Формирование социальной компетентности на уроке
08.09.2010 г.
Оглавление
Формирование социальной компетентности на уроке
Страница 2

открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;

сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;

формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить своё место в группе, высказывать критику адекватно ситуации; последовательность в обучении; умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы;

идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы.

Социальная компетентность была определена как особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний.

Анализ литературы, посвященной изучению феномена социальной компетентности, позволяет вывести следующее определение: социальная компетентность -- это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая её достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать своё поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями.

Как показал анализ ряда исследований, развитие социальной компетентности включает развитие качеств личности, способствующих общению, совершенствованию социальных умений и навыков, усвоению социальных ролей, в том числе и полоролевых стереотипов. Главная трудность здесь заключается в обретении внутренней уверенности в себе, ясного самосознания и самоуважения, которые и делают человека способным поступать самостоятельно и компетентно [3].

Проведенный анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить ряд задач развития социальной компетентности в образовательном процессе:

организацию групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе;

предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;

систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;

обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.

На наш взгляд, эти задачи можно решить в специально организованном процессе не только во внеурочное время, но и на уроке.

1. Групповая учебная работа. Именно групповая работа и взаимодействие самих учащихся в ней является эффективным способом развития социальной компетентности обучаемого, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе. Совместная деятельность вырабатывает у учащихся необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Общение -- это специфический вид эмоционального контакта. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи даёт важное для учащихся чувство эмоционального благополучия в социуме. Формирование социальной компетентности невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, учебное сотрудничество признаётся ведущим для психического развития личности школьника. Среди различных форм учебного сотрудничества групповая работа со сверстниками занимает особое место с точки зрения мотивации учения, активности как учителя, так и учащегося, богатства и разнообразия их взаимосвязей и отношений. Под групповой работой понимается взаимодействие учащихся в малых группах, в котором они самостоятельно или с помощью учителя устанавливают нормы общения и взаимодействия, выбирают направление своей работы и средства для решения общей задачи. За этим стоит умение видеть позицию другого, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное -- иметь собственную точку зрения, отличать её от другой, уметь её отстаивать.

Психолого-педагогические исследования позволили выявить пять базовых условий, на которых строится сотрудничество в малых учебных группах. Первое условие вовлечения учащихся в групповую учебную деятельность -- установление позитивной взаимосвязи между членами группы. Вторым базовым условием является необходимость индивидуального вклада в результат учения, третьим -- оптимизация непосредственного взаимодействия учащихся, ориентированная на оказание взаимопомощи в процессе решения учебных задач как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане. Четвёртое обязательное условие успешности групповой работы -- наличие достаточно развитых социальных умений и навыков. Пятое условие связано с необходимостью рефлексии группового процесса, то есть с процессом анализа и оценки событий, имевших место в групповой учебной работе.

Групповая работа в образовательном процессе максимально способствует социальному созреванию, расширяет возможности освоения новых социальных ролей. Специально организованная групповая учебная деятельность способствует развитию социальной компетентности, а именно развитию таких показателей, как ответственность, саморегуляция, адекватная самооценка, позитивная мотивация учения и эмпатия по отношению к партнёру, владение средствами общения и навыками конструктивного взаимодействия.

2. Организация проектной деятельности. Воспитание дисциплины проектной деятельности формирует также умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. Ответственность является основой для развития социальной компетентности. С формированием ответственности тесно связано развитие воли и произвольности поведения, сознательное целеполагание, которое является обязательным в проективной деятельности.

3. Социальная компетентность -- это прежде всего социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность. Поэтому в процессе обучения важно использовать следующие методические средства:

мотивация учебной деятельности,

создание ситуации успеха,

создание обстановки, вызывающей положительные эмоции,

организация положительных эмоций в общении «учитель -- ученик -- учитель»,

организация самоанализа собственной деятельности.

4. Субъект-субъектные отношения как форма организации жизни на уроке. Диалоговое обучение. Дискуссии, диспуты, коммуникативные образовательные технологии.

5. Задача современного учителя -- использовать самые современные коллективные способы обучения, создать для своих учеников разнообразные условия для расширения социума для предметного общения. Например:

применение компьютера в обучении -- для расширения круга общения с ровесниками и экспертами через Интернет;

переписка по электронной почте со сверстниками и экспертами;

участие в ученических конференциях -- классных, школьных, муниципальных, областных и региональных;

организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентаций творческих и самостоятельных работ (групповых или индивидуальных);

проведение уроков-экскурсий по всем учебным дисциплинам (например, в аптеку, на ближайший рынок, в магазин, на стройку и так далее);

реализация проектной деятельности в масштабе как одного урока, так и цикла уроков;

проведение группой учащихся экскурсий для родителей, младших школьников с использованием программного материала, что повышает стремление учащихся к самостоятельности, самореализации, успешности;

сотрудничество с библиотекой;

размещение в Интернете своих творческих работ (поделки, мультфильмы, школьный спектакль, в том числе по программному материалу, и др.);

участие в районных, городских, областных олимпиадах.

 

 

Список литературы

 

1. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации перелома // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 61--68.

2. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 16--21.

3. Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе // Известия Уральского государственного университета. 2007. № 50. С. 47--51.



 
« Пред.   След. »