Страница 2 из 4
11. Культура Киевской Руси IX - XI веков.
Тема урока: 11.1. Деревянное
строительство в Древней Руси (дом, храм, поселение) - 2 урока.
- Отношение на Руси к лесу.
- Подготовка дерева для строительства: смоление на корню, рубка в
определенное время. Топор как основной инструмент русского строителя.
- Основа деревянной постройки - сруб, состоящий из скрепленных между
собой рядов бревен (венцов). Типы скрепления бревен в венце:
- в режь (с промежутками),
- в лапу (со специальными затесами на концах
бревен и без выступающих концов),
- в обло (с выступающими концами, сохраняющими
тепло в избе).
- Фундамент сруба, сложенный из больших валунов (ряж).
- Традиционные формы сруба (четверик и восьмерик), из которых составлялись
архитектурные композиции. Простой перекрытый кровлей четверик - клеть.
Простая форма дома и храма - клетская.
- Традиционная форма деревянного храма - трапезная, храм, алтарный
прируб. Часовня, отсутствие в ней алтаря и ее использование для простых
служб.
- Важность тщательного устройства кровли (верха) в лесной полосе
Руси. Устройство самцовой (безгвоздевой) кровли. Составные части каркаса
самцовой кровли и их назначение: слеги, курицы, потоки, конек, шелом
(охлупень). Традиционные покрытия кровли: солома, дранка, тес.
- Защита от дождя и снега фронтона избы или храма (причелины,
полотенца).
- Типы традиционных русский верхов:
- клетский - простая двускатная кровля;
- шатровый - в виде высокой пирамиды;
- кубоватый - в виде четырехгранной луковицы;
- бочка - двускатно покрытие с плавными
криволинейными очертаниями, завершающееся острым гребнем;
- крещатая бочка - две пересекающиеся простые
бочки.
- Русское храмовое многоглавие и покрытие криволинейных поверхностей
глав лемехом.
- Три типа внешней организации комплекса деревянных построек и их
выгода в разных климатических условиях:
- кошель - большой единый дом в несколько этажей
на несколько родственных семей;
- глаголь - хозяйственные помещения пристраиваются
сбоку от жилого (напоминают букву Г);
- брус - жилые и хозяйственные помещения выстроены
в одну линию.
- Внутренняя горизонтальная организация комплекса: крыльцо, сени,
изба четырехстенка и пятистенка с перерубом, мост, двор.
- Вертикальная организация комплекса: подклет (хозяйственный нижний
этаж), горница (жилое помещение на втором этаже), терем (девичья в
помещении над вторым этажом).
- Ограды вокруг дома: заплот (глухой забор из горизонтальных
бревен), частокол (глухой забор из вертикальных бревен), осёки (изгородь
из косо поставленных жердей), прясло (редкие горизонтальные жердины).
- Внутренняя организация жилого пространства. Изба как помещение с
печью. Восприятие избы как живого существа. Традиционная ориентация
русской избы на юг и восток. Символика входа и дверного порога как
перехода из чужого мира в свой. Печь - сакральный и хозяйственный центр
избы. Освещение русской избы (косящатые и волоковые окна, светцы,
камелек). Членение избы на четыре части (угла): передний или красный,
печной или бабий, задний. Их функциональное назначение. Потолок и пол в
избе, их сакральное значение. Украшение избы как устройство оберегов.
Задания:
1. Попробуйте описать богов, которым могло молиться
древнейшее население Руси, жившее среди лесных рек и болот?
2. Почему на Руси дома предпочитали ставить деревянные, а
храмы каменные?
3. Как вы думаете, что могло измениться в культуре, когда
начали строить каменные жилые дома?
4. Подумайте, какую из природных стихий, известных
древним (воздух, вода, огонь, земля) мог символизировать кубоватый верх
деревянной постройки? А сохранилась ли в более поздних каменных храмах эта
символика?
5. Какую из известных архитектурных форм Древнего Египта
напоминает русская колокольня? Случайно ли это совпадение?
6. Присмотритесь к дому (квартире), в котором вы сейчас
живете. Сохранились ли в нем части древнерусского дома? А какие появились новые
части?
7. Различаются ли по назначению углы вашей комнаты (или
любой комнаты в вашем доме)?
8. Украшаете ли вы свой дом? От чего зависит выбор вами
того или иного украшения?
Тема урока: 11.2. Орнамент в
художественной культуре - 1 урок.
- Первичный неолитический орнамент - переплетение нитей ткани,
вмятины и выпуклости, оставленные рукой гончара на поверхности сосуда.
- Орнамент как искусство организации вещи (орнамент ничего не
изображает, но организует, и потому нельзя относиться к нему как к
изображению и искать в нем повествование о чем-либо).
- Мотив орнамента и потеря реальности вещи в орнаменте. Орнамент как
искусство стилизации реального мира. Основные типы стилизации: по форме,
по цвету, по объему.
- Математическая правильность орнамента как попытка воплотить
идеальную структуру мира.
- Передача времени (движения) в орнаменте. Замкнутый центричный
орнамент (розетка) и ощущение целостности и статичности. Открытый орнамент
(бордюр, сеть) и впечатление подвижности, устремленности.
- Виды симметрии и впечатление, даваемое ими в орнаменте: зеркальная
симметрия - покой, осевая симметрия - вращение и возвращение,
трансляционная симметрия - поступательное движение.
- Исторические типы орнамента:
- геометрический орнамент, в основе которого лежит
плетение и узел, дающий начало буквам и орнаментальному письму (русская
вязь, арабская куфа, индийское письмо деванагари);
- звериный орнамент, который знаменует власть
человека над зверем и построен по уровням Мирового древа;
- тератологический орнамент (teras - чудовище), в
котором прихотливо соединяются геометрический и звериный орнаменты. Это
прихотливое геометрическое переплетение шей, хвостов, языков, лап
животных;
- растительный орнамент, основой которого в каждой
культуре служит особо почитаемое растение (например, крин - стилизованный
цветок лилии как источника жизни).
- Основные выразительные средства орнамента: ритм и симметрия, цвет
и фактура, экспрессия линии и подчеркивание свойств орнаментального
мотива.
Задания:
1. Встречается ли орнамент на современных зданиях? А на
предметах быта? Какое свойство нашей цивилизации, а так же личного и
общественного сознания это отражает?
2. Попробуйте придумать орнамент для выражения основных
особенностей мира любимой сказки (можно авторской) или повести.
3. Можно ли воплотить в орнаменте мир музыкального
произведения?
4. Попробуйте найти сходство между искусством орнамента и
искусством балета? Какие общие приемы они используют?
12. Раннехристианская культура
Тема урока: 12.1. Искусство катакомб
- 1 урок.
- Нелегальное существование христианства в Римской империи.
- Подземные катакомбы (от местности Катакумб) как раннехристианские
кладбища и места сбора христианской общины. Галереи и прямоугольные
помещения (кубикулы) катакомб, сохранившие следы фресок и украшенные
рельефами саркофаги.
- Преобладание верхнего или факельного освещения в катакомбах.
- Катакомбы как символическая пещера, где был погребен Христос и
откуда он воскрес.
- Переосмысление античных изобразительных мотивов в росписи катакомб
и возникновение системы иносказаний и символов:
- птицы и животные - жители христианского Рая;
- легендарный фракийский певец Орфей - библейский
царь Давид, сочиняющий и поющий псалмы;
- герой Персей - святой Георгий;
- Одиссей, устоявший перед сиренами - христианин,
стойкий перед мирскими соблазнами;
- простой пастух с ягненком на плечах - Христос;
- мотивы исцелений воспринимаются как спасение
заблудшей души;
- женщина в молитвенной позе с воздетыми руками -
душа усопшего.
- Подчеркивание в изображениях победы духа над плотью - уплощенный
силуэт, контурный рисунок, выделение лица и глаз.
Задания:
1.
Раннехристианские
катакомбы, кельтские подземные "дома видений", пещерные храмы Индии и Византии,
русские пещерные монастыри (печоры) - почему человек так стремится "под землю"?
Что ожидает найти там?
2.
Имеют ли
какое-либо отношение к нашей обыденной жизни процессы смерти и воскресения? В
каких еще религиях и культурах появляется мотив смерти и воскресения?
Попробуйте рассмотреть с этой точки зрения смысл сказки Г.Х. Андерсена "Оле
Лукойе".
3.
Представление
человека о болезни как о страданиях души, заблудившейся на путях в мир мертвых,
довольно часто встречается в древности. Кто же мог "спасать" душу человека в
такой ситуации до возникновения христианства?
4.
Почему, изображая
победу духа над плотью, использовали плоский силуэт и контурный рисунок?
Тема урока: 12.4. Придворная академия Карла Великого - 1 урок.
- Каролингский ренессанс - искусство эпохи правления Карла Великого.
- Ахен - столица Священной римской империи Карла Великого.
- Ахенская капелла - место молитвы императора, придворных и место
хранения реликвий. Внешний вид здания и интерьер. Попытки соединить
античные формы с крепостным видом сооружения. Мозаики капеллы: Христос на
троне в окружении двадцати четырех старцев и четырех евангелистов в виде
символизирующих их животных.
- Придворная Академия Карла Великого, созданная по образцу античной
школы - центр каролингского ренессанса. Латинский язык как официальный
язык каролингского государства и его культуры. Приглашение ко двору
иностранных ученых, поэтов и художников.
- Алкуин - руководитель придворной Академии. Изучение античной
культуры в Академии. Соединение в поэтическом творчестве Алкуина античных
форм и нового средневекового содержания. Вопросно-ответный символический
метод обучения Алкуина в Академии.
Задания:
1.
В истории
человечества многочисленные империи рождались, гибли и вновь рождались. Чем же
так притягателен для человека (в данном случае Карла Великого) образ империи?
2.
Если империя -
"Римская", то почему там нужно устраивать ЋАкадемиюЛ по греческому образцу?
3.
Подумайте, почему
руководителя Академии пришлось приглашать из Англии? Мог ли он чему-нибудь
научить французов? Если мог, то чему?
4.
Можно ли найти
среди выдающихся людей древности мудреца, который с успехом применял бы
вопросно-ответный метод обучения, использованный Алкуином?
Тема урока: 12.7. Григорианский хорал
и светская музыка Средневековья - 1 урок.
- Принцип простоты в аскетической культовой музыке раннего
средневековья в антифоне (пении, в котором чередуется звучание двух хоров)
и респонсории (чередование хора и солиста).
- Принципиальное одноголосие музыки раннего средневековья - монодия.
- Постепенное развитие псалмодического (речитативного) пения в
мелодически свободное гимническое пение.
- Деятельность в начале VII века папы Григория I Великого, и
создание под его руководством "Григорианского антифонария" - сборника
духовных хоралов.
- Структурная канонизация псалмодии в григорианском хорале.
Выделение обязательных для всякой культовой мелодии частей: центрального
звука, на котором происходит псалмодирование (реперкусса); заключительного
звука (финалис) и начальных мелодических формул (иниция).
- Формирование понятия лада как набора звуков, характерного для
данного стиля, времени, народа, эмоционального состояния.
- Возникновение в X - XI веках буквенной и слоговой систем
обозначения звуков.
- Гвидо Аретинский и формирование современной линейной нотации.
- Сословное разделение музыки: вокальная музыка - "высокая",
инструментальная музыка - "низкая"; духовые - инструменты знати, струнные
- инструменты простонародья.
- Музыкально-поэтическое творчество провансальских
трубадуров-рыцарей и труверов-горожан.
Немецкие мейстерзингеры и появление мензуральной нотации, упорядочивающей
ритм в музыке.
- Появление ранних форм многоголосия. Параллельные и свободные
органумы.
- Деятельность "Школы Нотр-Дам" и появление мотета.
Задания:
1.
Почему
григорианское пение должно быть обязательно мужским?
2.
Как вы думаете, в
чем различие воздействия на человека пения одноголосного и многоголосного? В
чем, с этой точки зрения, сила средневековой монодии?
3.
Вспомните псалом
"Господи, воззвах к Тебе...". Одинаковое ли настроение передают эта молитва и
гимн "Ave Maria"? Какую атмосферу в храме создают одна и другая музыка? А чем
эти песнопения отличаются по смыслу?
4.
Подумайте, почему
ритм в музыке был упорядочен и стал точно записываться значительно позже
звуковысотной стороны мелодии?
13. Романский стиль в западноевропейской культуре.
Тема урока: 13.1. Романская
архитектура (собор и крепость) - 1 урок.
- Формирование романской архитектуры на стыке античных римских,
византийских и местных европейских традиций.
- Ощущение всех архитектурных сооружений как крепостных и
возрастание конструктивной роли стены в романской культуре. Осознание
высоты ряда каменной кладки в качестве модуля всего сооружения.
- Два типа перекрытия в романской архитектуре: деревянная балка и
каменный свод.
- Преимущество арки, позволяющей перекрыть большее пространство,
перед балкой.
- Распределение сил в каменном своде. Смысл "совместной работы" всех
камней свода.
- Крестовый свод и полукруглая арка как основные формы романского
стиля в архитектуре ("стиль полукруглой арки").
- Феодальный замок как крепость. Использование римских лагерных
стоянок для организации пространства средневекового замка. Расположение
замка на возвышенности.
- Донжон как основное сооружение замка. Формирование донжона из
римской сторожевой башни. Поэтажная структура донжона: тюрьма, кладовая,
жилье владельца, помещение для слуг и охраны, место для дозорных.
- Неудобство жизни в донжоне и возникновение отдельно стоящего дома
феодала с обязательными кухней, залой, отапливаемыми жилыми комнатами
(caminata).
- Монастырь как отдельная форма жизни в средневековом обществе.
- Римская базилика - основа романского храма.
- Устройство и символика романского храма:
- уподобление частей базилики (притвора, нефов и
алтаря) телу, душе и духу человека или человеческому, ангельскому и
божественному мирам;
- символическое значение пространства храма
(восточная часть храма - рай, западная - ад, северная - смерть и зло,
южная - Новый Завет);
- путь верующего от входа к алтарю - путь его души
из мрака и ада к свету и раю;
- центральное внутреннее помещение романского
храма, как и в римских катакомбах, - это пещера, в которой погребли
Христа, и из которой он воскрес;
- портал как переход из мирской жизни в духовную.
Части романского портала и его символическое оформление;
- появление на фасаде храма розы (круглого окна),
символизирующей солнце, Христа или Деву Марию.
- Резкое различие суровой внешности романского храма и его обильного
декора внутри как различие "земной юдоли" и "царства Божьего".
Задания:
1.
Почему в Древней
Греции человеку уподобляли лишь колонну храма, а в Средние века - весь храм?
2.
Что общего и в
чем различие древнего жречества и средневекового монашества? Могли ли
существовать монастыри в Древнем мире?
3.
Почему крепостная
башня, а не зальный дворец стала для нас символом средневековья?
4.
Попробуйте
сравнить образ донжона с образом человека-рыцаря.
5.
Подумайте, можно
ли найти романские архитектурные формы в залах станций московского метро?
|