Подготовка к экзамену: Некрасов |
27.03.2011 г. | ||||||
Страница 3 из 4 Мотив жертвенности объединяет стихотворения «В. Г. Белинский» и «На смерть Шевченко» (1861). Судьба Шевченко трагична. Скорбно и возвышенно звучат некрасовские строки: Все он изведал: тюрьму петербургскую, Справки, допросы, жандармов любезности, Все - и раздольную степь Оренбургскую, И ее крепость... С арестом сотрудника «Современника» поэта-революционера Михайлова связано появление гражданской исповеди «Рыцарь на час». Это голос проснувшейся совести. В стихотворении чувствуется жажда бодрости, силы, деятельного служения добру. Все это было особенно необходимо в годы политической реакции. Финал произведения напоминает лермонтовскую «Думу»: Вы еще не в могиле, вы живы, Но для дела вы мертвы давно, Суждены вам благие порывы, Но свершить ничего не дано... Некрасов вновь и вновь подводит читателей к мысли, что одних благих намерений мало. Не хуже нас он видит невозможность Служить добру, не жертвуя собой, - писал Некрасов о Н. Чернышевском («Пророк», 1874). Впрочем, все революционеры-демократы прекрасно понимали жертвенность своего служения народу. Н. А. Добролюбов признавался незадолго до смерти: Милый друг, я умираю Оттого, что был я честен, Но зато родному краю, Верно, буду я известен. Мотив жертвенности присутствует и в стихотворении Некрасова «Памяти Добролюбова» (1864). Уже первые строки говорят об аскетизме: Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Перед нами поэтическая биография, в которой присутствуют большое обобщение, глобальное осмысление образа, элемент идеализации. Быть может, именно поэтому произведение появилось не сразу после смерти Добролюбова, а в 1864 году. Стихотворение «Памяти Добролюбова» звучит как реквием. Торжественно-траурные интонации придают ему возвышенная лексика («вещее перо», «светильник разума», «перлы для венца»), восклицательные предложения, оборвавшаяся последняя строка. Произведение продолжает традиции пушкинской лирики (слияние гражданских и интимных мотивов). Вспомним пушкинское стихотворение «К Чаадаеву» (1818): Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. У Некрасова: Ты жажде сердца не дал утоленья; Как женщину, ты родину любил... В финале появляется мотив вечности, мысль о бессмертии того, кто отдал свою жизнь за счастье народа: Года минули, страсти улеглись, И высоко вознесся ты над нами... Некрасов обращается к образу революционного борца и в 70-е годы (поэма «Кому на Руси жить хорошо»). В 1874 году написано стихотворение «Пророк», посвященное Н. Г. Чернышевскому. Идеал жертвенного служения добру перерастает в открытое сравнение мужественного борца за свободу с Иисусом Христом: Его еще покамест не распяли, Но час придет - он будет на кресте; Его послал бог гнева и печали Рабам земли напомнить о Христе. Итак, фактически все стихи Некрасова о революционерах объединены мотивом жертвенности. На своеобразии звучания этого мотива, как мне кажется, необходимо остановиться подробнее. В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856) хрестоматийными стали строки: Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь... Иди и гибни безупрёчно. Умрешь не даром: дело прочно, |Когда под ним струится кровь... Таков нравственный идеал Некрасова в его стихах о революционерах. Мы чтим память самоотверженных борцов за народное счастье - Белинского, Шевченко, Добролюбова, Чернышевского, чтим вместе с Некрасовым... Рецензия. Данное сочинение полно и глубоко показывает нравственный идеал поэта в его произведениях о революционерах, утверждая, что герой, уходящий «в стан погибающих за великое дело любви», - это благородство помыслов, бескорыстное служение Родине, народу. Среди таких героев - друзья и соратники Н. А. Некрасова: В. Г. Белинский, Т. Г. Шевченко, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. Самоотверженным борцом за народное счастье был и сам Николай Алексеевич Некрасов, и многие его литературные герои. Современное прочтение классики Новейшие публикации по Н. А. Некрасову Мадер Р. Д. «Что ты, сердце мое, расходилося?..» // Литература в школе. - 1994. - № 2. Игнатенко Л. А. «Я встретил Вас...» // Литература в школе. - 1995. - № 2. Лебедев Ю. В. Наш любимый, страстный к страданию поэт // Литература в школе. - 1996. - № 6. Айзерман Л. С. Русская классика накануне XX века // Литература в школе. - 1997. - № 1. Морар В. А. Странная колыбельная // Литература в школе. - 1997. - № 3. Есин А. Б. Русская литература 19 века. - М.: Флинта, 1997. - С. 37-38. «Кому на Руси жить хорошо» Поэма-эпопея. Россия в поэме. Великий вопрос поэмы. Философские проблемы поэмы: счастье, долг, смысл жизни. Широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Религиозные мотивы и их социальная огласовка. Народно-поэтическая основа поэмы. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Вопросы для повторения - Каковы субъективные и объективные предпосылки создания поэмы-эпопеи? - Действительно ли народ - главный герой поэмы? - Таков ли основной пафос поэмы: «Еще народу русскому пределы не поставлены - пред ним широкий путь»? - Какие стороны поэмы сближают ее с народной эпопеей? - Как добивался поэт нужных поэтических форм, делающих поэму народным произведением? - Как и для чего вводит Некрасов в поэму элементы устного народного творчества? - Каков характер песен, плачей, причитаний в поэме? - Как в поэме проявляются наследие традиций предшествующей литературы и новаторство Некрасова? - Что увидели во время своего странствия по Руси мужики-правдоискатели? - Какие стороны народного характера позволяют Некрасову сказать о Родине: «Ты и могучая, Ты и бессильная»? - Кого из героев поэмы народ уважает и кто презираем им? - Как песни Гриши Добросклонова спорят с горьким итогом жизни Савелия: «Что на роду написано, Того не миновать»? Чтение наизусть Отрывок из «Пролога», из главы «Пьяная ночь», из III части «Крестьянка», глава «До замужества», «Савелий, богатырь святорусский», «Волчица», «Бабья притча», из II части «Пир - на весь мир»: «Горькое время - горькие песни», «Доброе время - добрые песни», «Доля народа, счастье его...», «Средь мира дольного...», «В минуту унынья, о родина-мать!..», «Русь», стихи о Грише Добросклонове. Темы сочинений по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Великий вопрос и великий ответ поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Образ «величавой славянки» в поэме. «Народу русскому пределы не поставлены - пред ним широкий путь». «Ты и забитая, ты и всесильная, матушка-Русь». Прошлое, настоящее и будущее в поэме. «В рабстве спасенное сердце свободное...». Чтение и рецензирование сочинения «В рабстве спасенное сердце свободное...» (По поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) отразила мучительные раздумья Н. А. Некрасова о судьбе русского крестьянства в пореформенную эпоху. В произведении поставлена проблема народного счастья. Вспомним, что еще в стихотворении «Элегия» (1874) вопрос о «народном счастье» звучал риторически: Народ освобожден, но счастлив ли народ?.. Действительно, реформа 1861 года стала новой формой экономической кабалы. На бедственное положение «освобожденных» указывают в начале поэмы «Кому на Руси жить хорошо» красноречивые названия губернии, уезда, деревень... Лишь в 1881 году было ликвидировано временнообязанное состояние. Некрасов искренне сочувствовал тяжелой доле русского крестьянства. Он создал народную поэму. Основной пафос произведения - пробуждение сознания народа, тема неизбежности крестьянской революции. Сама композиция отражает авторскую веру в победу справедливости. Наиболее звучащая часть «Пир - на весь мир» завершает поэму-эпопею. В «Кому на Руси жить хорошо» показаны многочисленные представители крестьянства. Некрасов отнюдь не идеализирует народ. Развращающая сила крепостного права повлияла и на крестьян. Обобщающая характеристика «людей холопского звания» (дворовый человек, гордящийся «барской болезнью» - подагрой; холопы князя Утятина Ипат, Яков и др.) дана в словах: Люди холопского звания - Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа. Однако и в среде «холопов по убеждению» появляются ростки пассивного сопротивления. Даже «верный Яков» осмеливается протестовать против барского самодурства. Свое несогласие с решением помещика отдать Гришу в солдаты герой выражает так: Яков на сосну высокую прянул. Вожжи в вершине ее укрепил, Перекрестился, на солнышко глянул, Голову в петлю - и ноги спустил!.. Жестока неизбежная расправа с управляющим - разорителем Фогелем. Двадцать лет строгой каторги и долгие годы поселения не сломили «богатырский дух» Савелия: «Клейменый, да не раб!..» В финале поэмы «Кому на Руси жить хорошо» возникает образ интеллигента-разночинца Григория Добросклонова. |
« Пред. | След. » |
---|