Поурочные планы "Культура Средневековья"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочные планы "Культура Средневековья"
Страница 2
Страница 3
Страница 4


11. Культура Киевской Руси IX - XI веков.

Тема урока: 11.1. Деревянное строительство в Древней Руси (дом, храм, поселение) - 2 урока.

  • Отношение на Руси к лесу.
  • Подготовка дерева для строительства: смоление на корню, рубка в определенное время. Топор как основной инструмент русского строителя.
  • Основа деревянной постройки - сруб, состоящий из скрепленных между собой рядов бревен (венцов). Типы скрепления бревен в венце:
    • в режь (с промежутками),
    • в лапу (со специальными затесами на концах бревен и без выступающих концов),
    • в обло (с выступающими концами, сохраняющими тепло в избе).
  • Фундамент сруба, сложенный из больших валунов (ряж).
  • Традиционные формы сруба (четверик и восьмерик), из которых составлялись архитектурные композиции. Простой перекрытый кровлей четверик - клеть. Простая форма дома и храма - клетская.
  • Традиционная форма деревянного храма - трапезная, храм, алтарный прируб. Часовня, отсутствие в ней алтаря и ее использование для простых служб.
  • Важность тщательного устройства кровли (верха) в лесной полосе Руси. Устройство самцовой (безгвоздевой) кровли. Составные части каркаса самцовой кровли и их назначение: слеги, курицы, потоки, конек, шелом (охлупень). Традиционные покрытия кровли: солома, дранка, тес.
  • Защита от дождя и снега фронтона избы или храма (причелины, полотенца).
  • Типы традиционных русский верхов:
    • клетский - простая двускатная кровля;
    • шатровый - в виде высокой пирамиды;
    • кубоватый - в виде четырехгранной луковицы;
    • бочка - двускатно покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающееся острым гребнем;
    • крещатая бочка - две пересекающиеся простые бочки.
  • Русское храмовое многоглавие и покрытие криволинейных поверхностей глав лемехом.
  • Три типа внешней организации комплекса деревянных построек и их выгода в разных климатических условиях:
    • кошель - большой единый дом в несколько этажей на несколько родственных семей;
    • глаголь - хозяйственные помещения пристраиваются сбоку от жилого (напоминают букву Г);
    • брус - жилые и хозяйственные помещения выстроены в одну линию.
  • Внутренняя горизонтальная организация комплекса: крыльцо, сени, изба четырехстенка и пятистенка с перерубом, мост, двор.
  • Вертикальная организация комплекса: подклет (хозяйственный нижний этаж), горница (жилое помещение на втором этаже), терем (девичья в помещении над вторым этажом).
  • Ограды вокруг дома: заплот (глухой забор из горизонтальных бревен), частокол (глухой забор из вертикальных бревен), осёки (изгородь из косо поставленных жердей), прясло (редкие горизонтальные жердины).
  • Внутренняя организация жилого пространства. Изба как помещение с печью. Восприятие избы как живого существа. Традиционная ориентация русской избы на юг и восток. Символика входа и дверного порога как перехода из чужого мира в свой. Печь - сакральный и хозяйственный центр избы. Освещение русской избы (косящатые и волоковые окна, светцы, камелек). Членение избы на четыре части (угла): передний или красный, печной или бабий, задний. Их функциональное назначение. Потолок и пол в избе, их сакральное значение. Украшение избы как устройство оберегов.

Задания:

1.     Попробуйте описать богов, которым могло молиться древнейшее население Руси, жившее среди лесных рек и болот?

2.     Почему на Руси дома предпочитали ставить деревянные, а храмы каменные?

3.     Как вы думаете, что могло измениться в культуре, когда начали строить каменные жилые дома?

4.     Подумайте, какую из природных стихий, известных древним (воздух, вода, огонь, земля) мог символизировать кубоватый верх деревянной постройки? А сохранилась ли в более поздних каменных храмах эта символика?

5.     Какую из известных архитектурных форм Древнего Египта напоминает русская колокольня? Случайно ли это совпадение?

6.     Присмотритесь к дому (квартире), в котором вы сейчас живете. Сохранились ли в нем части древнерусского дома? А какие появились новые части?

7.     Различаются ли по назначению углы вашей комнаты (или любой комнаты в вашем доме)?

8.     Украшаете ли вы свой дом? От чего зависит выбор вами того или иного украшения?

Тема урока: 11.2. Орнамент в художественной культуре - 1 урок.

  • Первичный неолитический орнамент - переплетение нитей ткани, вмятины и выпуклости, оставленные рукой гончара на поверхности сосуда.
  • Орнамент как искусство организации вещи (орнамент ничего не изображает, но организует, и потому нельзя относиться к нему как к изображению и искать в нем повествование о чем-либо).
  • Мотив орнамента и потеря реальности вещи в орнаменте. Орнамент как искусство стилизации реального мира. Основные типы стилизации: по форме, по цвету, по объему.
  • Математическая правильность орнамента как попытка воплотить идеальную структуру мира.
  • Передача времени (движения) в орнаменте. Замкнутый центричный орнамент (розетка) и ощущение целостности и статичности. Открытый орнамент (бордюр, сеть) и впечатление подвижности, устремленности.
  • Виды симметрии и впечатление, даваемое ими в орнаменте: зеркальная симметрия - покой, осевая симметрия - вращение и возвращение, трансляционная симметрия - поступательное движение.
  • Исторические типы орнамента:
    • геометрический орнамент, в основе которого лежит плетение и узел, дающий начало буквам и орнаментальному письму (русская вязь, арабская куфа, индийское письмо деванагари);
    • звериный орнамент, который знаменует власть человека над зверем и построен по уровням Мирового древа;
    • тератологический орнамент (teras - чудовище), в котором прихотливо соединяются геометрический и звериный орнаменты. Это прихотливое геометрическое переплетение шей, хвостов, языков, лап животных;
    • растительный орнамент, основой которого в каждой культуре служит особо почитаемое растение (например, крин - стилизованный цветок лилии как источника жизни).
  • Основные выразительные средства орнамента: ритм и симметрия, цвет и фактура, экспрессия линии и подчеркивание свойств орнаментального мотива.

Задания:

1.     Встречается ли орнамент на современных зданиях? А на предметах быта? Какое свойство нашей цивилизации, а так же личного и общественного сознания это отражает?

2.     Попробуйте придумать орнамент для выражения основных особенностей мира любимой сказки (можно авторской) или повести.

3.     Можно ли воплотить в орнаменте мир музыкального произведения?

4.     Попробуйте найти сходство между искусством орнамента и искусством балета? Какие общие приемы они используют?


12. Раннехристианская культура

Тема урока: 12.1. Искусство катакомб - 1 урок.

  • Нелегальное существование христианства в Римской империи.
  • Подземные катакомбы (от местности Катакумб) как раннехристианские кладбища и места сбора христианской общины. Галереи и прямоугольные помещения (кубикулы) катакомб, сохранившие следы фресок и украшенные рельефами саркофаги.
  • Преобладание верхнего или факельного освещения в катакомбах.
  • Катакомбы как символическая пещера, где был погребен Христос и откуда он воскрес.
  • Переосмысление античных изобразительных мотивов в росписи катакомб и возникновение системы иносказаний и символов:
    • птицы и животные - жители христианского Рая;
    • легендарный фракийский певец Орфей - библейский царь Давид, сочиняющий и поющий псалмы;
    • герой Персей - святой Георгий;
    • Одиссей, устоявший перед сиренами - христианин, стойкий перед мирскими соблазнами;
    • простой пастух с ягненком на плечах - Христос;
    • мотивы исцелений воспринимаются как спасение заблудшей души;
    • женщина в молитвенной позе с воздетыми руками - душа усопшего.
  • Подчеркивание в изображениях победы духа над плотью - уплощенный силуэт, контурный рисунок, выделение лица и глаз.

Задания:

1.     Раннехристианские катакомбы, кельтские подземные "дома видений", пещерные храмы Индии и Византии, русские пещерные монастыри (печоры) - почему человек так стремится "под землю"? Что ожидает найти там?

2.     Имеют ли какое-либо отношение к нашей обыденной жизни процессы смерти и воскресения? В каких еще религиях и культурах появляется мотив смерти и воскресения? Попробуйте рассмотреть с этой точки зрения смысл сказки Г.Х. Андерсена "Оле Лукойе".

3.     Представление человека о болезни как о страданиях души, заблудившейся на путях в мир мертвых, довольно часто встречается в древности. Кто же мог "спасать" душу человека в такой ситуации до возникновения христианства?

4.     Почему, изображая победу духа над плотью, использовали плоский силуэт и контурный рисунок?


Тема урока: 12.4. Придворная академия Карла Великого - 1 урок.

  • Каролингский ренессанс - искусство эпохи правления Карла Великого.
  • Ахен - столица Священной римской империи Карла Великого.
  • Ахенская капелла - место молитвы императора, придворных и место хранения реликвий. Внешний вид здания и интерьер. Попытки соединить античные формы с крепостным видом сооружения. Мозаики капеллы: Христос на троне в окружении двадцати четырех старцев и четырех евангелистов в виде символизирующих их животных.
  • Придворная Академия Карла Великого, созданная по образцу античной школы - центр каролингского ренессанса. Латинский язык как официальный язык каролингского государства и его культуры. Приглашение ко двору иностранных ученых, поэтов и художников.
  • Алкуин - руководитель придворной Академии. Изучение античной культуры в Академии. Соединение в поэтическом творчестве Алкуина античных форм и нового средневекового содержания. Вопросно-ответный символический метод обучения Алкуина в Академии.

Задания:

1.     В истории человечества многочисленные империи рождались, гибли и вновь рождались. Чем же так притягателен для человека (в данном случае Карла Великого) образ империи?

2.     Если империя - "Римская", то почему там нужно устраивать ЋАкадемиюЛ по греческому образцу?

3.     Подумайте, почему руководителя Академии пришлось приглашать из Англии? Мог ли он чему-нибудь научить французов? Если мог, то чему?

4.     Можно ли найти среди выдающихся людей древности мудреца, который с успехом применял бы вопросно-ответный метод обучения, использованный Алкуином?

Тема урока: 12.7. Григорианский хорал и светская музыка Средневековья - 1 урок.

  • Принцип простоты в аскетической культовой музыке раннего средневековья в антифоне (пении, в котором чередуется звучание двух хоров) и респонсории (чередование хора и солиста).
  • Принципиальное одноголосие музыки раннего средневековья - монодия.
  • Постепенное развитие псалмодического (речитативного) пения в мелодически свободное гимническое пение.
  • Деятельность в начале VII века папы Григория I Великого, и создание под его руководством "Григорианского антифонария" - сборника духовных хоралов.
  • Структурная канонизация псалмодии в григорианском хорале. Выделение обязательных для всякой культовой мелодии частей: центрального звука, на котором происходит псалмодирование (реперкусса); заключительного звука (финалис) и начальных мелодических формул (иниция).
  • Формирование понятия лада как набора звуков, характерного для данного стиля, времени, народа, эмоционального состояния.
  • Возникновение в X - XI веках буквенной и слоговой систем обозначения звуков.
  • Гвидо Аретинский и формирование современной линейной нотации.
  • Сословное разделение музыки: вокальная музыка - "высокая", инструментальная музыка - "низкая"; духовые - инструменты знати, струнные - инструменты простонародья.
  • Музыкально-поэтическое творчество провансальских трубадуров-рыцарей и труверов-горожан.
    Немецкие мейстерзингеры и появление мензуральной нотации, упорядочивающей ритм в музыке.
  • Появление ранних форм многоголосия. Параллельные и свободные органумы.
  • Деятельность "Школы Нотр-Дам" и появление мотета.

Задания:

1.     Почему григорианское пение должно быть обязательно мужским?

2.     Как вы думаете, в чем различие воздействия на человека пения одноголосного и многоголосного? В чем, с этой точки зрения, сила средневековой монодии?

3.     Вспомните псалом "Господи, воззвах к Тебе...". Одинаковое ли настроение передают эта молитва и гимн "Ave Maria"? Какую атмосферу в храме создают одна и другая музыка? А чем эти песнопения отличаются по смыслу?

4.     Подумайте, почему ритм в музыке был упорядочен и стал точно записываться значительно позже звуковысотной стороны мелодии?


13. Романский стиль в западноевропейской культуре.

Тема урока: 13.1. Романская архитектура (собор и крепость) - 1 урок.

  • Формирование романской архитектуры на стыке античных римских, византийских и местных европейских традиций.
  • Ощущение всех архитектурных сооружений как крепостных и возрастание конструктивной роли стены в романской культуре. Осознание высоты ряда каменной кладки в качестве модуля всего сооружения.
  • Два типа перекрытия в романской архитектуре: деревянная балка и каменный свод.
  • Преимущество арки, позволяющей перекрыть большее пространство, перед балкой.
  • Распределение сил в каменном своде. Смысл "совместной работы" всех камней свода.
  • Крестовый свод и полукруглая арка как основные формы романского стиля в архитектуре ("стиль полукруглой арки").
  • Феодальный замок как крепость. Использование римских лагерных стоянок для организации пространства средневекового замка. Расположение замка на возвышенности.
  • Донжон как основное сооружение замка. Формирование донжона из римской сторожевой башни. Поэтажная структура донжона: тюрьма, кладовая, жилье владельца, помещение для слуг и охраны, место для дозорных.
  • Неудобство жизни в донжоне и возникновение отдельно стоящего дома феодала с обязательными кухней, залой, отапливаемыми жилыми комнатами (caminata).
  • Монастырь как отдельная форма жизни в средневековом обществе.
  • Римская базилика - основа романского храма.
  • Устройство и символика романского храма:
    • уподобление частей базилики (притвора, нефов и алтаря) телу, душе и духу человека или человеческому, ангельскому и божественному мирам;
    • символическое значение пространства храма (восточная часть храма - рай, западная - ад, северная - смерть и зло, южная - Новый Завет);
    • путь верующего от входа к алтарю - путь его души из мрака и ада к свету и раю;
    • центральное внутреннее помещение романского храма, как и в римских катакомбах, - это пещера, в которой погребли Христа, и из которой он воскрес;
    • портал как переход из мирской жизни в духовную. Части романского портала и его символическое оформление;
    • появление на фасаде храма розы (круглого окна), символизирующей солнце, Христа или Деву Марию.
  • Резкое различие суровой внешности романского храма и его обильного декора внутри как различие "земной юдоли" и "царства Божьего".

Задания:

1.     Почему в Древней Греции человеку уподобляли лишь колонну храма, а в Средние века - весь храм?

2.     Что общего и в чем различие древнего жречества и средневекового монашества? Могли ли существовать монастыри в Древнем мире?

3.     Почему крепостная башня, а не зальный дворец стала для нас символом средневековья?

4.     Попробуйте сравнить образ донжона с образом человека-рыцаря.

5.     Подумайте, можно ли найти романские архитектурные формы в залах станций московского метро?


 
« Пред.   След. »