Поурочные планы "Культура Средневековья"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочные планы "Культура Средневековья"
Страница 2
Страница 3
Страница 4

Тема урока: 13.2. Деревянная и каменная средневековая скульптура - 1 урок.

  • Принципиальная слитность скульптуры со стеной в романском искусстве.
  • Католическая скульптура и православная икона: сходство и различие.
  • Типы скульптуры и места ее расположения в средневековом соборе:
    • "Страшный суд" или "Распятие" на тимпане над входом в храм;
    • скульптуры на темы борьбы добра и зла на капителях перспективного портала храма;
    • статуи-колонны святых и пророков по сторонам перспективного портала;
    • статуи в нишах (табернаклях) в капеллах;
    • украшение скульптурой предалтарной преграды;
    • большое скульптурное распятие, обычно подвешиваемое перед алтарем и составляющее центр интерьерной композиции;
    • статуи реальных исторических лиц - дарителей (донаторов), правителей, епископов, расставленные по храму или сосредоточенные близ надгробий.
  • Смешение образов языческой и христианской мифологии в романской скульптуре. Натурализм и символизм образов.
  • Раскрашивание средневековой храмовой скульптуры и частей интерьера.
  • Материалы средневекового скульптора - дерево и камень. Особенности создания деревянной скульптуры.

Задания:

1.     Какой вид искусства воспринимается более отстраненно: живопись или скульптура? При общении с каким видом искусства мы в большей степени воспринимаем его как зрители, а с каким - как актеры?

2.     Чем отличается состояние человека в храме со скульптурами, от состояния человека в храме с фресками и иконами?

3.     Почему темам борьбы добра и зло предпочитали посвящать скульптуры у входа в храм?

4.     Воспринимаем ли мы как-то по-особому статую, поставленную в нише?

5.     С каких точек предпочтительней рассматривать статую, поставленную в нишу? А статую-колонну? А распятие, парящее над предалтарной преградой?

Тема урока: 13.3. Католическая месса - 1 урок.

  • Упорядочение католической службы в раннем средневековье.
  • Причащение верующих как основное событие христианской службы (католической мессы и православной литургии).
  • Евангельский эпизод Тайной вечери как прототип мессы.
  • Два типа песнопений мессы:
    • ординарий - неизменяемая часть мессы, которая исполняется каждый день;
    • проприй - песнопения, связанные с праздничными событиями и включающиеся между частями ординария.
  • Традиционный состав ординария:
    • Kyrie eleison (Господи, помилуй!) - трехчастный гимн;
    • Gloria (Слава) - хвалебное песнопение;
    • Credo (Верую) - изложение символа веры (основные положения);
    • Sanctus (Свят) - гимн приготовления к причастию;
    • Agnus Dei (Агнец Божий) - гимн, исполняемый во время таинства причастия.
  • Самые распространенные песнопения проприя: хвалебный гимн Alleluia (Хвала Господу!) и мрачное песнопение Dies irae (День гнева).
  • Манера исполнения мессы - пение и речитация (полуразговор).
  • Особые разновидности мессы: Requiem (заупокойная месса) и Missa brevis (короткая месса, включающая только гимны Kyrie и Gloria.

Задания:

1.     Чья музыка - композиторов Возрождения или Моцарта трогает вас больше? Как вы думаете, почему?

2.     Представьте, что вам нужно снять фрагменты фильма, в которых должны звучать мольба людей к Богу и ангельское пение. Какую музыку из прослушанных фрагментов вы бы выбрали и почему?

3.     Христианское мировоззрение четко различало в человеке три сущности: тело, душу и дух. Какие из прослушанных музыкальных фрагментов вы поставили бы в соответствие этим сущностям человека?

4.     Подумайте, мог ли какой-либо из музыкальных фрагментов выражать какую-то сущность человека в древнеегипетской культуре? Почему?

5.     Представьте, что знаменитую Lacrymosa создал не Моцарт, а древнегреческий бог Аполлон - покровитель муз. По какому случаю он мог бы это сделать?

Тема урока: 13.4. Церковный театр Средневековья (литургическая и полулитургическая драма, миракль, мистерия) - 1 урок.

  • Зарождение литургической драмы в стремлении разнообразить службу мессы.
  • Насыщение свободным драматическим диалогом сцены погребения Христа.
  • Ранняя литургическая драма - "Сцена Марий, пришедших к гробу Христа".
  • Сюжет и мораль большой литургической драмы "Девы мудрые и девы неразумные".
  • Появление свободных театральных костюмов и бутафории в литургических драмах Рождественского цикла.
  • Расширение сценической площадки до размеров всего храма и симультанный принцип декорации.
  • Процесс появления полулитургической драмы (драмы на паперти). Вынесение действия из храма на паперть, замена церковной латыни разговорным национальным языком, представление драмы в ярмарочные дни.
  • Выделение эпизодов с "чудесами" в отдельные пьесы и возникновение на их основе нового жанра - миракля. "Действо о Теофиле" Рютбёфа - самый популярный миракль XIII века.
  • Устройство чудес в мираклях.
  • Театрализованная часть городских празднеств в ярмарочные дни - мистерия. Распределение эпизодов мистерии между городскими ремесленными цехами. Исполнение мистерий.
  • Площадки для исполнения мистерий: передвигающиеся повозки, кольцо повозок, система беседок.

Задания:

1.     Найдите общие черты в судьбах древнегреческих Деметры и Персефоны, с одной стороны, и христианских Бога-отца и Христа, с другой. Сравните на этом основании древнегреческую мистерию и христианскую литургическую драму.

2.     В чем сходство иконы с литургической драмой?

3.     Как изменилась роль алтаря в литургической драме, по сравнению с его ролью в древнегреческой трагедии?

4.     Почему в античности (греческой и римской) театр "с улицы" пришел в помещение, а в средневековье, наоборот, из здания церкви выходит на улицу?

Тема урока: 13.7. Средневековая рукописная книга - 1 урок.

  • Палеография как наука, изучающая материалы, орудия и знаки письма, применявшиеся людьми в прошлом.
  • Материалы для письма в Средние века - пергамен и бумага.
  • Изготовление из пергамена дипломов (сложенных вдвое листов) и кодексов (сшитых между собой дипломов).
  • Многоразовое использование пергаменов и мастерские палимпсестов.
  • Основные размеры пергаменных кодексов: in folio, in quarto, in octavo, "мальчик с пальчик".
  • Проникновение из Аравии бумаги и технология ее изготовления. Филигрань и водяные знаки.
  • Основные орудия для письма в Средние века: стиль, перо и калам.
  • Чернила для письма. Их приготовление.
  • Краска для украшения рукописей. Использование золотой, серебряной и красной краски.
  • Инициал в средневековой рукописи. Формы и украшение инициала. Дролери.
  • Процесс изготовления целой рукописной книги и оформление переплетов.
  • Скриптории. Мастера-переписчики: скрипторы и нотарии. Появление цехов.
  • Искусство книжной миниатюры. Иллюминированные манускрипты.

Задания:

1.     Можно ли печатную книгу назвать произведением искусства? А всякая ли рукописная книга является произведением искусства?

2.     Как вы думаете, о соразмерности каких элементов книги должен заботиться ее создатель, чтобы она стала гармоничной?

3.     Почему инициал в средневековой рукописной книге выделяли красным, а не синим или зеленым? А как мы сегодня отмечаем начало новой мысли в тексте? Какой вывод на основании этого можно сделать об изменении человека?

4.     Как вы думаете, зачем вставляли в рукописную книгу дролери? Менялось ли значение буквы с дролери и без них? Используются ли в современных книгах дролери?

5.     Если "икона - это библия для неграмотных", то зачем нужна миниатюра в церковной книге?

14. Культура мусульманского мира.

Тема урока: 14.1. Основные особенности мусульманской архитектуры - 1 урок.

  • Глинобитная или сложенная из сырцового кирпича стена как основная конструктивная форма мусульманской архитектуры.
  • Структурная ячейка среднеазиатского города - замкнутый двор, образованный четырьмя стенами. Укрепление углов двора башнями (гульдаста).
  • Система навесов (айванов) для защиты от солнца и для притока свежего воздуха.
  • Куб, перекрытый куполом, прямые линии стен и цилиндрические башни - основной набор для формирования различных архитектурных сооружений:
    • мечеть - мусульманский храм с внутренним двором и основным помещением (ханака), перекрытым куполом и с обязательными минаретами. Структура традиционной мечети: михраб - культовая ниша в сене мечети, указывающая направление молитвы (направление на Мекку); минбар - кафедра для чтения Корана; ритуальный бассейн с проточной водой для омовения. Торжественные, богато украшенные, соборные мечети (джами);
    • медресе - религиозная школа с внутренним двором, расположенными по его периметру айванами и ярусы келий;
    • караван-сарай - постоялый двор с прямоугольным двором, окруженным двух- или трехэтажными постройками;
    • хаммам - огромные общественные бани.
  • Пространство традиционного города:
    • старая крепость (арк, кала) в центре, включенная в территорию "старого города" (медина, шахристан);
    • узкие ремесленные улицы (сук), перекрытые сводами для защиты от зноя;
    • торговое помещение на перекрестии главных улиц (так).
  • Ценность воды и сохранение в специальных водохранилищах, крытых куполами (сардоба).
  • Устройство общественных источников (сабиль), по преданию берущих начало из райского источника сальсабиль. Система охлаждения интерьеров водой, текущей по наклонной мраморной плите.
  • Традиционные городские сады:
    • гюлистан - сад цветов во внутреннем дворе сооружения;
    • чор-баг (четыре сада) - регулярный городской сад, поделенный на четыре части, с бассейном или фонтаном в центре;
    • баг - регулярный загородный сад, с аллеями тополей и кипарисов, цветниками и павильонами, фонтанами и водоемами, обнесенный невысокой узорной стеной с башнями-голубятнями по углам.

Задания:

1.     Вспомните, в каких культурах Древнего мира применялся сырцовый кирпич? Почему именно в этих культурах?

2.     Как вы думаете, существуют ли сегодня в Европе минимальные структурные ячейки, из которых состоит город?

3.     Крепостные башни часто сооружались круглыми, чтобы не дать возможности нападавшим спрятаться. Но почему цилиндрическими возводили минареты?

4.     Как вы думаете, почему так легко, без особых переделок, удалось превратить храм Святой Софии в Константинополе в мечеть?

5.     Представьте себе, что русский Емеля вместе с печкой попадает в среднеазиатский город. Что он мог бы "заказать" у Щуки, чтобы чувствовать себя как дома?

15. Стиль готики в западноевропейской культуре.

Тема урока: 15.1. Средневековый город - 1 урок.

  • Готическое средневековье как время формирования западноевропейских городов.
  • Четыре способа формирования западноевропейских городов: из римских военных поселений, вокруг феодальных поместий или монастырей, из ремесленных поселений.
  • Традиционный метод разбивки городской территории в Древнем Риме:
    • две перпендикулярно пересекающиеся улицы-оси (кардо и декуманус);
    • второстепенные улицы, параллельные главным;
    • разбивка строго прямоугольных кварталов между улицами.
  • Регулярная структура западноевропейских городов, сформировавшихся на основе римских поселений.
  • "Центробежная" структура города, сформировавшегося вокруг феодального поместья или монастыря.
  • Превращение древнего торга, окруженного домами ремесленников, в рыночную площадь города.
  • Борьба города за введение самоуправления и появление городской ратуши. Башня ратуши (беффруа) как символ центра города (здесь висел набатный колокол, размещалась городская тюрьма, хранились городские хартии и казна).
  • Доминирующее положение собора в средневековом городе. Многообразие функций средневекового собора (культовое сооружение, крепость, место диспутов и театральных представлений).
  • Появление новых типов зданий в средневековом городе: биржа, таможня, больница, склад и т.д.

Задания:

1.     Что в русских городах является символическим центром?

2.     Что сейчас в России играет роль ратуши? Как выглядят эти здания? Почему они так отличаются от западноевропейских ратуш?

3.     Где в русских городах вешали набатный колокол?

4.     Какая разница для рядового горожанина, где находится набатный колокол: на ратуше, башне кремля или звоннице местной церкви?

5.     Средневековые города возникали по-разному. А как возникал ваш город?

6.     Можно ли сказать, что в русском городе собор занимал доминирующее положение? Почему?

Тема урока: 15.2. Готический собор, его конструкция и интерьер - 2 урока.

  • Изменение функции городского (домского) собора и необходимость строительстве сооружений, способных вместить практически все население города.
  • Появление в XIII веке новой конструкции собора:
    • стрельчатые своды, позволяющие уменьшить распор;
    • система нервюр - жестких ребер свода, выполнявшихся из особо прочного камня, и позволявших всю нагрузку свода на стены свести к нескольким опорам;
    • отказ от массивной стены - основы романской конструкции;
    • система контрфорсов и аркбутанов для поддержания нервюрных опор;
    • замена стен между опорами красочными мозаичными окнами - витражами.
  • Каноническая композиция западного фасада готического храма, впервые воплотившаяся в церкви Сен-Дени близ Парижа: две башни, три портала и три горизонтальных декоративных пояса.
  • Собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже как эталон для готических мастеров. Его стройность и пропорциональность.
  • Символика готического собора:
    • нарочито языческое оформление внешнего вида здания по контрасту с божественным интерьером, химеры;
    • огромное центральное круглое окно (роза) как модуль всей архитектурной композиции и как символ Небесного града Иерусалима, разное впечатление от розы снаружи и изнутри храма;
    • символическое изменение света, окрашивающегося в различные цвета, во время прохождение сквозь витражи собора;
    • богатые красно-синие гобелены в интерьере собора;
    • черно-белый лабиринт (символ запутанного жизненного пути человека), выложенный из мрамора на полу собора.
  • Малая готика. Церковь Сент-Шапель в Париже как священная часовня для особо почитаемой реликвии - тернового венца Христа.
  • Вырождение готики в XV веке. Сильное облегчение конструкции и усиление декоративного начала. Пламенеющая готика.
  • Кирпичная готика в Германии и псевдоготика XVIII - XIX веков.

Задания:

1.     Как сегодня архитекторы решают проблему размещения в здании больших масс народа?

2.     В какой из древних культур вы уже встречали такую композицию входа в храм: две башни и узкий вход между ними? О чем может говорить такое сходство?

3.     Строятся ли сегодня здания, у которых резко различаются внешний вид и интерьер?

4.     Приходилось ли вам сталкиваться с этим явлением в быту?

5.     Зачем нужно было помещать на крыше христианского храма языческих чудовищ - химер? Встречается ли подобное в архитектуре русских храмов?

6.     Почему в православных храмах никогда не встречаются окна в виде розы?

7.     Как бы воспринял средневековый горожанин-христианин легенду о Минотавре?

8.     Как вы думаете, почему лабиринт на полу храма должен быть обязательно черно-белым?


 
« Пред.   След. »