Поурочные планы "Культура Древнего мира"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочные планы "Культура Древнего мира"
Страница 2
Страница 3
   

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Поурочное планирование


Культура Древнего мира



1. Понятие художественной культуры.

Тема урока: 1. Понятие художественной культуры - 1 урок.

  • Возникновение слова культура (лат. возделывание).
  • Культура и натура. Натура как мир природный, не зависимый от человека. Культура как воздействие человека на натуру (природу).
  • Материальная культура (техника), усиливающая телесные способности человека.
  • Интеллектуальная культура (наука) как приложение умственных способностей человека.
  • Художественная культура (искусство) как выражение эмоциональных переживаний человека.
  • Разнообразие мира искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино, фото, дизайн).
  • Изобразительные виды искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика).

Задания:

1.     Найти представителей натуры в современной городской квартире.

2.     Только ли эмоции человек выражает в искусстве? А что еще может увидеть (услышать) зритель в произведении искусства?

3.     Попробовать найти отличия художественного текста от текста научного (можно попробовать найти элементы того и другого в одном и том же тексте).

4.     Может ли помочь искусство технике? А техника искусству?

5.     Можно ли представить себе научную живопись? А техническую живопись?

6.     А как бы могла выглядеть научная скульптура?

7.     Можно ли вообще определить точные границы между материальной, интеллектуальной и художественной культурами?

2. Материальная и художественная культура
первобытного человека

Тема урока: 2.1. Наскальная живопись - 1 урок.

  • Изготовление орудий труда как граница между животным и человеком.
  • Название археологических эпох по материалу орудий: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), железный век, бронзовый век.
  • Особенность пещерных изображений палеолита:
    • первые наскальные изображения - штрихи, красочные пятна, контуры рук.
    • освоение приемов графики (контурный рисунок, передача объема штриховкой и тенями);
    • передача в рисунке действия и силы (важнее, чем передача формального сходства);
    • точность в передаче признаков животного и его движений палеолитическим художником;
    • изображение животного как удостоверение родства с ним (тотемическое родство).
  • Составные части краски:
    • красящее вещество (пигмент), сделанное из отвара растения, измельченного камня или насекомого; краски растительные и минеральные;
    • жидкий разбавитель (основание краски) - вода или масло;
    • клейкое связующее вещество (в древности: яичный желток, мед, кровь).
  • Охра - естественные минеральные краски (желтые, оранжевые, красные, коричневые, зеленые).
  • Изменение мировоззрения в неолите - человек становится центром мира.
  • Центральное положение человека в неолитических пещерных рисунках.
  • Использование рисунков для передачи целых сообщений (пиктография).

Задания:

1.     Почему изображения животных натуралистичны, а изображение человека схематично?

2.     Как могла появиться идея создания краски?

3.     Используем ли мы сегодня рисунки для передачи сообщений?

4.     А какими бы изображениями вы украсили бы пещеры, если бы вам пришлось в них жить?


Тема урока: 2.2. Мегалитическая архитектура - 1 урок.

  • Жилище человека как область "своего" в окружении "чужого".
  • Палеолитическое жилище из природных материалов:
    • пещера с выходами на поверхность земли и к воде;
    • жилище из шкур и костей животного.
  • Появление в позднем неолите искусственных сооружений из кирпича-сырца и мегалитов (геч. megas - большой и litos - камень).
  • Три типа мегалитов:
    • менгиры (бретонск. мэн - камень и хир - длинный) - одиноко стоящие каменные глыбы до 20 метров высотой (Бретань, Франция). Назначение: погребальные сооружения, памятные столбы, пограничные знаки);
    • кромлехи (бретонск. кром - кург и лех - камень) - концентрические круги столбов-менгиров, иногда соединенных каменными балками (Стоунхендж, Англия). Назначение: храмы Солнца и Луны, календарные сооружения, древние обсерватории;
    • дольмены (бретонск. толь - стол и мэн - камень) - перекрытые большим плоским камнем сооружения. Назначения: жилища, храмы.
  • Круг и квадрат как основные фигуры планов мегалитических сооружений.
  • Стоечно-балочная конструкция, ее составные части и распределение в ней силы тяжести. Важность точного расстояния между опорами.

Задания:

1.     Есть ли в России какие-либо камни-памятники? Связаны ли они с какими-либо языческими преданиями и обрядами?

2.     В каких произведениях художественной литературы встречаются магические круги? Какую функцию они выполняют? (См., напр. "Вий" Н. Гоголя)

3.     Попробуйте сравнить дольмен и греческий портик, дом с плоской крышей, автобусную остановку. Изменилось ли что-нибудь в этой конструкции? Чем объяснить такую "живучесть" этой конструкции? Какова она в плане?

4.     Какие два основных плана конструкций проявились в мегалитических постройках? Что могут символизировать эти фигуры в планах зданий?

3. Художественная культура Древнего мира
Культура Древнего Египта

Тема урока: 3.1. Погребальные комплексы (комплекс пирамид в Гизе) - 2 урока.

  • Представления египтян о загробной жизни (Египет земной и Дуат).
  • Ориентирование всей египетской культуры по солнцу и Нилу (западный и восточный берега, плодородная долина и пустыня как царство жизни и царство смерти).
  • Принцип коридора в географическом положении Египта и в его архитектуре (улицы городов, дороги процессий, путь умершего к гробнице, путь солнечного божества навстречу верующим в храме).
  • Представление о сущностях человека (душах) в земной и загробной жизни (САХ - тело; ИБ - сердце; ШУ - тень; РЕН - имя; АХ - сияние, появляющееся после смерти человека; БА - мысль, энергия человека; КА - двойник человека).
  • Сохранение личности в заупокойном культе Древнего Египта (бальзамирование, портретная статуя - вместилище КА, портретная запасная голова, живописные изображения на пеленах мумии, портретные изображения на дощечках (фаюмский портрет). Суд Осириса.
  • Абидос, Саккара, Гизе - основные районы захоронений.
  • Основные элементы заупокойного комплекса и их назначение:
    • нижний храм для мумификации;
    • дорога восхождения;
    • комплекс гробницы (пирамида): пирамиды-спутники; верхний (заупокойный) храм; захоронения кораблей фараона.
  • Сфинкс, его облик и назначение.
  • Этапы развития формы пирамиды в Древнем царстве:
    • мастаба и ее части (узкий коридор с ложным сводом, молельня, жертвенный алтарь, ложная дверь, статуя - вместилище КА, засыпанная подземная шахта, погребальная камера, саркофаг, ушебти, "запасная голова");
    • усеченная и ступенчатая пирамиды. Комлекс пирамиды Джосера (ступенчатая пирамида, заупокойный храм, колонный зал-вестибюль, дворы, молельни, Северный и Южный дома). Повторение в комплексе Джосера планировки Мемфиса.
  • Комплекс Великих пирамид Гизе (Хеопса, Хефрена и Микерина). Их расположение и ориентация.

• Задания:

1.     Подумайте, есть ли у Вас самих те сущности, о которых говорили древние египтяне?

2.     Попробуйте сравнить древнеегипетские представления о загробном мире с любыми другими, известными Вам.

3.     Сравните структуру мастабы с известными Вам современными захоронениями.

4.     Подумайте, какому элементу древнеегипетского заупокойного комплекса могут соответствовать современные часовня, склеп?


Тема урока: 3.2. Храмовые комплексы - 2 урока.

  • Материал древнеегипетского храма (тростник, дерево, кирпич-сырец, камень) и трудности воссоздания его облика сегодня.
  • Ориентация храмов Солнца относительно движения солнца и течения Нила (вход на западе, святилище на востоке).
  • Структура храмов Нового царства: аллея сфинксов, входные пилоны со статуями и обелисками, перистильный (открытый внутренний) двор, гипостильный (закрытый колонный) зал, святилище.
  • Коридор как основной принцип построения храма.
  • Виды египетских колонн: пальмовидная, папирусовидная, лотосовидная).
  • Колонный зал как священная роща.
  • Символическое движение Амона-Ра из святилища к выходу и вокруг храма. Росписи храма, соответствующие этому движению.
  • Реальное движение в храме молящегося навстречу солнцу как переживание приближения к божеству.

Задания:

1.     Попробуйте представить свое движение по коридору (ровному, расширяющемуся, суживающемуся). В каком случае Вы будете лучше готовы к встрече с божеством?

2.     Вспомните, где в современной жизни мы сталкиваемся с коридорами? Как расположены относительно них помещения? Связано ли сегодняшнее ощущение коридора с какой-либо идеей?

3.     В чем сходство и различие (по смыслу и оформлению) современных обелисков и древнеегипетских?

4.     Представьте, что в Вашей школе решили создать храм Мудрости. На каком этаже вы бы расположили главный зал? Как устроили бы подходы к нему? Каким образом расписали бы коридоры?

Тема урока: 3.4. Развитие скульптуры в Древнем Египте - 1 урок.

  • Рельеф и его виды: плоский, углубленный, выпуклый, барельеф, горельеф.
  • Древнеегипетский рельеф как грань между миром живых и миром мертвых.
  • "Архаический способ" обработки материала в Древнем Египте (скалывание прямыми гранями). Кубическая статуя.
  • Взаимодействие скульптуры и архитектуры: зависимость статуи от масштаба архитектуры, место скульптуры и ее освещение.
  • Основные места расположения скульптуры в храме (аллея сфинксов, пилоны, гипостильный зал, святилище, сераб - молельня, погребальная камера). Понятие монументальной скульптуры и колоссы Нового царства.
  • Древнеегипетский скульптурный канон.
  • Влияние скульптуры на организацию пространства вокруг нее. Фронтальное выстраивание пространства в Древнем Египте.
  • Цвет в древнеегипетской скульптуре (инкрустация глаз, тонирование фигур).

Задания:

1.     Вспомните какую-либо площадь в Вашем городе, на которой есть скульптурный памятник (иногда памятниками считаются стелы, обелиски и т.д.). Попробуйте вспомнить, а как вы предпочитаете стоять на этой площади относительно памятника?

2.     Кого чаще всего можно видеть около памятников? Почему, по вашему мнению, именно там?

3.     Если бы вам предложили решать, где в школе поставить памятник вашему любимому литературному герою, то какое бы место вы предложили? Почему?

4.     Сравните свои ощущения от камня со сколотыми краями и полузасохшей глины. Из какого материала вы предпочли бы видеть скульптурный портрет любимой учительницы, диктатора?


 
« Пред.   След. »