Поурочные планы "Культура Древнего мира"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочные планы "Культура Древнего мира"
Страница 2
Страница 3


4. Культура Междуречья

Тема урока: 4.1. Город и зиккурат - 1 урок.

  • Географические особенности Междуречья: отсутствие леса и камня, частые разливы рек. И, как следствие, необходимость строить из глины и на возвышенностях.
  • Древнейшие глинобитные и тростниковые постройки, обмазанные глиной.
  • Изобретение и применение сырцового кирпича. Дороговизна обжига.
  • Город: стихийная застройка, канализация, крепостные стены вокруг всего города, вокруг административного центра и вокруг храмового участка.
  • Вавилон - первая в истории Древнего мира попытка продуманной перепланировки большого города:
    • оборонительные стены, ворота и дороги процессий Нового Вавилона (прямые линии, резко очерченные углы, полукруглые арки, зубцы крепостных стен);
    • ворота Иштар: структура, рельефы и изразцы;
    • зиккурат Этеменанки - Дом основания Небес и Земли. Структура и назначение зиккурата;
    • дворцы Вавилона и висячие сады.

Задания:

1.     Подумайте, почему у многих народов древности возникает желание строить огромные сооружения, явно несоизмеримые с человеческим ростом?

2.     Какие современные сооружения таких масштабов вы знаете?

3.     Сравните описание зиккурата и стихотворение К. Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени..." Что мог называть Бальмонт ступенями? Какой смысл может нести художественный облик зиккурата?

4.     Сравнить художественные особенности Вавилонской архитектуры и современной бытовой городской архитектуры. Чем можно объяснить сходство и различия.

5.     Чем можно объяснить использование художественного образа зиккурата в мавзолее Ленина на Красной площади в Москве?

6. Культура Древней Индии

Тема урока: 6.1. Буддийские и индуистские храмы и монастыри - 1 урок.

  • Искусство древнейших Индских цивилизаций (Мохенджодаро и Хараппа).
  • Понятие мелкой пластики. Глиптика - искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Резные печати как произведения глиптики.
  • Формы буддийских культовых сооружений:
    • Ступа - символический реликварий сферической формы. Материалы и техника возведения ступы. Символика мандалы (плана мира) в структуре ступы.
    • Чайтья - храм-молельня. Планировка чайтьи (вытянутое в глубину помещение, два ряда колонн, ритуальная ступа).
    • Вихара - скальный буддийский монастырь. Планировка вихары (зал, окруженный кельями монахов).
    • Стамбха - отдельно стоящая колонна.
  • Росписи и скульптура храмов и монастырей:
    • религиозные символы и сцены земной жизни Будды в росписях;
    • изображения бодхисатв;
    • канон скульптурного изображения Будды (миндалевидный овал лица, длинные мочки ушей, третий глаз, бугор на темени, монашеское одеяние и т.д.);
    • канонические позы Будды (сидящий на лотосовом троне, лежащий на одре смерти).
  • Храмовый комплекс Аджанты. Слияние архитектуры, скульптуры, живописи и рельефов в комплексе. Сюжеты джатак (рассказов о прежних рождениях) в росписях.
  • Храмы индуизма. Форма храма. Вырубание храма в скале и "складывание" храма на открытом пространстве. Структура храма: вимана (святилище) с гарбха-гриха (основным помещением) - шикхара (храмовая башня) - мантапам (помещение для молящихся) - амалака (навершие храма в виде плода лотоса).

Задания:

1.     Где вы еще встречали культовые постройки без внутреннего помещения? Есть ли общие черты в их назначении и символике?

2.     С каким типом христианского храма можно сравнить чайтью и по каким признакам?

3.     Сравните храмовый комплекс Аджанты с православным храмом (под руководством учителя) по назначению, символике, структуре, взаимодействию и наличию различных видов искусств и их функции в храмовом действе.

4.     Используется ли в европейской архитектуре форма ступы? Где?


Тема урока: 6.4. Синтез искусств в Древней Индии - 1 урок.

  • Концепция искусств I - II вв. н.э.
  • 8 чувств - 8 "раса" (любовь, веселье. печаль, отвага, гнев, страх, отвращение, удивление).
  • 33 кратковременных чувства (отрешенность, уныние, колебание, сонливость и т.д.).
  • Рага и раса. Рага - круг мелодических оборотов и ритмических фигур. Точное взаимное соответствие раса и рага. Их магические свойства. Индийский звукоряд. Ритмические фигуры (тала). Импровизация в музыке. Гита (песня) - вершина в иерархии искусств.
  • Танец: ритм в танце; 3 танца Шивы (танец разрушения - освобождение от мира иллюзий, йогический танец - спокойное созерцание, танец озарения - радость творения); алфавит танца, позы танца (караны).
  • Овеществление поз танца (каран) в храмовой скульптуре. Каноны изображения богов и людей в скульптуре на основе теории раса.
  • Храмовое действо как синтез всех искусств.

Задания:

1.     Какие еще скульптурные каноны можно найти в истории художественной культуры?

2.     Попробуйте нарисовать цветовой и графический образ какой-либо мелодии и сравнить их рисунки. Какой из образов (в цвете или черно-белый) точнее передают мелодию?

3.     Похоже ли индийское соответствие расы и цвета на цветомузыку на дискотеке? Что общего и в чем различие? Почему?

4.     Сравните европейский классический балет с индийским танцем. По одинаковым ли законам строятся канонические позы того и другого?

5.     Есть ли у вас личные предпочтения в музыке для различных эмоциональных состояний?

7. Культура Древнего Китая

Тема урока: 7.1. Архитектура китайского дома, дворца, храма - 2 урока.

  • Возникновение городов при династии Шан-Инь. Правильная планировка, деревянный дворец правителя. Распространение городов в I тыс. до н.э.
  • Упорядоченность архитектуры в свете философии Конфуция (упорядоченность всей жизни человека и государства).
  • Принципы фэн-шуй (ветер-вода) в архитектуре (равновесие, преобладание сил Инь или Ян в зависимости от назначения постройки, природные и искусственные источники энергии Ци, влияние скопления Ци, взаимодействие Ци постройки с окружающим миром).
  • Пекин. Ориентация Пекина по сторонам света. Центр и окраина Пекина. Трехчастная структура города. Роль холма Цзиньшань.
  • Принципы строительства традиционного китайского здания:
    • структура: платформа, стволы, каркас, крыша с системой кронштейнов;
    • защита: высокая платформа, лак, обходная галерея, охранители дома.
  • Основные типы традиционных китайских деревянных построек:
    • дянь - одноэтажные прямоугольные павильоны с одним залом, разделенные внутри колоннами на 3 коридора, поперечных входу;
    • лоу - многоэтажные здания с обходными галереями;
    • тай - надвратные беседки, стоящие на стене крепости;
    • тин - изящные парковые беседки;
    • лан - резные парковые галереи.
  • Национальная символика цвета. Цвета покрытий различных архитектурных сооружений.
  • Храмы Пекина:
    • храмы мяо, посвященные культу предков;
    • храмы тань, посвященные молитвам и жертвоприношениям Земле и Небу. Структура такого храма: Храм Неба - Храм молитвы за годовую жатву - Храмы небесного величия - Алтарь - Храм Земли и Злаков;
    • буддийские храмы сы: торжественные ворота, две входные башни - Колокола и Барабана, пагода для святынь).

Задания:

1.     Каких еще охранителей дома вы знаете? Кто (или что) охраняет дом в русской культуре?

2.     Что общего между фахверком (слайд учителя) и китайским домом? Почему именно в этих странах становится возможным использовать этот конструктивный принцип?

3.     Уютно ли "почувствует себя" маленький домик в окружении небоскребов? Как этот эффект объяснить с точки зрения фэн-шуй?

4.     Как в русской культуре называется та отрицательная энергия, которая, по фэн-шуй, скапливается в водоемах со стоячей водой?

5.     Какому принципу фэн-шуй соответствует русское выражение "как за каменной стеной"?

6.     Где еще в художественной культуре вам встречался "колонный зал"? Как он назывался?

Тема урока: 7.2. Синтез искусств в погребальных комплексах Древнего Китая - 1 урок.

  • Погребальные холмы государства Шан-Инь:
    • выбор места холма по законам фэн-шуй;
    • скульптуры стражей входа;
    • инкрустация и росписи внутренних помещений;
    • предметы быта, их украшение и символический смысл.
  • Погребальный комплекс Цинь Шихуана:
    • туннели, подземный дворец;
    • фигуры керамического воинства.
  • Ансамбль погребений минской династии:
    • священная дорога: пятипролетные каменные ворота пайолу - дорога - аллея духов;
    • структура погребения: храм предков - крепостная башня - могильный холм - подземный дворец.

Задания:

1.     В каких еще культурах место захоронения отмечают холмом (насыпью, курганом) или архитектурным сооружением большого размера? Почему необходимо возвышать места над захоронениями?

2.     В чем сходство египетских ушебти и керамического воинства Цинь Шихуана?

3.     Сравните структуру египетских и китайских погребальных комплексов. Чем объяснить наличие в них одних и тех же элементов? Выполняют ли они одну и ту же функцию?

4.     Есть ли в русской культуре священные дороги и холмы?

5.     Культура Древней Греции

8. Культура Древней Греции

Тема урока: 8.1. Дворцы Крита и их росписи - 2 урока.

  • Остров Крит как перекресток древнего Средиземноморья. Основные занятия жителей Крита (земледелие, ремесло, рыболовство, торговля, пиратство). Крупнейшие города Крита - Кносс, Фест, Като Закро.
  • Кносский дворец Миноса как лабиринт (от греч. labris - двойной топорик):
    • горизонтальный план дворца - замкнутый двор, вокруг которого расположены помещения;
    • расположение дворца на склоне и его многоэтажность, разноуровневость;
    • освещение и вентиляция дворца через световые колодцы, окна, веранды (большой контраст освещенных и неосвещенных помещений);
    • тематика фресок дворца (ритуальные шествия, морской мир, религиозные ритуалы, мифические животные);
    • отдельные выдающиеся фрески дворца ("Парижанка", "Дамы в голубом", "Акробат на быке").
  • Керамика Крита. Многообразие ее форм:
    • вертикальные формы ваз стиля Камарес со стилизованным растительным орнаментом;
    • округлые формы сосудов с изображениями осьминогов;
    • ритоны - священные сосуды в виде головы быка;
    • невысокие чаши в виде раскрытых бутонов священной лилии;
    • пифосы - огромные сосуды для хранения зерна;
    • терракотовые статуэтки божеств (Богиня со змеями).

Задания:

1.     Какую форму могли бы иметь сосуды с небесной символикой, если бы критяне их изготавливали?

2.     Сравните тематику росписей египетских дворцов и храмов и критских дворцов.

3.     Бык Шеду из Месопотамии и бык с критского ритона - в чем они схожи и чем различаются? Где еще в культуре древних народов вы встречали ритуального быка? Почему образ быка стал так устойчив в культуре древности?

4.     Какими силами, на ваш взгляд, овладевает критская Богиня со змеями?

5.     На Крите существовал культ священной лилии, в Древней Индии и Древнем Египте - священного лотоса. А каким мог быть священный цветок в Древней Руси?

6.     Подумайте, связаны ли священные цветы Древнего мира и Дюймовочка из знаменитой сказки Г.Х. Андерсена? Какой смысл несет этот вечный образ?


 
« Пред.   След. »