Поурочные планы "Культура Средневековья"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочные планы "Культура Средневековья"
Страница 2
Страница 3
Страница 4


Тема урока: 15.3. Герб в культуре Средневековья - 1 урок.

  • Назначение герба как знака отличия в рыцарской культуре. Проявление родовых традиций и личных качеств рыцаря в гербе.
  • Главные составные части герба: щит, шлем, намет, щитодержатели, корона, девиз.
  • Основные национальные формы щита: четырехугольные (испанский, французский), треугольный (нормандский), овальный (итальянский), с прихотливо вырезанным краем (немецкий).
  • Деление щита на части и геральдические фигуры. Крест как геральдическая фигура.
  • Употребление шлема преимущественно в личном рыцарском гербе и отсутствие его в гербах духовных лиц, в женских и городских гербах.
  • Намет как полосы двуцветной ткани, спускающиеся со шлема на герб.
  • Фигуры щитодержателей (животные или фантастические существа) и их происхождение из турнирной практики.
  • Короны в гербах титулованной знати.
  • Шифрованные и нешифрованные девизы. Девизы - боевые кличи. Их расположение на ленте или табличке под щитом.
  • Металлы (золото и серебро) и цвета (финифти) в гербе. Независимость цвета в гербе от национальных, исторических или религиозных условий.
  • Символика цвета в гербе:
    • золотой - верховенство, величие, богатство;
    • серебряный - чистота, радость и мудрость;
    • белый - чистота, мир;
    • пурпурный - высокородность и власть;
    • красный - право, сила, мужество, любовь;
    • синий - искренность, честь и верность;
    • зеленый - свобода, радость, надежда;
    • черный - постоянство, скромность, покой.
  • Герб города. Отражение в городском гербе истории возникновения города, происхождения его названия и основных занятий его жителей.

Задания:

1.     Сравните символику цвета в геральдике и в иконе. Какие цвета трактуются почти одинаково, какие близки по значению, а какие - противоположны? С каким процессом это может быть связано? Можно ли считать одну систему цвета искаженным вариантом другой системы?

2.     Какие знаки отличия используются сейчас в различных организациях и обществах? Чем они отличаются от рыцарских гербов?

3.     Почему вдруг в средневековой культуре возникает такое количество типов крестов? Разве для этих стран недостаточно было одного католического креста? О каких процессах в христианском мире может говорить этот факт?

4.     О каких качествах духовного лица может говорить наличие у него герба, ведь у него нет нужды выступать на турнире под закрытым забралом?

5.     Из какой области средневековой культуры ЋпришлиЛ в геральдику фантастические существа? Вспомните, каких фантастических существ вы встречаете в современных романах-фэнтези? Почему они до сих пор интересны людям?

Тема урока: 15.5. Светский театр Средневековья (Адам де ла Аль, фарс, соти, моралитэ) - 1 урок.

  • Истоки светского театра Средневековья в быту племен, населявших Европу. Обрядовые календарные игры (например, "борьба Зимы и Лета" или "майские игры") и постепенное введение в них героической тематики (подвиги Робин Гуда в Англии).
  • Формирование в рыцарской культуре (с X века) слоя странствующих актеров (гистрионов, буффонов, жонглеров). Их ЋцирковойЛ репертуар.
  • Выделение светского спектакля из церковного действа.
  • Моралитэ - аллегорическое представление на морализаторский сюжет. Основные персонажи моралитэ: Мир и Милосердие, Правосудие и Истина, Война и Голод, Доброта и Скупость и т.д. Аллегорические костюмы и символические действия персонажей. Типичная сцена моралитэ - подмостки с четырьмя колоннами, образующими три двери, два окна на втором этаже.
  • Возникновение "дурацких корпораций", пародировавших церковную иерархию. Исполнение "дурацкими корпорациями" фарсов (лат. Farta - начинка) - небольших комических сценок, вставлявшихся между эпизодами священных мистерий и соти (фр. Sotie - глупость). Появление авторских фарсовых пьес ("Адвокат Патлен" Гильома де Руа).
  • "Игра о Робене и Марион" Адама де ла Аля - одна из первых известных авторских пьес светского европейского театра. Пасторальный сюжет пьесы. Рыцарь и пастушка как типичные персонажи пасторали. Чередование разговорных диалогов и легких песенок в пьесе.

Задания:

1.     Встречались ли вам аллегорические персонажи в античной культуре? Кем они были там? Для кого такие персонажи были более реальны - для античного или средневекового человека?

2.     Сможете ли вы придумать персонажей современного моралитэ? Как они должны выглядеть?

3.     Могла ли существовать в древнегреческом театре пастораль? А может ли жанр пасторали возродиться сегодня?

4.     Попробуйте сочинить коротенькие моралитэ, фарс и пастораль на одну и ту же современную тему.

16. Русская культура XI - XV веков.

Тема урока: 16.1. Каменное зодчество Древней Руси - 2 урока.

  • Традиция строительства жилых помещений из дерева и каменных храмовых сооружений в Древней Руси.
  • Организация строительных дружин в Древней Руси. Мастер, хитрец и здатель.
  • Глина (зъд) как основной материал зодчего. "Творение" плинфы. Уникальный набор форм плинфы для каждого храма (сортамент храма).
  • Процесс закладки храма и разбивки плана с помощью мерных шнура, прута или "княжеского пояса". Пропорционирование храма с помощью саженей и особых чертежей (вавилонов). Диаметр купола храма как модуль всего сооружения.
  • Ленточный фундамент каменного храма. Его необходимость во влажном лесном климате. Устройство каменной платформы под некоторыми древнерусскими храмами (церковь Покрова на Нерли).
  • Возведение смешанной (плинфа и камень разных цветов) кладки стен. Отдельное возведение частей храма для сохранения здания от землетрясения (труса). Лестничные башни и лестницы в стенах храма. Укрепление стен храма деревянными связями.
  • Перекрытие храма сводами (комарами). Выкладка купола. Переход от квадратного подкупольного пространства к круглому куполу (паруса). Подлинные и ложные закомары. Облегчение тяжести свода с помощью пустых сосудов, замурованных в кладку (голосников).
  • Покрытие верха каменного храма свинцовыми листами, либо листами золоченой меди ("златоверхие храмы"). Устройство пола в храме мраморных либо керамических плиток.
  • Постепенная эволюция крестовой основы храма в простую четырехстенку, а византийского купола - в луковичное покрытие.

Задания:

1.     Почему главного мастера часто называли хитрецом? Какой смысл вкладывали в это слово на Руси?

2.     Вспомните, какие из древних стихий (вода, земля, воздух, огонь) участвовали в "творении" плинфы?

3.     Как вы думаете, почему древние зодчие назвали свой мерный чертеж "вавилоном"?

4.     Попробуйте придумать типовой набор плинф разной формы и размеров (сортамент), из которого можно сложить: древнеегипетскую пирамиду, простейший древнегреческий храм в антах, византийский центрический храм.

5.     Как вы думаете, почему византийский крестово-купольный храм эволюционировал на Руси в простой четверик с луковичными главами?

6.     В разных культурах архитектурными модулями служили различные части здания. Подумайте, почему зодчие отдавали предпочтение именно этим частям сооружений?

Тема урока: 16.2. Символика православного храма и система его росписей - 2 урока.

  • Структура иудейской скинии как прообраза христианских храмов. Три части скинии: двор с жертвенником и чашей для омовения, куда входили все; святилище - большая палатка, внутри которой располагался стол с двенадцатью жертвенными хлебами, золотым семисвечником и кадилом, и входить куда дозволялось лишь священникам; святое святых - отделенная завесой часть святилища, куда мог входить лишь первосвященник один раз в год, и где располагался Ковчег завета.
  • Деление традиционного православного храма и символика его частей:
    • алтарь, куда входят лишь священнослужители, символизирует царство небесное;
    • храм в православии открыт всем верующим;
    • притвор храма, предназначенный для оглашенных (готовящихся принять христианство) или провинившихся.
  • Алтарь (от лат. возвышенное местоЛ) и его устройство:
    • престол - особо освященный стол, на котором во время службы символически присутствует сам Христос;
    • антиминс - главный священный предмет храма, помещающийся на престоле - освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой в него частицей мощей какого-либо святого;
    • горнее место - возвышенное место за престолом, считающееся самым святым местом в алтаре, на котором ставится большой семисвечник и запрестольный крест;
    • жертвенник - стол, расположенный у северной стены алтаря, на котором все приготовлено для основного таинства христианской церкви - причастия (потир, дискос со звездицей и покровами, копие и лжица);
    • солея - часть алтаря перед иконостасом с амвоном посередине для произнесения самых значительных слов во время службы и клиросами для певчих по бокам;
    • иконостас - алтарная преграда с царскими и дьяконскими вратами. Деление иконостаса на ряды (чины): деисусный, пророческий, апостольский, праздничный. Состав изображений деисусного чина: Спаситель и Богоматерь справа и слева от царских врат, изображение архангелов Михаила и Гавриила или первых дьяконов Стефана и Филиппа на дьяконских дверях, храмовая икона справа от южной двери храма.
  • Символика кубического объема храма со сферическим куполом как соединения земли и неба. Традиционное изображение в куполе-небе Христа Пантократора (Вседержителя) или его лика (Спас Нерукотворный).
  • Изображение небесных сил, с помощью которых Господь общается с людьми (ангел - вестник), подножием Христа на куполе или в подкупольном барабане. Реальное изображение Престолов в виде огненных крылатых колес, Херувимов - в виде шестикрылых ликов, Архангелов - в человеческом облике.
  • Осмысление парусов свода как перехода от небес к земле и изображение на них евангелистов в виде четырех символических животных (тетраморф): лев - Марк, орел - Иоанн, человек или ангел - Матфей, телец - Лука.
  • Изображение церкви земной на восточной (алтарной) стене храма: Богоматерь, восседающая на троне (либо Оранта - молящаяся с воздетыми руками) либо Христос Вседержитель; сцена причащения Апостолов; святители христианской церкви (Николай Чудотворец, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.).
  • Разворачивание евангельской истории на стенах храма, начиная с юго-восточного угла. Представление основных событий в виде иллюстраций двенадцати основных христианских праздников.
  • Изображения западной стены храма (самой дальней от алтаря): Страшный Суд, Успение Богоматери, Тайная Вечеря.

Задания:

1.     Какие русские сказки вы можете вспомнить о трех царствах? Что это за царства? Как называются? Что могут символизировать? Можно ли эти сказочные царства соотнести с частями православного храма?

2.     Если есть жертвенник, то должна быть и жертва. Кто (или что) является сегодня "жертвой" в православном храме?

3.     В какой еще средневековой культуре вы встречали кубический объем, перекрытый куполом? А в связи с чем применялись квадратные и круглые формы в Древнем мире? О чем может свидетельствовать такое сходство?

4.     В чем различие между христианскими и языческими "небесными существами"?

5.     Попробуйте найти в окружающем вас современном мире форму колокола. В чем сходство назначения всех этих предметов?

6.     Священная сила православного храма увеличивается от паперти к престолу и горнему месту. Верующий словно по ступеням поднимается к небесам. Есть ли в Древнем мире аналогия такого восхождения?


Тема урока: 16.3. Древнерусское культовое пение - 1 урок.

  • Различение "игры" и "пения" в русской традиционной культуре. Игра как почитание божеств. Пение как ритуальное "кормление" божеств.
  • Противопоставление голоса и молчания в русской культуре. Восприятие молчание как атрибута "мира иного", "мира мертвых". Ощущение голосового поведения как колдовства, а поющего "в голос" - как колдуна.
  • Перераспределение пения и игры на Руси после прихода христианства: Игра - языческое, пение - богослужебное.
  • Поведение обыденное (сложное по своей природе, наполненность образами и эмоциями и естественно приводящее к игре) и поведение сакральное (простое по природе, требующее очищения сознания, естественно ведущее к молитве).
  • Основные черты древнерусского богослужебного пения:
    • пение не музыкальная, но аскетическая дисциплина;
    • осуществление единства правильной жизни и пения;
    • восприятие собственного тела как инструмента для достижения определенного духовного состояния;
    • определенная нотация (крюковая, знаменная) для передачи особенностей такого пения-состояния.
  • Три уровня православной молитвы: "возведение ума на небо", "сосредоточение ума в сердце" (Иисусова молитва) и "сведение ума в сердце" ("умная молитва", воздействующая на события мира). Оценка богослужебного пения с точки зрения соответствия уровню молитвы. Особые условия "умной молитвы" - послушание и соборность, и отражение их в традиционном православном пении.
  • Понятие "строки" как основы слияния молитвенного текста, мелодии и психического состояния певцов. Система осмогласия и включение в синтез певческой "строки" определенного календарного времени и определенной ритуальной ситуации.

Задания:

1.     Различаются ли в современной культуре "игра" и "пение", "голос" и "молчание"?

2.     Приходилось ли вам испытывать разницу между обыденным поведением и сакральным? В каких случаях?

3.     Какие из черт древнерусского богослужебного пения сохранились в современной музыкальной культуре? В каких условиях они проявляются?

Тема урока: 16.4. Развитие русской иконописи (от Богоматери Владимирской до парсуны) - 2 урока.

  • Труд русского иконописца как аскетическая практика.
  • Последовательность работы над иконописным образом (слои иконы):
    • основа - деревянная доска (или несколько сплоченных досок), оклеенная тканью (паволокой) от растрескивания;
    • грунт - слой левкаса (греч. ЋбелыйЛ, мел с животным клеем) для выравнивания поверхности;
    • красочный слой. Особенности яичной темперы: прозрачность тонких слоев краски и невозможность исправлений.
  • Последовательность нанесения красочного слоя:
    • прорисовка (или перевод) рисунка на слой левкаса;
    • роскрышь - нанесение тонкого слоя основной краски на одинаково окрашенные поверхности по всему полю иконы и особая забота о ликах на изображении (санкирь, вохрение, оживки и румяна);
    • пробеливание - постепенное высветление выпуклых деталей изображения;
    • нанесение затинков (приплесков) - затемнение невысветленных мест в изображении;
    • защитный слой из олифы или масляного лака;
    • оклад из металлов (золота, серебра, меди), тканей с шитьем или резного дерева, закрывающий все иконное поле, кроме ликов и рук.
  • Основные сюжеты и русской иконописи: сцены из ветхозаветной и евангельской истории, сцены из жизни христианских подвижников.
  • Основные персонажи русской иконописи: Богоматерь, Христос, Иоанн Предтеча, апостолы, праотцы, святые. Житийная икона - иконописная композиция, повествующая о жизни святого, на которой его образ окружен житийными клеймами.
    Основные иконографические типы (изводы) русской иконописи:
    • Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) - поясной образ Богоматери с младенцем Христом, сидящим на ее левой руке. Их головы повернуты к зрителю. Правая рука благословляет молящегося, в левой Христос держит свернутый свиток;
    • Богоматерь Елеуса (Умиление) - поясной образ, символизирующий материнскую любовь и единение с Христом. Голова Богоматери наклонена, Христос прижимается к ее щеке;
    • Богоматерь Оранта (Молительница) - образ Богоматери, молящейся за всех христиан, с молитвенно воздетыми руками;
    • Богоматерь Панагия (Всесвятая) - на груди Богоматери Оранты изображен в круге славы младенец Христос;
    • Христос Пантократор (Вседержитель) - образ Христа, правой рукой благословляющий верующих, и держащий в левой руке Евангелие;
    • Спас в силах (Спас на престоле) - образ Христа в одеждах византийского императора или архиерея;
    • Спас Нерукотворный - образ лика Христа, запечатленный, согласно старинному преданию, на полотенце (убрусе).
  • Русские иконописные школы:
    • влияние византийской торжественности во фресках и мозаиках Киевской школы (X - XIII века);
    • строгость образов в иконах Новгородской и Псковской школ (XII - XIV века);
    • мягкость письма в иконах Владимиро-Суздальской школы (XIII - XIV века);
    • изысканность линии и гармония цвета в иконах Московской школы (XIV - XV века).
  • Русская икона XVI - XVII веков. Появление светских мотивов. Превращение иконы в парсуну.

Задания:

1.     Существует ли сегодня для живописцев понятие особого творческого состояния? Как его сегодня называют? Чем оно отличается от подобного состояния древнерусского иконописца?

2.     Зачем иконописец наносил так много слоев красок и лаков на икону, ведь большинство из них зрителю практически незаметны?

3.     Можно ли найти в современной культуре аналогию житийной иконе?

4.     Зачем в середине житийной иконы помещали большой образ святого, ведь вся его праведная жизнь уже показана в клеймах?

5.     Подумайте, что могло обусловить характерные черты русских иконописных школ?

6.     Почему икона постепенно превращается именно в парсуну?

7.     Как вы думаете, можно ли было охранить русскую икону от обмирщения и появления в ней светских мотивов?

Список литературы
для учителя МХК
по культуре Средневековья

 

Культура Византии
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983 гл. 6.
2. Гартман К.О. Стили. Часть 1. М., 2000.
3. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. РМФ, 1993.
4. Культура Византии. Вторая половина VII - XII век. М., 1989.
5. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 5.

Культура Киевской и средневековой Руси и Ближнего Востока
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983 гл. 12.
2. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995.
3. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
4. Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. М., 1997.
5. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.,1998.
6. Икона. В серии "Секреты ремесла". М., 1993.
7. История русской архитектуры. Уч. пособие. М., 1994.
8. История русского искусства. В 3-х тт., под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. Т.1. М., 1991.
9. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976, гл. 2.
10. Плужников В.И. Термины русского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995.
11. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М., 1997.
12. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X - XIII вв. СПб., 1994.
13. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 1999.
14. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 24.
15. Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь: Кн. Для учащихся. М., 1996.
16. Флоренский П.А. Иконостас. Любое издание.
17. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств. Любое издание.
18. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статья 12.
19. Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995.

Культура Западной Европы
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983 гл. 7-9.
2. Введение в специальные исторические дисциплины. Уч. пособие. М., 1990.
3. Гартман К.О. Стили. Часть 1. М., 2000.
4. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М.-Л., 1941.
5. Ильина Т.В. История искусств: западноевропейское искусство. М., 1983, раздел "Искусство Средневековья".
6. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976, гл. 2.
7. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. М., 1986. гл.2.
8. Лукомский В.К. и барон Н.А. Типольт. Русская геральдика. М., 1996.
9. Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях. М., 1984.
10. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. Часть 1. М., 1936.
11. Немировский Е.Л. Мир книги (с древнейших времен до XX века). М., 1986.
12. Пэрриш К., Оул. Дж. Образцы музыкальных форм от григоианского хорала до БахаЛ. Л., 1975.
13. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 2.
14. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 6-8.
15. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 7-8.
16. Шуази О. История архитектуры в 2-х томах. М., 1935, т. 2.
17. Ястребицкая А.П. Западная Европа XI - XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978.

 

 



 
« Пред.   След. »