основ в предложении; отличать простые предложения от сложных; определять
границы частей сложного предложения, ставить знаки препинания в сложном
предложении, составлять предложения по схемам.
|
55
|
Синтаксический разбор сложного
предложения.
|
1
|
|
|
Знать: порядок
синтаксического разбора сложного предложения
Уметь: производить
синтаксический разбор сложного предложения; составлять план сообщения на
лингвистическую тему.
|
56
|
Р.р. Заглавие и основная мысль
текста.
Комплексный анализ текста.
|
1
|
|
|
Знать: что заголовок
отражает основную мысль текста; типы речи, языковые средства, помогающие
автору в изображении животного.
Уметь: выбирать
заголовок из указанных в соответствии с основной мыслью текста; определять
тип речи; выявлять языковые средства, помогающие автору в изображении
животного.
|
57
|
Прямая речь.
|
1
|
|
|
Знать: понятия
"прямая речь" и "слова автора", косвенная речь.
Уметь: определять слова
автора и прямую речь, составлять предложения с прямой речью, составлять схемы
предложений с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой
речью, заменять предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.
|
58
|
Диалог.
|
1
|
|
|
Знать: что такое диалог,
реплика; правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога.
Уметь: распознавать
диалог, отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге;
правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги; вести
диалог.
|
59
|
Повторение.
|
1
|
|
|
Обобщение и систематизация ЗУН.
|
60
61
|
Контрольный диктант и его
анализ.
Работа с тестами.
|
2
|
|
|
Контроль ЗУН.
|
IV. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
(16+2 ч)
|
62
|
Фонетика. Гласные и согласные
звуки.
|
1
|
|
|
Знать: предмет изучения
фонетики и графики; различие между гласными и согласными звуками, способы их
образования, различие между звуком и буквой; об элементах транскрипции.
Уметь: различать звук и
букву, гласные и согласные звуки по способу образования.
Знать: различие твердых
и мягких согласных, обозначение мягкости согласных при записи слова в
фонетической транскрипции; парные и непарные согласные по твердости-мягкости.
Уметь: различать твердые
и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму.
|
63
|
Позиционные чередования гласных
и согласных.
|
1
|
|
|
Знать: сильные и слабые
позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами; позиционные
чередования гласных на письме не отражаются; правило написания и произношения
буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ, РЩ.
Уметь: объяснять правило
проверки безударной гласной в корне с точки зрения позиционного чередования
гласных; правильно произносить указанные слова.
|
64
|
Согласные твердые и мягкие.
|
1
|
|
|
Знать: различие твердых
и мягких согласных, обозначение мягкости согласных при записи слова в
фонетической транскрипции; парные и непарные согласные по твердости-мягкости.
Уметь: различать твердые
и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму.
|
65
|
Р.р. Обучающее изложение текста
с элементами повествования и описания.
|
1
|
|
|
Знать: структуру текста
типа повествования; роль описания в художественном повествовании; способы
включения описания в повествование.
Уметь: определять
ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания;
составлять план текста; пересказывать текст.
|
66
|
Согласные звонкие и глухие.
|
1
|
|
|
Знать: различие между
звонкими и глухими согласными, непарные по звонкости-глухости; о явлении
озвончения и оглушения.
Уметь: различать звонкие
и глухие согласные; правильно выбирать согласные на письме.
|
67
|
Повторение.
Работа с тестами.
|
1
|
|
|
|
68
|
Комплексный анализ текста.
|
1
|
|
|
Уметь: выполнять комплексный
анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся.
|
69
|
Графика. Алфавит.
|
1
|
|
|
Знать: чем отличается
устная речь от письменной , о различии между звуками и буквами; предмет
изучения графики и каллиграфии; русский алфавит и его назначение.
Уметь: отличать устную
речь от письменной, звуки и буквы; правильно произносить названия букв,
воспроизводить алфавит наизусть, составлять алфавитный перечень слов.
|
70
71
|
Обозначение мягкости согласных
с помощью Ь.
|
2
|
|
|
Знать: о роли Ь для
обозначения мягкости согласных; правила употребления Ь для обозначения
мягкости согласных.
Уметь: находить в словах
мягкий согласный, употреблять Ь для обозначения мягкости согласных и
графически обозначать условия выбора написания.
|
72
73
|
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
|
2
|
|
|
Знать: о звуковом
значении букв Е, Ё, Ю, Я в различных фонетических позициях.
Уметь: различать
звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в различных фонетических позициях.
|
74
|
Орфоэпия.
|
1
|
|
|
Знать: предмет изучения
орфоэпии.
Уметь: правильно
произносить слова; находить и исправлять произносительные и орфографические
ошибки.
|
75
|
Фонетический разбор слова.
|
1
|
|
|
Знать: порядок
фонетического разбора слова.
Уметь: производить
фонетический разбор (устно и письменно) слов.
|
76
|
Повторение.
|
1
|
|
|
Обобщение и систематизация ЗУН.
|
77
78
|
Контрольный диктант и его
анализ.
Работа с тестами.
|
2
|
|
|
Контроль ЗУН.
|
79
|
Р.р. сочинение-описание
предметов по картине
И.И. Машкова "Натюрморт с
маками и васильками".
|
1
|
|
|
Знакомство с натюрмортом;
композиция.
Уметь: устно описывать
предметы, изображенные на картине.
|
V. Лексика. Культура речи. ( 8+2 ч)
|
80
|
Слово и его лексическое
значение.
|
1
|
|
|
Знать: функцию слова в
языке; понятия "словарный состав", "лексическое значение
слова", "толковый словарь", "словарная статья"; о
лексическом и грамматическом значении слова.
Уметь: пользоваться
толковым словарем; толковать лексическое значение слова; различать
лексическое и грамматическое значение слов.
|
81
|
Однозначные и многозначные
слова.
|
1
|
|
|
Знать: понятия
"однозначные" и "многозначные" слова и способы отражения
в толковых словарях.
Уметь: выбирать значение
многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым
словарем.
|
82
|
Прямое и переносное значение
слов.
|
1
|
|
|
Знать: понятия
"прямое" и "переносное" значение слов,
"метафора", об отражении в толковом словаре переносного значения
слова.
Уметь: различать слова,
употребленные в прямом и переносном значении.
|
83
|
Омонимы.
|
1
|
|
|
Знать: чем отличаются
омонимы от многозначных слов; о роли использования в речи.
Уметь: находить омонимы
в толковом словаре, отличать от многозначных слов, употреблять в речи.
|
84
85
|
Синонимы.
Комплексный анализ текста.
|
2
|
|
|
Знать: определение
синонимов, синонимического ряда.
Уметь: подбирать
синонимы к данному слову; строить синонимический ряд; пользоваться словарем
синонимов, употреблять синонимы в речи.
|
86
|
Антонимы.
|
1
|
|
|
Знать: понятие
"антонимы", о словаре антонимов, о роли использования антонимов в
речи.
Уметь: находить антонимы
в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам; группировать антонимы
по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи.
|
87
|
Р.р. Подробное изложение.
|
1
|
|
|
Знать: о роли деталей в
художественном описании предмета.
Уметь: составлять план
исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его
типологическую структуру; определять значение деталей в художественном
описании предмета.
|
88
|
Повторение. Работа с тестами.
|
1
|
|
|
Обобщение и систематизация ЗУН.
|
89
|
Контрольная работа
(тестирование).
|
1
|
|
|
Обобщение и систематизация ЗУН.
|
VI. Морфемика. Орфография. Культура речи. ( 33+14 ч)
|
90
|
Морфема - наименьшая значимая
часть слова. Изменение и образование слов.
|
1
|
|
|
Знать: определение
корня, однокоренных слов, формы слова, что изучает Морфемика, об отличиях
однокоренных слов от форм одного и того же слова.
Уметь: выделять в слове
морфемы; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.
|
91
|
Окончание. Основа слова.
|
1
|
|
|
Знать: определение
окончания слова; грамматическое значение окончаний разных частей речи; о
нулевом окончании и его грамматическом значении; определение основы слова.
Уметь: выделять в слове
окончание, основу в изменяемых и неизменяемых словах; определять
грамматическое значение окончаний в различных формах существительных,
прилагательных, глаголов.
|
92
|
Р.р. Сочинение по личным
впечатлениям.
|
1
|
|
|
Знать: о стилях
сочинения; начало и конец рассказа как элемент композиции.
Уметь: составлять собственный
текст-описание разговорного стиля по личным впечатлениям.
|
93
94
|
Корень слова.
|
2
|
|
|
Знать: определение корня
слова; однокоренные слова.
Уметь: правильно
выделять корень и подбирать однокоренные слова, разграничивать омонимичные
корни.
|
95
|
Р.р. Рассуждение.
Комплексный анализ текста.
|
1
|
|
|
Знать: о рассуждении как
о типе текста, о структуре рассуждения, о возможности включения элементов
рассуждения в другие типы текста.
Уметь: находить
структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте; создавать
высказывания-рассуждения самостоятельного характера.
|
96
|
Повторение изученного.
|
1
|
|
|
|
97
98
|
Суффикс. Суффиксы имен
существительных и прилагательных.
|
2
|
|
|
Знать: определение
суффикса, смысловое значение суффикса.
Уметь: правильно
выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять
значения, выраженные суффиксы; образовывать новые слова с помощью известных
суффиксов.
|
99
|
Приставка.
|
1
|
|
|
Знать: определение
приставки, смысловое значение приставки.
Уметь: правильно
выделять приставку в словах.
|
100
|
Р.р. Выборочное изложение с
изменением лица по тексту В.М. Пескова.
|
1
|
|
|
Знать: характеристики
выборочного изложения.
Уметь: выделять по
опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать подтему с
изменением лица.
|
101
102
|
Чередование звуков. Беглые
гласные.
|
2
|
|
|
Знать: о видах
чередований гласных и согласных звуков в корнях слов; перечень чередующихся
звуков.
Уметь: выделять корни с
чередующимися гласными и согласными звуками; выделять части слов с беглыми
гласными.
|
103
|
Варианты морфем.
|
1
|
|
|
Знать: что такое
"варианты морфем".
Уметь: различать
варианты морфем, определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и
согласные.
|
104
|
Морфемный разбор слова.
|
1
|
|
|
Знать: порядок
морфемного разбора слова.
Уметь: производить
морфемный разбор (устный и письменный) слова.
|
105
|
Правописание гласных и
согласных в приставках.
|
1
|
|
|
Знать: правило
правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ-, ПРИ- и
приставок на З- (С-); о неизменяемых приставках.
Уметь: находить орфограммы
в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых
приставках.
|
106
107
|
Буквы З и С на конце приставок.
|
2
|
|
|
Знать: правило написания
букв на конце приставок; о единообразном написании приставки С-; словарные
слова.
Уметь: правильно писать
слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора
правильных написаний.
|
108
|
Буквы О - А в корне -ЛАГ- -
-ЛОЖ-.
|
1
|
|
|
Знать: чередование А - О
в корнях.
Уметь: владеть способом
выбора А - О в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-.
|
109
|
Буквы О - А в корне -РАСТ--
-РОС-.
|
1
|
|
|
Знать: правило написания
букв О - А в корне -РАСТ-, -РОС-; слова-исключения; о том, что нельзя
пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в
корне.
Уметь: правильно писать
слова с изученной орфограммой, графически пользоваться.
|
110
|
Правописание корней с
чередованием гласных.
|
1
|
|
|
111
|
Буквы Ё - О после шипящих в
корне.
|
1
|
|
|
Знать: правило написания
букв Ё - О после шипящих в корне; слова-исключения.
Уметь: обосновывать
выбор О - Ё в корнях слов после шипящих; графически обозначать изученную
орфограмму.
|
112
|
Буквы Ы - И после Ц.
|
1
|
|
|
Знать: правило написания
букв Ы - И после Ц в корнях, в словах на
-ЦИЯ, в окончаниях, в суффиксах, в словах-исключениях.
Уметь: обосновывать
выбор гласных И - Ы после Ц.
|
113
|
Повторение.
|
1
|
|
|
Обобщение и систематизация знаний
по разделу.
|
114
|
Контрольный диктант.
|
1
|
|
|
|
115
|
Работа над ошибками,
допущенными в контрольном диктанте.
Работы с тестами.
|
1
|
|
|
|
116
|
Р.р. Сочинение-описание
изображенного на картине (П.П. Кончаловский "Сирень в корзине").
|
1
|
|
|
Знать: о роли деталей в
художественном описании; понятие натюрморт.
Уметь: описывать
малопредметные натюрморты.
|
Морфология. Орфография. Культура речи.
(35+8 ч)
|
117
|
Самостоятельные и служебные
части речи.
|
1
|
|
|
Знать: предмет изучения
морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи.
Уметь: различать
самостоятельные и служебные части речи.
|
Имя существительное. (20+4 ч)
|
118
119
|
Имя существительное как часть
речи.
|
2
|
|
|
Знать: морфологические
признаки имени существительного, его роль в предложении.
Уметь: опознавать
существительные среди других частей речи.
|
120
|
Р.р. Доказательства и
рассуждения.
Комплексный анализ текста.
|
1
|
|
|
Знать: структуру
рассуждения, роль доказательства в рассуждении.
Уметь: анализировать
текст-рассуждение с точки зрения его структуры; составлять рассуждение
самостоятельного характера.
|
121
|
Имена существительные
одушевленные и неодушевленные.
|
1
|
|
|
Знать: о существительных
одушевленных и неодушевленных.
Уметь: различать
одушевленные и неодушевленные имена существительные.
|
122
123
|
Имена существительные
собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных.
|
2
|
|
|
Знать: основание деления
существительных на собственные и нарицательные; правило употребления большой
буквы в именах собственных.
Уметь: разграничивать
имена собственные и нарицательные; правильно писать их.
|
124
|
Р.р. Элементы рассуждения в
повествовании. Изложение по притче Е.А. Пермяка.
|
1
|
|
|
Знать: структуру
рассуждения, повествования.
Уметь: включать элементы
рассуждения в повествование; сжато излагать текст.
|
125
|
Морфологический разбор имени
существительного.
|
1
|
|
|
Знать: порядок
морфологического разбора имени существительного.
Уметь: производить
морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.
|
126
|
Род имени существительного.
|
1
|
|
|
Знать: о грамматической
категории рода существительного, о возможном нарушении норм литературного
языка при определении рода существительных.
Уметь: определять род
имени существительного, согласовывать глагол прошедшего времени, имя прилагательное
с именем существительным.
|
127
|
Имена существительные, которые
имеют форму только множественного числа.
|
1
|
|
|
Знать: об именах
существительных, имеющих форму только множественного числа.
Уметь: употреблять эти
существительные в речи.
|
128
|
Имена существительные, которые
имеют форму только единственного числа.
|
1
|
|
|
Знать: о
существительных, имеющих форму только единственного числа.
Уметь: употреблять
указанные существительные в сочетании с прилагательным, глаголом прошедшего
времени.
|
129
|
Три склонения имен
существительных.
|
1
|
|
|
Знать: о склонении имени
существительного, о начальной форме существительного.
Уметь: находить
начальную форму и находить склонение существительных, склонять
существительные.
|
130
|
Падеж имен существительных.
|
1
|
|
|
Знать: названия падежей,
их значение, порядок их следования, падежные вопросы.
Уметь: определять падеж
существительного, верно употреблять предлоги с падежами.
|
131
132
|
Правописание гласных в падежных
окончаниях существительных в единственном числе.
|
2
|
|
|
Знать: правило выбора Е
- И в безударных падежных окончаниях имен существительных.
Уметь: владеть способом
действия при выборе данной орфограммы.
|
133
134
|
Контрольный диктант и его
анализ.
Работа с тестами.
|
2
|
|
|
|
135
|
Р.р. Изложение.
|
1
|
|
|
Знать: о возможности
использования существительных-синонимов для устранения речевых повторов.
Уметь: излагать
содержание исходного текста с изменением лица.
|
136
137
|
Множественное число имен
существительных.
|
2
|
|
|
Знать: об особенностях
склонения существительного во множественном числе, в дательном, творительном
и предложном падежах, об употреблении форм множественного числа имени
существительного.
Уметь: правильно писать
и употреблять существительные во множественном числе.
|
138
|
Правописание О - Е после
шипящих и Ц в окончаниях существительных.
|
1
|
|
|
Знать: правило написания
О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Уметь: применять правило
написания О - Е после шипящих и Ц.
|
139
|
Повторение по теме "Имя
существительное".
|
1
|
|
|
Обобщение и систематизация
знаний по теме.
|
140
|
Комплексный анализ текста.
|
1
|
|
|
Уметь: выполнять комплексный
анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся.
|
141
|
Диктант.
|
1
|
|
|
|
Имя прилагательное. (12+ 4 ч )
|
142
143
|
Имя прилагательное как часть
речи.
|
2
|
|
|
Знать: о роли
прилагательного в тексте; морфологические признаки прилагательного,
синтаксическую функцию его в предложении.
Уметь: употреблять
прилагательные в речи; определять морфологические признаки прилагательного,
синтаксическую роль в предложении.
|
144
145
|
Правописание гласных в падежных
окончаниях прилагательных.
|
2
|
|
|
Знать: о согласовании
прилагательных с существительными.
Уметь: правильно писать
окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова.
|
146
|
Р.р. Описание животного.
Комплексный анализ текста.
|
1
|
|
|
Знать: описание
животного в художественном стиле; общепользование образно-выразительных
средств в художественном описании.
Уметь: писать подробное
изложение повествовательного характера с элементами описания.
|
147
148
|
Прилагательные полные и
краткие.
|
2
|
|
|
Знать: грамматические
особенности и признаки кратких прилагательных.
Уметь: различать краткие
прилагательные, правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую;
определять роль кратких прилагательных в предложении.
|
149
|
Р.р. Описание животного на основе
изображенного.
|
1
|
|
|
Знать: о специфике
описания животного, изображенного на картине.
Уметь: описывать
животное на основе изображенного в разговорном стиле.
|
150
|
Морфологический разбор имени
прилагательного.
|
1
|
|
|
Знать: порядок
морфологического разбора имени прилагательного.
Уметь: производить
морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного.
|
151
|
Р.р. Сочинение "Как я
испугался".
|
1
|
|
|
Уметь: составлять
собственный текст по указанному плану.
|
152
|
Повторение по теме "Имя
прилагательное".
|
1
|
|
|
Обобщение изученного по теме.
|
153
|
Контрольный диктант.
|
1
|
|
|
|
154
|
Работа над ошибками.
Работа с тестами.
|
1
|
|
|
|
155
|
Р.р. Художественное описание
животного на основе наблюдений.
|
1
|
|
|
Уметь: составлять
собственный текст-описание животного на основе личных впечатлений.
|
Глагол. (36 + 6 ч)
|
156
157
|
Глагол как часть речи.
|
2
|
|
|
Знать: характеристику
глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли.
Уметь: рассказать о
глаголе в форме научного описания; определить морфологические признаки глагола.
|
158
159
160
|
НЕ с глаголами.
|
3
|
|
|
Знать: правило написания
НЕ с глаголами, знать нормы правильного ударения в глаголах с частицей НЕ.
Уметь: правильно писать
глаголы с частицей НЕ, графически обозначать условия выбора правильных
написаний; употреблять глаголы с НЕ в речи.
|
161
|
Комплексный анализ текста.
|
1
|
|
|
Уметь: выполнять комплексный
анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся.
|
162
163
|
Неопределенная форма глагола.
|
2
|
|
|
Знать: о неопределенной
форме как начальной форме глагола; определение понятия.
Уметь: различать глаголы
в личной и неопределенной формах; правильно писать окончания глаголов в
неопределенной форме.
|
164
|
Работа с тестами.
|
1
|
|
|
Обобщение изученного по теме.
|
165
166
|
Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в
глаголах.
|
2
|
|
|
Знать: условия выбора
написания -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах; о произношении [ца] на месте -ТСЯ, -ТЬСЯ.
Уметь: правильно
произносить глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ; правильно ставить вопрос к изучаемым
глаголам; правильно писать -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах; употреблять в речи глаголы
на -ТСЯ, -ТЬСЯ.
|
167
|
Резервный урок.
|
1
|
|
|
|
168
169
|
Виды глагола.
|
2
|
|
|
Знать: что глаголы
различаются на виды по вопросам и значению; способы образования видовых пар
глаголов.
Уметь: владеть способом
действия по распознаванию видов глагола; распознавать виды глаголов.
|
170
171
172
|
Буквы Е - И в корнях с
чередованием.
|
3
|
|
|
Знать: о чередовании
гласных Е - И в корнях; способы действия при выборе орфограммы; перечень
корней с чередованием.
Уметь: правильно писать
слова с чередованием Е - И в корнях; графически обозначать условия выбора
правильных написаний.
|
173
|
Комплексный анализ текста.
|
1
|
|
|
Уметь: выполнять комплексный
анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся.
|
174
|
Р.р. Невыдуманный рассказ о
себе.
|
1
|
|
|
Знать: что главное в
рассказе - развертывающееся в определенной последовательности действие; о
роли жестов, выражения лица рассказчика в устном рассказе.
Уметь: составлять устный
рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его.
|
175
|
Контрольный диктант.
|
1
|
|
|
|
176
|
Работа над ошибками,
допущенными в контрольном диктанте.
Работа с тестами.
|
1
|
|
|
|
177
|
Время глагола.
|
1
|
|
|
Знать: как образуются
временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов.
Уметь: определять
временные формы глагола.
|
178
|
Прошедшее время.
|
1
|
|
|
Знать: способ
образования и изменения глаголов прошедшего времени.
Уметь: распознавать
глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом -л-;
употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы, глаголы прошедшего времени.
|
179
|
Настоящее время.
|
1
|
|
|
Знать: глаголы в
настоящем времени обозначают действия, происходящие не только в момент речи,
но и постоянно, в любое время; образуются глаголы настоящего времени только
от глаголов несовершенного вида.
Уметь: определять
грамматическое значение глаголов в настоящем времени, употреблять в речи;
соблюдать орфоэпические нормы.
|
180
|
Будущее время.
|
1
|
|
|
Знать: о способах
образования форм будущего времени, употребление их в речи.
Уметь: образовывать
простую и сложную форму будущего времени; различать формы глагола.
|
181
|
Спряжение глаголов.
|
1
|
|
|
Знать: что такое
спряжение глагола; личные окончания глаголов I и II спряжения; способ определения спряжение глаголов (по личным
окончаниям и неопределенной форме).
Уметь: владеть способом
определения спряжения, изменять глаголы по лицам и числам.
|
182
183
184
185
|
Определение спряжения глагола с
безударным личным окончанием.
|
4
|
|
|
Знать: выбор орфограмм в
написании безударных личных окончаний глагола зависит от его спряжения.
Уметь: различать глаголы
I и II спряжения; правильно писать личные
глагольные окончания.
|
186
|
Морфологический разбор глагола.
|
1
|
|
|
Знать: порядок
морфологического разбора глагола.
Уметь: производить
морфологический разбор (устный и письменный) глагола.
|
187
|
Р.р. Изложение по тексту
"Шоколадный торт".
|
1
|
|
|
Уметь: производить
исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль текста с изменением
формы лица.
|
188
189
|
Ь после шипящих в глаголах во
2-м лице единственного числа.
|
2
|
|
|
Знать: о написании Ь на
конце глагола 2-го лица; об употреблении глагола в предложениях без
подлежащего.
Уметь: выбирать
орфограмму в глаголах с шипящим на конце; употреблять глаголы 2-го лица в
речи.
|
190
|
Употребление времен.
|
1
|
|
|
Знать: об употреблении
форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом.
Уметь: употреблять формы
настоящего и будущего времени глагола при сообщении о прошлом.
|
191
|
Комплексный анализ текста.
|
1
|
|
|
Уметь: выполнять комплексный
анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся.
|
192
|
Р.р. Спортивный репортаж по
серии рисунков.
|
1
|
|
|
Уметь: составлять
рассказ по данному началу с использованием рисунков; употреблять глаголы в
форме настоящего времени для оживления повествования.
|
193
194
|
Повторение изученного о
глаголе.
Работа с тестами.
|
2
|
|
|
Систематизация и обобщение
материала.
|
195
|
Контрольный диктант.
|
1
|
|
|
|
196
|
Работа над ошибками.
|
1
|
|
|
|
Повторение и систематизация изученного.
(4+1 ч)
|
197
198
199
200
|
Комплексный анализ текста.
Работа с тестами.
Работа по развитию связной
речи.
|
4
|
|
|
Повторение и систематизация
знаний, умений, навыков, полученных в течение года.
|
201
202
203
204
|
Резервные уроки
|
4
|
|
|
|