Поурочное планирование по МХК "Культура Нового времени"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочное планирование по МХК "Культура Нового времени"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8


Тема урока: 22.6. "Золотой век" испанской живописи (Эль Греко, Д. Веласкес) - 2 урока.

  • Политическое и экономическое могущество Испании в середине XVI века.
  • "Золотой век" испанской культуры - 80-е годы XVI века - 80-е годы XVII века.
  • Возвышение католической церкви в ходе испанской Реконкисты. Влияние церкви на идеалы общества в XVII веке. Церковь и аристократия - главные заказчики в мире искусства.
  • Эль Греко (Доменико Теотокопули) - мастер, сумевший точно почувствовать и наиболее полно проявить идеалы испанского общества.
    Молодость художника:
    • рождение в Кандии - столице Крита;
    • работа иконописцем;
    • путешествие по Италии, изучение творчества Тициана, Тинторетто, Микеланджело;
    • переезд в Испанию.
  • Своеобразие живописи Эль Греко как преломление иконописных принципов сквозь технику мастеров позднего итальянского Возрождения и видение барокко:
    • вертикальная композиция картины как отражение положения двух миров - земного и небесного ("Погребение графа Оргаса");
    • стирание граней между небесным и земным ("Благовещение");
    • подчинение "земного мира" законам "небесного", эффект "лишения персонажей твердой опоры";
    • причудливая деформация фигур и планов, словно в зеркале с кривой поверхностью, создающем зыбкое переливающееся пространство;
    • изображение разновременных событий и подчеркнутая вневременность одежды;
    • "иконописная" обработка лиц как ликов.
  • Световые поиски в творчестве Эль Греко от эффекта передачи искусственного освещения в духе маньеризма ("Мальчик, раздувающий свечу") до утверждения иррационального света, не имеющего реального источника и преображающего реальность (цикл картин "Вид Толедо").
  • Олицетворение мысли и силы духа в портретах философов, пророков, проповедников, святых ("Св. Иероним", "Св. Варфоломей", Фра Ортенсио Парависино, "Портрет неизвестного"). Точная психологическая характеристика в "Портрете главного инквизитора".
  • Фантастически-психологический пейзаж в "Видах Толедо".
  • Творчество Диего Веласкеса - остановленные мгновения жизни Испании XVII века:
    • ранние произведения Веласкеса - сцены из народной жизни, близкие по стилю караваджизму (бодегонес) - "Завтрак", "Водонос";
    • развитие дарования Веласкеса под влиянием творчества Тициана, встреч с Рубенсом и посещения Италии;
    • противопоставление человеческой драмы спокойствию и лучезарности природы ("ЋСдача Бреды"Л, ритмы природы и ритмы человека);
    • психологическая достоверность передачи характеров в портретах королевской семьи, придворных шутов и карликов короля. Активное использование цвета для уточнения психологической характеристики;
    • "принцип зеркала" в композиции и открытие неочевидного в полотнах Веласкеса ("Менины", "Венера перед зеркалом", "Кузница Вулкана", "Пряхи");
    • особенности цветовой символики в традиционной испанской культуре. Цветовая композиция Веласкеса ("Портрет Иннокентия X", "Венера перед зеркалом", "Кузница Вулкана", "Пряхи").

Задания:

1.     Вспомните, были ли в русской истории периоды, когда основные исторические события проходили "под знаменами церкви"? Попробуйте оценить роль православных идеалов в современном российском обществе.

2.     Представьте себе, что А. Рублев копирует "Сикстинскую мадонну" Рафаэля, изменяя ее в соответствии с нормами современной ему иконописи. А теперь представьте себе "Троицу" Рублева в "пересказе" Микеланджело. Похожи ли получившиеся у вас образы на полотна Эль Греко? Почему? Что еще должно обязательно присутствовать в ваших "полотнах", чтобы они стали походить на картины Эль Греко?

3.     Попробуйте обнаружить аналоги иррациональному свету на полотнах Эль Греко среди персонажей древнегреческой мифологии.

4.     Попробуйте описать одежду своего любимого литературного героя так, чтобы она как можно точнее передавала его характер.


Тема урока: 22.7. Жанр натюрморта в живописи - 1 урок.

  • Nature morte - мертвая природа (итальянский).
  • Начало натюрморта в обычаях средневековых рыцарей избирать себе для турнира девизы.
  • Короткие девизы как выражение личностных принципов в эпоху Возрождения, которые наносились на оружие, одежду и предметы быта.
  • Появление простых рисунков, сопровождающих девиз. Сборники рисованных девизов.
  • Рождение эмблемы. Трехчастная структура эмблемы:
    • короткая латинская фраза - надпись;
    • символический рисунок;
    • развернутая подпись, поясняющая связь рисунка с надписью.
  • Составление и разгадывание эмблем как традиционное времяпровождение светского общества "галантного века". Активное использование эмблем писателями и поэтами XVIII века (Ронсар, Тассо, Державин).
  • Сборники эмблем как словари, откуда черпали аллегории авторы живописных аллегорических полотен и натюрмортов.
  • Центры натюрморта в Нидерландах XVII века:
    • буржуазный Харлем - "завтраки";
    • аристократический Утрехт, славившийся цветоводством - "цветочные букеты";
    • портовый город Гаага - "рыбные композиции";
    • университетский городок Лейден - "ученые натюрморты" (Vanitas - от лат. "пустота, тщетность").
  • Извлечение предметов из привычного человеческого быта и составление из них нового, глубоко символичного, мира в натюрмортах.
  • Натюрморт как своеобразная "игра со зрителем", которому предлагается разгадать символический смысл композиции.
  • Наиболее часто появляющиеся в натюрмортах символы:
    • розы, полевые цветы, насекомые - краткость человеческого существования;
    • бабочки и стрекозы - спасение души;
    • песочные часы, дымящиеся лампы, трубки, мыльные пузыри, карточные домики - быстротечность человеческой жизни;
    • старые книги - ушедшее время;
    • музыкальные инструменты - "звук их так прекрасен и мимолетен";
    • цветы, колосья, фрукты, лимоны - времена года.
  • Композиция цветочных натюрмортов:
    • радиальная композиция, при которой главным становится цветок на скрещении стеблей;
    • ковровая композиция, при которой иерархия цветов выстраивается снизу вверх;
    • треугольная композиция, при которой центром служит осевой цветок, а остальные группируются по обе стороны от него.
  • Смысловые зоны цветочного натюрморта:
    • низ у самой вазы - знаки бренности (сломанные или увядшие цветы, лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи);
    • середина - символы скромности и чистоты (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены);
    • верх - венец добродетели (крупный одиночный цветок).
  • Распространение в середине XVII столетия натюрмортов с пресмыкающимися, земноводными и другими животными.
  • Традиционная символика животных в натюрмортах: змеи, мыши, лягушки, ежи - дьявольские животные; гусеница, куколка и бабочка - земное существование, смерть и посмертное бытие души; белка - труд; попугай - красноречие и благодарность; обезьяна - человеческие пороки; кошка и мышь - темные силы, дьявол и человеческая душа; собака - охрана разума от темных сил.

Задания:

1.     Как вы думаете, могли ли быть свои, пусть невысказанные, девизы у древнеримских гладиаторов? Чем они могли отличаться от девизов средневековых рыцарей?

2.     Попробуйте придумать краткий и яркий девиз для: ученика первого класса, выпускника школы, студента, любимого героя литературного произведения, президента какой-либо страны, для себя в школе и для себя в компании друзей.

3.     Есть ли разница в придумывании девизов "для личности" и "для должности" и какая?

4.     Отдельные города Нидерландов стали центром разных видов натюрморта ("завтраки", "цветочные букеты", "рыбные композиции" и т.д.). Подумайте, центром каких натюрмортов могла бы стать Москва XVII века? А современная Москва?

5.     Какие, по-вашему, новые символы обязательно должны появиться в натюрморте XXI века?


Тема урока: 22.8. Фламандское барокко (П.П. Рубенс) - 1 урок.

  • Школа "итало-фламандских" мастеров, складывающаяся во Фландрии в XVII веке - сочетание итальянской техники живописи с местными природными и социальными условиями.
  • Творчество П.П. Рубенса - вершина фламандской живописи XVII века.
  • Развитие дарования Рубенса под влиянием его учителей:
  • Адам ван Норт - талантливый самоучка, продолжатель традиций П. Брейгеля Старшего, любивший сильные световые акценты, яркие кричащие тона, широкие мазки;
  • Отто Вениус - ученик Караваджо, получивший прекрасное живописное образование, передавший Рубенсу итальянскую технику живописи.
  • Характерные особенности творчества Караваджо, проявившиеся в полотнах Рубенса:
    • интимно-психологическая интерпретация религиозных тем;
    • мощные контрасты света и тени;
    • энергичная лепка объемов и выразительная простота жестов;
    • насыщенность колорита;
    • подчеркнутая "простонародность персонажей картин".
  • Театральное выстраивание композиции полотен у Рубенса ("Бракосочетание Марии Медичи", "Воздвижение креста"). Несколько "постановочных" вариантов одной картины (антверпенское "Поклонение волхвов").
  • Яркость реальных персонажей и бледность "придуманных" на полотнах Рубенса.
  • Выражение системы смыслов через композицию ("Воздвижение креста").
  • Основная особенность цветовой палитры Рубенса - точное выстраивание соотношения цветовых тонов при незначительном их разнообразии, приводящее к богатству оттенков.
  • Пристрастие к определенному типу человеческого лица в портретах Рубенса. Проявление во всех женских портретах черт Марии Медичи, инфанты Изабеллы, Изабеллы Брандт и Елены Фоурмен.
  • Мастерская и ученики Рубенса - предмет зависти других художественных школ:
    • Антонис ван Дейк:
      • доведение до совершенства парадного портрета, в котором основную роль играют осанка, поза и жест;
      • создание английской школы парадного портрета и серии парадных портретов генуэзской знати;
      • психологически точные портреты творческой аристократии;
    • Якоб Иорданс - продолжатель традиции фламандского караваджизма:
      • жанрово-бытовая трактовка мифологических и религиозных тем;
      • пристрастие к "полнокровным крестьянским и бюргерским типам";
      • большое значение яркой детали в картинах Иорданса.

Задания:

1.     Можно ли "чужой" техникой передать национальный дух своей родины? Не привнесет ли эта "чужая" техника и элементы "чуждого" духа?

2.     Представьте себе живопись Караваджо в России XVII века. Какова бы была реакция на такие полотна царя, бояр, патриарха? Что вызвало бы яростное сопротивление, а что, наоборот, одобрение?

3.     Подумайте, есть ли у мастеров Возрождения специально "театральное" выстраивание картины? Попробуйте с этой точки зрения сравнить живописные полотна Возрождения и картины Рубенса.


Тема урока: 22.9. Голландское барокко (Рембрандт и "малые голландцы") - 2 урока.

  • Возникновение голландской школы живописи в первые годы XVII века вместе с новым государством.
  • Влияние идей Реформации на художественный быт Голландии:
    • церковь перестает быть заказчиком для художников;
    • отрицаются художественные ценности католицизма (церковные росписи, религиозные сюжеты);
    • необходимость для художника найти нового заказчика (бюргер) и новые сюжеты для него;
    • появление интереса к реальному миру, окружающему художника и заказчика.
  • Освобождение жанровой голландской картины от обязательного исторического (античного) сюжета в конце XVI века. Возникновение особого жанра "гражданской картины", описывающей современные события.
  • Основные стилистические черты голландской школы живописи ("малые голландцы"):
    • совершенный рисунок как основа живописной композиции;
    • предельная реалистичность ("правдивость и искренность") полотен;
    • небольшие размеры, концентрирующие внимание зрителя;
    • блестящая живописная техника, передающая приметы быта, атмосферу, но не идеи.
  • Ведущие художники голландской школы живописи ("малые голландцы"):
    • разработка крестьянского бытового жанра в работах Адриана ван Остаде;
    • лирика бюргерского быта, интерьеры и дворики в картинах П. де Хоха;
    • суровое величие и изменчивость голландской природы в творчестве Я. ван Рейсдаля. Мастерская передача им световоздушной среды;
    • галерея типов голландского общества от богатых бюргеров до представителей социальных низов в одиночных и групповых портретах Ф. Халса. Четкая моделировка им форм с помощью плотных мазков;
    • пристальное внимание голландских художников к проблеме передачи света и тени в живописи. Разработка ими техники валёров. Валёр - оттенок тона, выражающий количество света или тени. Тонкое понимание пропорциональности валёров в картинах Г. Терборха;
    • единство человека и окружающей его среды в полотнах Я. Вермеера Делфтского.
  • Рембрандт Харменс ван Рейн - "художник идей" в голландской живописи XVII века:
    • проявление противоречия между мыслителем и художником в творчестве Рембрандта;
    • стремление художника совместить идеал с жизненным правдоподобием ("Даная");
    • придание факту возвышенного характера видения с помощью света ("Ночной дозор");
    • "люминаризм" Рембрандта - независимое от предметов и колорита существование света и тени на полотнах художника. Световая композиция от "Анатомии доктора Тульпа" до "Возвращения блудного сына";
    • глубочайший психологизм, переданный через крайнюю степень реалистичности в портретах Рембрандта.

Задания:

1.     Что, по-вашему, хотят видеть в портрете, заказывая его художнику, священник, член царской фамилии, чиновник, вельможа? Чем отличаются произведения, заказанные представителями власти от произведений, заказанных частными лицами?

2.     В какой степени заказной портрет может выразить дух нации?

3.     Попробуйте выразить (лучше письменно, от 1-го лица) чувства, заставляющие человека заказывать художнику свой портрет. Какая, из перечисленных вами, причин заказа, по-вашему, главная?

4.     Настоящий художник всегда пишет полотна, необходимые не только ему самому, но и нужные обществу. Подумайте, каким общественным силам были нужны крестьянские бытовые картины А. Ван Остаде?

5.     Попробуйте найти в музыкальном искусстве аналоги валёров.

6.     Как основная идея движения реформации о непосредственном общении человека с Богом отражена в творчестве Рембрандта? Какими средствами художник выражает эту идею?


23. Культура русского барокко

Тема урока: 23.1. Петр I и быт начального Петербурга - 1 урок.

  • Царствование Петра I - время активного вступления русской культуры в общеевропейский культурный поток.
  • Основание "Санктъ-Питербурха" в 1703 году на острове Янни-саари в дельте Невы среди пустынной болотистой местности, населенной русскими, финнами и шведами.
  • Возведение города как военного укрепления против шведских набегов. Строительство земляной крепости и деревянного собора во имя св. апостолов Петра и Павла.
  • Появление первых деревянных дворцов (Домика Петра I, Зимнего дворца, Летнего дворца, дворца Меншикова). Временный характер всех построек Петербурга.
  • Исчезновение опасности шведского нападения после Полтавского сражения и "каменное обустройство" Петербурга. Новый город как постоянное место жительства царской семьи с 1712 года. Перенесение сюда столицы в 1714 году. Насильственное переселение мастеров и жителей в новую столицу.
  • Окружение новой столицы загородными дворцами знати (Царское село, Петергоф, дворец в Стрельне, Ораниенбаум).
  • Учет особой ландшафтной ситуации при строительстве Петербурга - Нева и ее притоки становятся композиционным стрежнем нового города.
  • Организация будущего города высокими зданиями (церкви и колокольни, Кунскамера, госпиталь, Адмиралтейство) и "каркасом дворцов", далеко отстоящих друг от друга.
  • Применение нового в русском градостроительстве приема организации комплекса зданий по "красной линии" улицы или реки.
  • Изменение русского быта на европейский лад:
    • введение европейского костюма в придворный быт (немецкие кафтаны, юбки и шлафроки, бритье бород);
    • насаждение приемов, вечеров, ассамблей по европейскому образцу;
    • введение немецкого и французского языков как обязательных в придворном быту;
    • устройство русских садов по примеру европейских (Летний сад, парк в Петергофе);
    • организация торжественных шествий, аллегорических процессий, маскарадов.

Задания:

1.     Почему Петр I предпочитал русское государство устраивать на немецкий и голландский манер, а в искусстве придерживался французских образцов?

2.     Париж и Петербург исторически начинались с островов на реке. Чем выгодно такое положение? И почему, если оно выгодно, так редко встречается?
Есть ли что-то общее в судьбе Парижа и Петербурга, обусловленное их "островным началом"? Какие еще островные города вы знаете? Что общего в культуре всех этих городов?

3.     Попробуйте найти общие черты в организации комплекса зданий "по красной линии" улицы или реки и петровским принципом подбора помощников "по способности, а не по знатности"?

4.     Могло ли, по-вашему, произойти "вхождение России в общеевропейскую культуру" без радикального изменения культуры и быта?


 
« Пред.