Страница 2 из 3
4. Культура Междуречья
Тема урока:
4.1. Город и зиккурат - 1 урок.
- Географические особенности Междуречья: отсутствие
леса и камня, частые разливы рек. И, как следствие, необходимость строить
из глины и на возвышенностях.
- Древнейшие глинобитные и тростниковые постройки,
обмазанные глиной.
- Изобретение и применение сырцового кирпича.
Дороговизна обжига.
- Город: стихийная застройка, канализация,
крепостные стены вокруг всего города, вокруг административного центра и
вокруг храмового участка.
- Вавилон - первая в истории Древнего мира попытка
продуманной перепланировки большого города:
- оборонительные стены, ворота и дороги процессий
Нового Вавилона (прямые линии, резко очерченные углы, полукруглые арки,
зубцы крепостных стен);
- ворота Иштар: структура, рельефы и изразцы;
- зиккурат Этеменанки - Дом основания Небес и
Земли. Структура и назначение зиккурата;
- дворцы Вавилона и висячие сады.
Задания:
1.
Подумайте, почему
у многих народов древности возникает желание строить огромные сооружения, явно
несоизмеримые с человеческим ростом?
2.
Какие современные
сооружения таких масштабов вы знаете?
3.
Сравните описание
зиккурата и стихотворение К. Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени..." Что
мог называть Бальмонт ступенями? Какой смысл может нести художественный облик
зиккурата?
4.
Сравнить
художественные особенности Вавилонской архитектуры и современной бытовой
городской архитектуры. Чем можно объяснить сходство и различия.
5.
Чем можно
объяснить использование художественного образа зиккурата в мавзолее Ленина на
Красной площади в Москве?
6. Культура
Древней Индии
Тема урока:
6.1. Буддийские и индуистские храмы и монастыри - 1 урок.
- Искусство древнейших Индских цивилизаций
(Мохенджодаро и Хараппа).
- Понятие мелкой пластики. Глиптика - искусство
резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Резные печати как
произведения глиптики.
- Формы буддийских культовых сооружений:
- Ступа - символический реликварий сферической формы.
Материалы и техника возведения ступы. Символика мандалы (плана мира) в
структуре ступы.
- Чайтья - храм-молельня. Планировка чайтьи
(вытянутое в глубину помещение, два ряда колонн, ритуальная ступа).
- Вихара - скальный буддийский монастырь.
Планировка вихары (зал, окруженный кельями монахов).
- Стамбха - отдельно стоящая колонна.
- Росписи и скульптура храмов и монастырей:
- религиозные символы и сцены земной жизни Будды в
росписях;
- изображения бодхисатв;
- канон скульптурного изображения Будды
(миндалевидный овал лица, длинные мочки ушей, третий глаз, бугор на
темени, монашеское одеяние и т.д.);
- канонические позы Будды (сидящий на лотосовом
троне, лежащий на одре смерти).
- Храмовый комплекс Аджанты. Слияние архитектуры,
скульптуры, живописи и рельефов в комплексе. Сюжеты джатак (рассказов о
прежних рождениях) в росписях.
- Храмы индуизма. Форма храма. Вырубание храма в
скале и "складывание" храма на открытом пространстве. Структура храма:
вимана (святилище) с гарбха-гриха (основным помещением) - шикхара
(храмовая башня) - мантапам (помещение для молящихся) - амалака (навершие
храма в виде плода лотоса).
Задания:
1. Где вы еще встречали культовые постройки без
внутреннего помещения? Есть ли общие черты в их назначении и символике?
2. С каким типом христианского храма можно сравнить
чайтью и по каким признакам?
3. Сравните храмовый комплекс Аджанты с православным
храмом (под руководством учителя) по назначению, символике, структуре,
взаимодействию и наличию различных видов искусств и их функции в храмовом
действе.
4. Используется ли в европейской архитектуре форма ступы?
Где?
Тема урока: 6.4. Синтез искусств в Древней Индии - 1 урок.
- Концепция искусств I - II вв. н.э.
- 8 чувств - 8 "раса" (любовь, веселье. печаль,
отвага, гнев, страх, отвращение, удивление).
- 33 кратковременных чувства (отрешенность, уныние,
колебание, сонливость и т.д.).
- Рага и раса. Рага - круг мелодических оборотов и
ритмических фигур. Точное взаимное соответствие раса и рага. Их магические
свойства. Индийский звукоряд. Ритмические фигуры (тала). Импровизация в
музыке. Гита (песня) - вершина в иерархии искусств.
- Танец: ритм в танце; 3 танца Шивы (танец
разрушения - освобождение от мира иллюзий, йогический танец - спокойное
созерцание, танец озарения - радость творения); алфавит танца, позы танца
(караны).
- Овеществление поз танца (каран) в храмовой
скульптуре. Каноны изображения богов и людей в скульптуре на основе теории
раса.
- Храмовое действо как синтез всех искусств.
Задания:
1.
Какие еще
скульптурные каноны можно найти в истории художественной культуры?
2.
Попробуйте нарисовать
цветовой и графический образ какой-либо мелодии и сравнить их рисунки. Какой из
образов (в цвете или черно-белый) точнее передают мелодию?
3.
Похоже ли
индийское соответствие расы и цвета на цветомузыку на дискотеке? Что общего и в
чем различие? Почему?
4.
Сравните
европейский классический балет с индийским танцем. По одинаковым ли законам
строятся канонические позы того и другого?
5.
Есть ли у вас
личные предпочтения в музыке для различных эмоциональных состояний?
7. Культура
Древнего Китая
Тема урока:
7.1. Архитектура китайского дома, дворца, храма - 2 урока.
- Возникновение городов при династии Шан-Инь.
Правильная планировка, деревянный дворец правителя. Распространение
городов в I тыс. до н.э.
- Упорядоченность архитектуры в свете философии
Конфуция (упорядоченность всей жизни человека и государства).
- Принципы фэн-шуй (ветер-вода) в архитектуре
(равновесие, преобладание сил Инь или Ян в зависимости от назначения
постройки, природные и искусственные источники энергии Ци, влияние
скопления Ци, взаимодействие Ци постройки с окружающим миром).
- Пекин. Ориентация Пекина по сторонам света. Центр
и окраина Пекина. Трехчастная структура города. Роль холма Цзиньшань.
- Принципы строительства традиционного китайского
здания:
- структура: платформа, стволы, каркас, крыша с
системой кронштейнов;
- защита: высокая платформа, лак, обходная
галерея, охранители дома.
- Основные типы традиционных китайских деревянных
построек:
- дянь - одноэтажные прямоугольные павильоны с
одним залом, разделенные внутри колоннами на 3 коридора, поперечных
входу;
- лоу - многоэтажные здания с обходными галереями;
- тай - надвратные беседки, стоящие на стене
крепости;
- тин - изящные парковые беседки;
- лан - резные парковые галереи.
- Национальная символика цвета. Цвета покрытий
различных архитектурных сооружений.
- Храмы Пекина:
- храмы мяо, посвященные культу предков;
- храмы тань, посвященные молитвам и
жертвоприношениям Земле и Небу. Структура такого храма: Храм Неба - Храм
молитвы за годовую жатву - Храмы небесного величия - Алтарь - Храм Земли
и Злаков;
- буддийские храмы сы: торжественные ворота, две
входные башни - Колокола и Барабана, пагода для святынь).
Задания:
1.
Каких еще
охранителей дома вы знаете? Кто (или что) охраняет дом в русской культуре?
2.
Что общего между
фахверком (слайд учителя) и китайским домом? Почему именно в этих странах
становится возможным использовать этот конструктивный принцип?
3.
Уютно ли
"почувствует себя" маленький домик в окружении небоскребов? Как этот эффект
объяснить с точки зрения фэн-шуй?
4.
Как в русской
культуре называется та отрицательная энергия, которая, по фэн-шуй, скапливается
в водоемах со стоячей водой?
5.
Какому принципу
фэн-шуй соответствует русское выражение "как за каменной стеной"?
6.
Где еще в
художественной культуре вам встречался "колонный зал"? Как он назывался?
Тема урока:
7.2. Синтез искусств в погребальных комплексах Древнего Китая - 1 урок.
- Погребальные холмы государства Шан-Инь:
- выбор места холма по законам фэн-шуй;
- скульптуры стражей входа;
- инкрустация и росписи внутренних помещений;
- предметы быта, их украшение и символический смысл.
- Погребальный комплекс Цинь Шихуана:
- туннели, подземный дворец;
- фигуры керамического воинства.
- Ансамбль погребений минской династии:
- священная дорога: пятипролетные каменные ворота
пайолу - дорога - аллея духов;
- структура погребения: храм предков - крепостная
башня - могильный холм - подземный дворец.
Задания:
1.
В каких еще
культурах место захоронения отмечают холмом (насыпью, курганом) или
архитектурным сооружением большого размера? Почему необходимо возвышать места
над захоронениями?
2.
В чем сходство
египетских ушебти и керамического воинства Цинь Шихуана?
3.
Сравните
структуру египетских и китайских погребальных комплексов. Чем объяснить наличие
в них одних и тех же элементов? Выполняют ли они одну и ту же функцию?
4.
Есть ли в русской
культуре священные дороги и холмы?
5.
Культура Древней
Греции
8. Культура
Древней Греции
Тема урока:
8.1. Дворцы Крита и их росписи - 2 урока.
- Остров Крит как перекресток древнего
Средиземноморья. Основные занятия жителей Крита (земледелие, ремесло,
рыболовство, торговля, пиратство). Крупнейшие города Крита - Кносс, Фест,
Като Закро.
- Кносский дворец Миноса как лабиринт (от греч.
labris - двойной топорик):
- горизонтальный план дворца - замкнутый двор,
вокруг которого расположены помещения;
- расположение дворца на склоне и его многоэтажность,
разноуровневость;
- освещение и вентиляция дворца через световые
колодцы, окна, веранды (большой контраст освещенных и неосвещенных
помещений);
- тематика фресок дворца (ритуальные шествия,
морской мир, религиозные ритуалы, мифические животные);
- отдельные выдающиеся фрески дворца ("Парижанка",
"Дамы в голубом", "Акробат на быке").
- Керамика Крита. Многообразие ее форм:
- вертикальные формы ваз стиля Камарес со
стилизованным растительным орнаментом;
- округлые формы сосудов с изображениями
осьминогов;
- ритоны - священные сосуды в виде головы быка;
- невысокие чаши в виде раскрытых бутонов
священной лилии;
- пифосы - огромные сосуды для хранения зерна;
- терракотовые статуэтки божеств (Богиня со
змеями).
Задания:
1.
Какую форму могли
бы иметь сосуды с небесной символикой, если бы критяне их изготавливали?
2.
Сравните тематику
росписей египетских дворцов и храмов и критских дворцов.
3.
Бык Шеду из
Месопотамии и бык с критского ритона - в чем они схожи и чем различаются? Где
еще в культуре древних народов вы встречали ритуального быка? Почему образ быка
стал так устойчив в культуре древности?
4.
Какими силами, на
ваш взгляд, овладевает критская Богиня со змеями?
5.
На Крите
существовал культ священной лилии, в Древней Индии и Древнем Египте -
священного лотоса. А каким мог быть священный цветок в Древней Руси?
6.
Подумайте,
связаны ли священные цветы Древнего мира и Дюймовочка из знаменитой сказки Г.Х.
Андерсена? Какой смысл несет этот вечный образ?
|