Поурочное планирование по МХК "Культура Нового времени"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочное планирование по МХК "Культура Нового времени"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8


Тема урока: 28.5. Реалистическая опера (Дж. Верди, Ж. Бизе, Ш. Гуно) - 4 урока.

  • Различные стороны музыкального реализма второй половины XIX века.
  • Стремление Дж. Верди к воплощению в опере драмы Ћсильной, простой, значительнойЛ.
  • Борьба Италии за национальное освобождение как основа ранних романтических опер Дж. Верди:
    • героическая мелодика, обладающая фанфарными интонациями, упругой ритмикой, стремительным развитием;
    • ораториальный склад всей оперы как форма для возвышенных национальных чувств;
    • героический характер действующих лиц, проявляемый в острых, конфликтных ситуациях.
  • Обращение Верди к реалистическому методу в произведениях 50-х - 60-х годов:
    • интерес к судьбам простых людей в обыденных обстоятельствах;
    • углубленное внимание к психологии персонажа;
    • предельно тщательная передача в музыке малейших смен внутреннего состояния героя;
    • срастание отдельных музыкальных номеров (арий, ансамблей, хоров) в единую оперную сцену на основе психологически непрерывного сквозного действия;
    • выработка особой "смешанной манеры" пения, средней между bel canto и parlante (речитатив) - stilo misto.
  • Реализм французской "лирической оперы" в произведениях Ш. Гуно:
    • обращение к серьезной классической драматургии (Шекспир, Гете);
    • демократизация музыкального языка - предельное упрощение мелодии до песенно-романсовой;
    • изящество, совмещенное с глубиной мысли и простотой выражения - важнейшие черты оперной музыки Ш. Гуно;
    • лирическое вдохновение как источник "глубины и изящества";
    • провозглашение оперного композитора мастером звукового портрета (образы Маргариты, Фауста, Мефистофеля, данные в характерных для них музыкальных формах - баллада и ария, каватина, куплеты).
  • Творчество Ж. Бизе - вершина оперного реализма ("Кармен"):
    • тщательное изучение национальных музыкальных черт того или иного народа (провансальская, испанская культуры) и воссоздание национального колорита на оперной сцене, не прибегая к прямому цитированию народной музыки;
    • активность танцевальной стихии в операх Бизе как проявление народной энергии;
    • точное соотношение народных и камерных сцен в операх Бизе;
    • характер действующих лиц как выражение общенародных характеров;
    • воплощение больших идей в драмах простых людей. Возвеличивание обыденного образа (Кармен) до уровня символа;
    • характерность и символизм музыки как основа музыкальной драмы (система символических тем, тембров, ритмов, танцев).

Задания:

1.     Что, по-вашему, может отражать музыка, кроме реального мира?

2.     Как может выражаться в музыке "борьба за национальное освобождение"?

3.     Подумайте, почему последовательное отражение в произведении искусства (музыке, литературе, театре) мельчайших изменений состояния человека рождает у зрителя (слушателя, читателя) ощущение реальности?

4.     Как вы думаете, что давала для понимания происходящего на сцене новая манера пения (stilo misto)?

5.     Каким качеством обязательно должна обладать оперная музыка, чтобы в песенно-романсовой манере не скатиться до примитивной пошлости?

6.     Может ли "звуковой портрет" быть портретом-представлением, портретом-позой, портретом-жестом, портретом-выражением?

Тема урока: 28.6. Импрессионизм во французской поэзии, живописи, музыке - 2 урока.

  • Перенесение позитивистских идей о главенстве факта с общественных идей в самую суть восприятия художником мира ("отражаю только то, что непосредственно наблюдаю").
  • Парижские "Салоны отверженных" и полотна Э. Мане "Завтрак на траве" и "Олимпия".
  • Формирование круга художников-импрессионистов (К. Писсаро, П. Сезанн, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега) и следование за ними импрессионистов-композиторов (К. Дебюсси, М. Равель).
  • Название "импрессионизм" (от фр. Impression - впечатление) и основные идеи художников-импрессионистов:
    • принципиальный отказ от социальной тематики в живописи как реакция интеллигенции на французскую революцию 1848 года;
    • почти полное равнодушие к сюжету произведения;
    • тщательная фиксация сиюминутных впечатлений.
  • Новая живописная техника импрессионистов:
    • работа на открытом воздухе как непременное условие творчества;
    • высокая ценность эскиза и эскизность законченного образа, незавершенность форм, статуй, музыкальных тем, сохранение следов прикосновения руки художника;
    • свет как главное выразительное средство в живописи, скульптуре, музыке;
    • причудливая игра света - главное содержание произведений импрессионистов (серия "Руанский собор" К. Моне, "Игра воды" М. Равеля, ноктюрн "Облака" К. Дебюсси);
    • осознание формы предметов как чисто цветовой неясной границы;
    • отказ от техники смешивания красочных тонов на палитре и наложение краски на холст лишь чистыми тонами, которые смешиваются в восприятии зрителя;
    • техника письма мелкими мазками (вплоть до точек - пуантилизм), музыкальная техника составления целого из крохотных мотивов (не тем), использование композиторами-импрессионистами чисты инструментальных тембров;
    • антиклассицистическая композиция картин - асимметрия, неожиданные точки зрения, выход ситуации за пределы рамы и на зрителя;
    • подчеркивание импрессионистической скульптурой (О. Роден) трудно уловимых движений и эмоций;
    • музыкальная импрессионистическая композиция как бесконечная прелюдия, где что-то уже произошло, или только должно произойти, или представлена атмосфера чего-то скрытого.
  • Открытие импрессионистами темы города как самостоятельной, не зависимой ни от чего, ценности (у классицистов есть только один город - Рим, у романтиков Город противопоставляется Природе, у реалистов Город - скопище социальных проблем).
  • Отражение импрессионистических идей в поэзии нарождающегося символизма (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо).

Задания:

1.     Как вам кажется, в чем импрессионисты "продолжают" романтиков?

2.     Как вы думаете, чем "самостоятельная жизнь света" у импрессионистов отличается от "самостоятельной жизни света" у Рембрандта?

3.     Трудно представить себе что-либо более далекое, чем полотна импрессионистов и православные иконы. Но есть между ними и явное сходство. В чем?

4.     Возможен ли архитектурный импрессионизм? Почему? А в масштабе целого архитектурного ансамбля?

5.     Одна из характерных особенностей полотен импрессионистов - выход сюжета за пределы картинной рамы. А может ли музыкальное произведение выйти за пределы рамы?

6.     Можно ли представить себе импрессионистический костюм? С какой точки зрения нужно говорить об импрессионизме в костюме?


29. Русская культура II половины XIX века

Тема урока: 29.1. Развитие русской архитектуры (историзм, эклектика) - 2 урока.

  • Бурное развитие русской науки во второй половине XIX века.
  • Стремительная урбанизация России. Городские постройки как эталон архитектурных вкусов эпохи.
  • Широкое обсуждение архитектурных проблем в массовой печати как отказ от классицистических идеалов:
    • требование подражать не формам античности, но "духу древних";
    • требование создать свою, национальную городскую архитектуру и начавшаяся реставрация памятников древности;
    • требование разнообразия в архитектурных формах, применения разных стилей в решении даже одной улицы как реакция на обилие классицистической архитектуры;
    • требование убрать крупномасштабные постройки и точнее соотносить архитектурное сооружение с миром реального человека.
  • Новые заказчики архитектора: промышленники, коммерсанты, финансисты и их стремление к реальной и, прежде всего, удобной и экономичной архитектурной среде.
  • Осмысление воздействия архитектуры на мысли, чувства и настроения человека и способности архитектурного сооружения нести определенную информацию. "Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания...", Н.В. Гоголь.
  • Возникновение историзма в архитектуре из естественного стремления к разнообразию впечатлений и удовлетворению разнообразных вкусов заказчиков.
  • Рождение в рамках историзма русско-византийского стиля в архитектуре - своеобразного "русского ампира" (К. Тон, Н.Л. Бенуа, А. Штакеншнейдер).
  • Понимание эклектики в русской культуре 2 половины XIX века как "умного выбора".
  • Основные творческие методы русского архитектора 2 половины XIX века:
    • формирование пространства с помощью плоскостей и объемов. Симметрия и асимметрия пространства (но не фасада или плана, как в классицизме);
    • архитектурное конструирование и активная роль инженера в создании облика сооружения. Металлические конструкции.

Задания:

1.     Как вы думаете, почему именно городские постройки становятся архитектурным идеалом во второй половине XIX века?

2.     Подумайте, существуют ли в вашем родном городе постройки, в которых архитектор пытался воплотить не внешние формы какого-либо из исторических стилей, а "дух стиля"?

3.     Нравятся ли вам улицы, которые сформированы домами, построенными в разных стилях? Представьте себя живущим на такой улице. Будет ли это разностилье влиять на ваше настроение, на ваше восприятие мира? Каким образом?

4.     Что, по-вашему, рождает чувство уюта в архитектурном сооружении? Опишите дом, который, как вам кажется, будет "совершенством уюта"?

5.     Попробуйте четко сформулировать, какую информацию стремиться передать нам архитектура, воспринимаемая, как Ћлетопись мираЛ?

6.     Попробуйте в вашем родном городе найти сооружения, где четко проявляется "умный выбор" архитектора и сооружения, где виден "глупый выбор"?


Тема урока: 29.3. Жанр бытовой картины в живописи (П. Федотов) - 2 урока.

  • Формирование жанра русской бытовой картины в 40-х годах XIX века:
    • утверждение новой графики (журнальной и книжной), обслуживающей бытописательную литературу;
    • возрастание интереса к искусству народного лубка;
    • распространение в России любительского живописного творчества, отражавшего самые незначительные стороны быта;
    • влияние на русских художников творчества Хогарта, немецких и французских карикатуристов.
  • Офицерская служба П. Федотова и редкие посещения классов Академии художеств.
  • Серия сепий середины 40-х годов - начало пристального интереса к бытовым реалиям:
    • герои сепий - типичные представители современного художнику города: дворники, няньки, кухарки, лавочники, носильщики, вплоть до кошек и собак ("калейдоскоп характеров");
    • непритязательность и карикатурность изображения Федотовым жизни города;
    • введение в жанровую картину конфликтности.
  • Федотовские картины маслом ("Свежий кавалер", "Разборчивая невеста", "Сватовство майора"):
    • исчезает многословность и обилие вещей, образы становятся точнее и лаконичнее;
    • показ картин на академической выставке 1849 года, где перед картинами сам художник читал сочиненные им стихи (рацеи), поясняющие смысл картин;
      два плана картин: то, чем хотят казаться его персонажи и то, чем они на самом деле являются;
    • успех Федотова и критика сатирического искусства в "христианском" обществе.
  • Особенности последних картин Федотова "Вдовушка", "Анкор, еще анкор!", "Игроки":
    • возвышение образов до уровня метафор (например, одиночество в "Анкор, еще анкор!" или страсть в "Игроках");
    • самостоятельное, почти натюрмортное, значение каждого из предметов в мире картины;
    • большая содержательность "жизни вещей", по сравнению с "жизнью людей";
    • акцентирование смыслового центра композиции сильным цветовым ударом;
    • искривление, деформация живописного пространства, в соответствии с замыслом картины ("Игроки").

Задания:

1.     Какие общие тенденции вы можете найти в русской литературе первой половины XIX века и творчестве П. Федотова?

2.     Попробуйте вспомнить героев литературных произведений, которые могли бы оказаться в ситуации картин "Сватовство майора" или "Свежий кавалер".

3.     Внимательно рассмотрите картину П. Федотова "Игроки". Какие общие художественные приемы используют П. Федотов и Н. Гоголь для передачи схожих сюжетов?

4.     Как вы думаете, что объединяет (по идеям) федотовских "Игроков" и "Пиковую даму" А. Пушкина?

5.     Картина П. Федотова "Анкор, еще анкор!" и бардовские песни В. Высоцкого. Какие общие черты русской жизни выражают эти явления мира искусства?


Тема урока: 29.4. Академизм и антиакадемизм в русской живописи. "Передвижники" - 3 урока.

  • К.П. Брюллов - гений компромисса между идеалами классицистической школы и новыми веяниями романтической живописи в русском искусстве ("Последний день Помпеи"):
    • романтический сюжет, показывающий человека в критической ситуации;
    • показ массы людей, толпы, вместо одного героя, как усиление впечатления пограничности ситуации;
    • контрастное освещение, свойственное романтической живописи;
    • классически уравновешенная композиция и почти скульптурные рисунок на полотне.
    • "Последний день Помпеи" - первая в русском искусстве картина об историческом прошлом, воспринятая как метафора настоящего.
  • "Вечный праздник жизни" в картинах Брюллова из "итальянской жизни" ("Итальянское утро", "Итальянский полдень").
  • Попытка передачи достоинств самого человека, а не его социальной значимости в портретах Брюллова.
  • Полотно А. Иванова "Явление Христа народу" как центральное событие в русской художественной жизни середины XIX века:
    • глубинная композиция картины и ощущение приближения чего-то совершенно иного, нового;
    • пустое пространство (как центр композиции), рождающее тему одиночества Христа и вопрос об отношении к нему;
    • проблема выбора дальнейшего пути в жизни, стоящая перед всеми персонажами полотна;
    • противопоставление конкретности первого плана с конкретными людьми, ожидающими крещения, и абстрактной пустыни с почти идеальным Христом.
  • Гармония стихийных сил природы в пейзажах А. Иванова.
  • Господство обличительной тенденции в русском искусстве 60-х годов XIX века. Быстрое исчерпание бытовым жанром типичных ситуаций, обличающих "зло жизни".
  • В.Г. Перов как художник, переосмысляющий бытовой жанр в русской живописи:
    • подражание Федотову в ранних картинах, показывающих негативные явления жизни ("Проповедь на селе", "Крестный ход на Пасхе", "Чаепитие в Мытищах");
    • отказ от сатиры в лучших своих произведениях ("Проводы покойника", "Тройка", "Утопленница", "Последний кабак у заставы");
    • отход от повествования и попытки передать в полотнах настроение и сострадание;
    • активная роль пейзажа в раскрытии смысла картин Перова;
    • раскрытие духовной драмы личности, "стесненной тьмой проклятых вопросов" в портрете Ф.М. Достоевского;
    • нарочитое "обесцвечивание" палитры художником.
  • Появление исследовательской направленности в живописи 70-х годов XIX века. Народничество и постановка вопроса о духовных ценностях и идеалах, которые необходимо воспитать в народе.
  • Осознание художниками искусства как единственной общественной трибуны в 70-х годах XIX века.
  • "Бунт четырнадцати" в Петербургской Академии художеств и организация Петербургской артели художников на квартире И. Крамского.
  • Объединение московских и петербургских художников в Товарищество передвижных художественных выставок в 1870 году (Г. Мясоедов, В. Перов, Н. Ге, И. Крамской, А. Саврасов, И. Шишкин). Устройство выставок "передвижников" по городам России. Появление ЋсвоихЛ критиков (В.В. Стасов) и меценатов (П.М. Третьяков).
  • Интерес в среде "передвижников" к глубинным внутренним проблемам творческой личности и создание ими галереи портретов "разума и души нации" (портреты Достоевского, Некрасова, Толстого, Тургенева, Герцена, Рубинштейна, Салтыкова-Щедрина, Менделеева, Пирогова, Сеченова и др.).
    И. Крамской как вождь и теоретик "передвижничества":
    • идеал личности в портретах Крамского;
    • взаимное изучение и взаимное воплощение образов друг друга Толстым и Крамским ("Портрет Л.Н. Толстого" Крамского и художник Михайлов в "Анне Карениной" Л. Тостого);
    • образы пустыни, холода, одиночества и выбор пути в картине "Христос в пустыне". "Искушение мыслью, оттягивающей решение" как главный мотив картины.

Задания:

1.     Попробуйте сравнить полотно "Последний день Помпеи" К. Брюллова и гравюру "Четыре всадника" А. Дюрера. Какое из них кажется вам более апокалиптичным? Почему?

2.     Попробуйте сравнить полотна "Битва Александра с Дарием" Альтдорфера и "Явление Христа народу" А. Иванова. Какое общее мироощущение пытаются передать художники? Что их различает?

3.     Попробуйте объяснить тот факт, что евангельские сюжеты художники многих видов искусства воплощают не одну тысячу лет, а обличительные сюжеты, изображающие "зло жизни России", художники исчерпали за несколько десятилетий?

4.     Вспомните, в какие периоды художники начинают писать портреты интеллигенции своей страны? Что, в связи с этим можно сказать о России второй половины XIX века?

5.     Чем Христос А. Иванова отличается от Христа И. Крамского?

6.     Вспомните икону А. Рублева "Христос-Пантократор" из Звенигородского чина. К какому из образов Христа он ближе - к образу А. Иванова или к образу И. Крамского? Почему?


 
« Пред.