Поурочное планирование "Культура 20 века"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочное планирование "Культура 20 века"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5


Тема урока: 32.2. "Мир искусства" - 1 урок.

  • Возникновение организации художников "Мир искусства" в Петербурге в 1898 году.
  • Противопоставление себя как официальной Академии художеств, так и "неофициальным Передвижникам".
  • Выпуск художественного журнала нового типа ("Мир искусства"), знакомящего с современными художниками России и Запада, историей искусства, репродукциями.
  • Организация "мирискусниками" выставок искусства прошлого, современного искусства и международных выставок.
  • Постановка проблемы художественной формы как основной в современной культуре. Поиски художественного и общественного идеала в культуре разных времен и народов.
  • А.Н. Бенуа - идейный и художественный центр "Мира искусства":
    • семья Бенуа - плеяда выдающихся деятелей русского искусства конца XVIII - начала XX века;
    • множество сфер приложения таланта А. Бенуа (живопись, графика, книжная иллюстрация, театральная декорация, театральная режиссура, балетные либретто, теория и история искусства);
    • "Версальские листы" А. Бенуа ("Прогулки короля") - поиски идеала художественной формы в культуре XVIII века. Шествие как устойчивая тема ЋВерсальских листовЛ. Парадоксальные противопоставления и остановки времени, превращающие картины в символы.
  • Противопоставление живого и мертвого, естественного и искусственного, человека и куклы (скульптуры) как основной мотив творчества К. Сомова:
    • этикетное и естественное поведение в "галантных сценах";
    • ощущение жизни как игры, в которую включается и природа ("Осмеянный поцелуй");
    • фантастический портрет-символ ("Эхо прошедшего времени").
  • "Открытие" художниками "Мира искусства" красоты старого Петербурга - попытка вернуться к идеалам XVIII века.
  • Реальный город начала XX века в творчестве М. Добужинского. Попытки "остановить время", сопоставив движущееся и неподвижное, глубинное и плоскостное.
  • Экзотический Восток и эгейское искусство в творчестве Л. Бакста. Его театральные костюмы и декорации.
  • "Вторая волна" объединения "Мир искусства":
    • стилизация народного лубка и картин купеческого быта (Б. Кустодиев);
    • поиски совершенного художественного языка для книжной графики (И. Билибин). Создание книги как единого произведения искусства (Г. Нарбут);
    • обращение к русскому и скандинавскому язычеству (Н. Рерих);
    • неоклассицизм З. Серебряковой.

Задания:

1.     К каким бы культурам, эпохам обратились художники "Мира искусства" сейчас, в начале XXI века?

2.     Подумайте, какой бы фрагмент вашего города (здание, площадь, улица, дворик и т.д.) мог выбрать А. Бенуа, чтобы показать совершенство форм?

3.     Что общего и в чем отличие судеб героев "галантных" полотен К. Сомова и героев известной сказки А. Толстого "Золотой ключик"? А свою судьбу вы отнесете к какой группе? Почему?

4.     Подумайте, среди представителей каких искусств XX века больше всего "последователей" М. Добужинского, воспринявших его видение мира?

5.     Попытайтесь проследить, как художники "Мира искусства" используют в своих полотнах маски. Какую роль выполняют они, например, у К. Сомова и З. Серебряковой?


Тема урока: 32.3. Скульптура С.Т. Коненкова и А.С. Голубкиной - 1 урок.

  • Преодоление академической статичности и реалистической повествовательности в скульптуре рубежа веков.
  • Три основных линии развития русской скульптуры в первой половине XX века:
    • импрессионистическая скульптура модерна. Динамичность и незамкнутость скульптуры. Стремление скульптора слить произведение с окружающим пространством;
    • неоклассицистическая строгость и ясность формы, переходящая в парадную ампирность в официальной скульптуре;
    • возрождение русских национальных традиций и обращение к языческой скульптуре.
  • Органическое соединение русской и французской скульптурных школ в творчестве А.С. Голубкиной:
    • использование разных по стилистике техник при обращении к различным материалам (эскизность в бронзе, классическая ясность в мраморе);
    • символика и экспрессионистичность в скульптурах и рельефах периода модерна ("Пловец", "Волна", "Березка");
    • острая психологичность и точное выявление глубинных черт характера в портретах (А. Белого, А.Н. Толстого, Л.Н. Толстого, А. Ремезова, Ф. Эрна).
  • Разнообразие творчества С.Т. Коненкова:
    • увлечение искусством Микеланджело и архаическими культурами;
    • обобщенный символизм и стихийность как основные стилистические черты работ скульптора;
    • опора на сказочный фольклор при работе с деревянной скульптурой. Бережное сохранение естественных форм корневищ и стволов дерева. Прорастание образа;
    • точность образного решения в скульптурных портретах (С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, И. Бах, А. Эйнштейн, Ф. Достоевский);
    • увлечение революционной романтикой и участие в монументальной советской пропаганде;
    • попытка создания кинетической и светозвуковой скульптурной композиции "Космос".

Задания:

1.     Как вы думаете, почему романтические и исторические тенденции XIX века почти не коснулись искусства скульптуры?

2.     Если импрессионизм в живописи - это, как правило, впечатление от пейзажа (сельского или городского), то импрессионизм в скульптуре - это впечатление от чего?

3.     Представьте себе скульптуру экспрессионистическую, конструктивистскую, абстрактную. Попробуйте описать, нарисовать, хотя бы по одному произведению в этих стилях.

4.     Мы говорим о "прорастании скульптурного образа" из ствола или корневища дерева. А может ли образ "прорасти" из мрамора или бронзы?

5.     Какой скульптурный образ вы бы создали, если бы вас попросили передать в скульптуре образ всего XX века?


Тема урока: 32.4. Постимпрессионизм (П. Сезан, П. Гоген, В. Ван Гог, А. Тулуз-Лотрек) - 1 урок.

  • Постимпрессионизм как творчество отдельных художников, не связанных идейно и организационно.
  • Постижение "школы импрессионизма", с одной стороны, и резкое отрицание светлых сторон в жизни современного общества, с другой. Ощущение современного общества как угрозы "естественной человечности".
  • Переход П. Сезанна и В. Ван Гога под влинием импрессионистов от предметно-пространственной живописи (фиксация состояния) к предметно-временной (фиксация процесса).
  • Ощущение мира как драматического процесса, как арены для действия "больших сил" и попытки выразить энергию этой борьбы в творчестве П. Сезанна ("сфероидность" пространства картины, искривление пропорций и форм, преувеличение второго плана картины, сознательное нарушение законов линейной, воздушной и тональной перспектив).
  • Зримое проявление жизненной энергии в полотнах В. Ваг Гога (спиральное "завихрение небес", "непокорство растительной материи").
  • Стремление П. Гогена "вернуть современного человека к ощущению тех корней, которые связывают его с прошлым". Пристальный интерес Гогена к средневековому патриархальному быту, искусству Бретани, перуанскому прошлому Латинской Америки, "первобытности" Мадагаскара и Таити. Возвращение Гогена к средневековому приему совмещения на одном полотне разновременных событий. Перенесение художником в живопись техник прикладного искусства (ковровая роспись, перегородчатая эмаль) и создание полотен с плоскостными, равномерно окрашенными и четко оконтуренными, изображениями.
  • Разлад человека и мира - преобладающий мотив в творчестве А. Тулуз-Лотрека. Несоответствие социальной роли и истинной сущности человека в полотнах художника. Решающая роль Тулуз-Лотрека в восстановлении искусства плаката в XX столетии (преобладание графичности; остановленность движения, "кадровость" изображения; виртуозное использование ракурсов для передачи характеров и ситуаций).

Задания:

1.     Можно ли натюрморты П. Сезанна "расшифровать" по правилам классического натюрморта XVIII века?

2.     Сравните героинь полотен А. Тулуз-Лотрека и таитянских картин П. Гогена. Отличается ли, увиденная вами на полотнах, жизнь на островах от парижской жизни, с точки зрения взаимодействия сущности и роли играемой человеком в обществе? Как это отражается в техниках, применяемых художниками?

3.     Можно ли считать постимпрессионистом М. Врубеля? Почему?

4.     Какие из полотен В. Серова на ваш взгляд близки к постимпрессионизму и почему?

5.     Можно ли считать И. Стравинского музыкальным двойником П. Гогена? Почему?


Тема урока: 32.5. Основные направления зарубежного модернизма в начале века (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм) - 2 урока.

  • Понятие "авангарда" в искусстве как "школы духа", в которой передовая художественная мысль активно ищет новое ("если так никогда не делалось, то это необходимо сделать").
  • Естественность авангардных направлений для всей культуры XX века, вырабатывающей новое ощущение мира (открытия в физике, биологии, психологии). Близость искусства авангарда к научному и философскому познанию. Искусство как особый способ познания мира.
  • Постановка авангардом вопроса о произведении искусства вообще: "что можно считать произведением искусства?".
  • Постепенная "потеря сюжетности" и "нарастание условности" в авангардной живописи века от первых опытов импрессионистов до попытки создания "антиискусства" в дадаизме.
  • Три больших этапа художественного авангарда в XX веке:
    • символический этап - попытки и эксперименты аллегорически переосмыслить мир (от модерна к дадаизму);
    • поиски "своего специфического языка" и попытки превратить эксперименты в искусство (от дадаизма к поп-арту);
    • осмысление и логическое завершение (от поп-арта к неоавангардизму).
  • Модерн как мировоззренческий исток авангарда XX века.
  • Фовизм (дикие) как решительное отрицание живописных приемов XIX века:
    • эмоциональное преувеличение - образная и технологическая основа фовизма;
    • увлечение негритянской скульптурой, ее упрощенными формами, резким контрастом света и теней;
    • выборочное освоение художественного наследия Востока: японская ксилография, исламский орнамент, чувственные буддийские скульптуры;
    • экзальтация яркого локального цвета и жирной линии.
  • А. Матисс - "мастер цвета" в живописи XX века.
  • Экспрессионизм как "искусство кричать":
    • больная, израненная человеческая душа - единственный объект экспрессионистической живописи;
    • специальная организация "напряженной формы" ("перспектива, пропорции, цвет - все может произвольно меняться ради повышения экспрессии");
    • альманах "Синий всадник", созданный Ф. Марком и В. Кандинским как манифест экспрессионизма.
  • Кажущееся "разрушение реальности" в живописи кубизма:
    • замена изображения мира созданием художником на полотне своего собственного;
    • предельное обобщение изображения, вплоть до простых геометрических форм ("анатомизация формы");
    • согласование первичных живописных форм друг с другом при помощи ритма;
    • попытка передачи на полотне движения наблюдателя вокруг формы (изображение нескольких ракурсов одновременно);
    • коллаж как искусство составления произведения из данных художнику начальных форм. Создание своего мира с помощью фрагментов реальности (обрывки газет, куски рекламы, цифры и знаки, детали предметов).
  • Футуризм как искусство, принципиально направленное в будущее:
    • понимание искусства как поля для борьбы будущего с прошлым;
    • попытки передать энергию действия и упоение скоростью в футуристических полотнах;
    • живописное футуристическое полотно как составная часть синтетического звуковизуального искусства - футуристические вечера.

Задания:

1.     С какой культурной эпохой вы сравнили бы ощущение мира и места в нем искусства в начале XX века?

2.     Как вы думаете, был в эпоху Средневековья актуален вопрос: "Что можно считать произведением искусства?" Подумайте, а можно ли так уж бесспорно считать произведением искусства средневековый собор или гобелен на его стене?

3.     Подумайте, к какому направлению архитектуры ближе всего "беспредметная живопись"?

4.     К какому, на ваш взгляд, из авангардных направлений ближе всего гравюра?

5.     Можно ли современный хард-рок считать экспрессионизмом в музыке? А с каким бы направлением в живописи XX века вы соотнесли бы рэп?

6.     С каким жанром литературы, специфическим для XX века, вы могли бы сравнить кубизм?


 
« Пред.   След. »