Поурочное планирование "Культура 20 века"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочное планирование "Культура 20 века"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5


Тема урока: 35.5. Джаз, его стили и направления - 1 урок.

  • Джаз как форма взаимодействия европейской и африканской музыки.
  • Формирование джаза на рубеже XIX-XX веков в результате интеграции трудовых, религиозных и светских песен негритянского населения и бытовых танцев белого населения США.
  • Основные стилистические признаки джаза:
    • свободные, неакадемические способы звукоизвлечения и интонирования, как на музыкальных инструментах, так и в вокале;
    • принципиально импровизационный характер изложения мелодии и ее разработка;
    • обязательная ритмическая пульсация;
    • повышенная эмоциональность исполнения и восприятия джазовых композиций, высокая степень включенности в процесс музыкального общения.
  • Ранние джазовые стили:
    • "новоорлеанский" - сформировался к 20-м годам XX столетия. Характерные черты: коллективная импровизация мелодической группы ансамбля, четкий четырехдольный ритмический аккомпанемент;
    • "чикагский" - сольная импровизация после ансамблевого изложения мелодии, выдвижение выдающихся джазовых солистов (Л. Армстронг);
    • "суинг" (англ. качаться) связан с деятельностью больших джазовых оркестров (биг-бэнд). Сформировался к 30-м годам и характерен стремлением к большим аранжировкам (переложениям, обработкам) известных мелодий (оркестры Д. Эллингтона, А. Шоу).
  • Развитие в 40-х годах грамзаписи и формирование "коммерческого" джаза и симфоджаза.
  • Увлечение джазовых музыкантов 40-х - 50-х годов прихотливыми мелодиями, насыщенными диссонансами, усложненной ритмикой, необычными гармониями, виртуозными импровизациями.
  • Взаимодействие джаза с фольклорной музыкой (рок-н-ролл, босса-нова).
  • Активное использование джазовых приемов в профессиональной композиторской практике (К. Дебюсси, М. Равель, Дж. Гершвин, Л. Бернстайн, И. Стравинский).

Задания:

1.     Попробуйте найти черты сходства джаза и мавританской архитектуры.

2.     Подумайте, какие стороны душевной жизни человека лучше выражает джаз, а какие - классическая музыка?

3.     Каким формам театрального искусства можно поставить в соответствие "новоорлеанский" джазовый стиль, а каким - "чикагский"?

4.     Попробуйте найти общие принципы построения рекламы и "суинга".

5.     Попробуйте проследить взаимодействие культур, сравнивая регтайм и традиционную африканскую музыку.


Тема урока: 35.6. Творчество композиторов "нововенской школы" и обновление классического музыкального языка - 1 урок.

  • Радикальное изменение мировоззрения на рубеже XIX - XX веков, поиски нового музыкального языка и отказ от иерархической тональной системы в музыке.
  • Музыкальный экспрессионизм как выражение трагизма первой половины XX века и как мировоззренческая основа возникновения атональной музыки.
  • Возникновение серийной техники в музыке начала XX века. Серийная техника как ретроспекция модальной композиторской техники Средних веков и Возрождения.
  • Формирование в 1900 году нововенской композиторской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн).
  • Попытки открытия "универсальных законов музыки XX века" (додекафония):
    • конструирование ткани музыкального произведения на основе двенадцатизвучной последовательности (серии), где ни один звук не повторяется дважды, чтобы не стать более устойчивым, чем другие;
    • возможность модифицировать неизменную серию - транспозиция (перенос на другую высоту), инверсия (обращение всех интервалов, входящих в серию), ракоход (исполнение серии задом наперед);
    • возможность выстраивать из звуков серии (всей или частично) одновременно звучащие созвучия.
  • Крайне логический характер сочинения музыки в додекафонной технике и слуховое впечатление абсолютно случайной композиции.

Задания:

1.     Найдите в архитектуре XX века "аналоги" атональной музыки. Удалось ли архитекторам отказаться от иерархичности в конструкции?

2.     Попробуйте найти в искусствах XX века (изобразительном искусстве, театре, литературе, танце и т.д.) ретроспекции техник и приемов Средних веков и Возрождения.

3.     Композиторы "нововенской школы" пытались найти универсальные законы музыкального искусства. Подумайте, существуют ли такие законы в принципе? Попробуйте доказать свое мнение.

4.     Сравните любой отрывок из произведения композиторов "нововенской школы" с любым отрывком из мотета позднего Средневековья. Что воспринимается вами легче? Почему? О каких особенностях массового сознания свидетельствуют ваши наблюдения?

5.     Подумайте, в каком виде искусства XX века, кроме музыки, активно разрабатывается принцип серийности?


Тема урока: 35.7. Национальные композиторские школы XX века - 3 урока.

  • Усиление национальных тенденций в культуре XX века в связи с процессами общемировой интеграции культуры. Пристальный интерес к музыкальному фольклору. Возникновение фольклористики как науки.
  • Проблема проявления национальных черт в музыкальном искусстве. Национальные черты в интонациях, ритмах, использовании специфических тембров, манере инструментального и вокального исполнения.
  • Формирование современных композиторских школ на основе национального музыкального фольклора и технических достижений западноевропейской музыки:
  • Я. Сибелиус как глава финской композиторской школы. Северная "строгость" и, в то же время, непосредственность музыки композитора. Близость музыкального языка к импрессионистам. Активное использование фольклорных записей;
  • Б. Барток - выдающийся представитель венгерской школы. Органическое сочетание в творчестве композитора национальных элементов (пентатоника) с новейшими музыкально-выразительными средствами европейской музыки.
  • Выявление и активное сохранение в музыкальном творчестве национальных черт и стилистических особенностей периода взлета той или иной музыкальной культуры:
  • К. Орф - немецкий собиратель народной музыки, фольклорист и композитор. Создатель нового типа музыкального спектакля (сценическая кантата), для которого характерны тесная связь музыки, текста и сценического движения, организация музыкального материала посредством длительных постоянных повторов (остинато) ("Кармина Бурана");
  • Дж. Гершвин - американский композитор, создатель первой национальной американской оперы ("Порги и Бесс"), где негритянский фольклор сочетается с реалистическими традициями американского музыкального театра 20-30-х годов;
  • Б. Бриттен - английский композитор и дирижер, продолжатель традиции английской музыки XVI - XVII веков;
  • О. Респиги - представитель итальянской национальной школы начала XX века, ориентирующийся на музыкальную выразительность импрессионизма и неоклассицизма;
  • А. Оннегер - один из ярких представителей французской школы XX века, много работавший в оперно-ораториальном жанре;
  • Г.В. Свиридов - русский композитор, использующий современные композиторские техники для передачи характерных черт русской традиционной культуры.

Задания:

1.     Как вы думаете, что в народном костюме является аналогом национальных интонаций, ритмов, тембров и манер исполнения в музыке?

2.     Есть ли общие черты в формировании джаза и национальных композиторских школ? А в чем их разница?

3.     Можно ли говорить о национальных школах в архитектуре, живописи, театре, балете в XX веке и в каком смысле?

4.     Внимательно прослушайте отрывок из произведения К. Орфа "Кармина Бурана". Как вы думаете, удалось ли композитору передать средневековое восприятие мира, или это лишь мнение человека XX века о Средневековье? Ответ обоснуйте.

5.     Попробуйте представить, что американец пытается составить представление о русском народе по произведению "Метель" Г. Свиридова. Какие русские национальные черты он явно отметит, а какие явно упустит?


Тема урока: 35.8. Современные системы профессионального музыкального языка (алеаторика, коллаж, сонористика, конкретная и электронная музыка) - 2 урока.

  • Понятие о музыкальном звуке и шуме как об организованном и неорганизованном звуковом комплексе.
  • Два пути обновления музыкального языка в XX столетии: введение шумов в музыкальные построения и принципиально иная организация самих музыкальных звуков.
  • Техники, построенные на введении в музыку неорганизованных звуков:
    • "конкретная музыка", звуковым материалом которой служат шумы (звук падающих капель воды, шум поезда, голоса птиц, скрип двери, вздохи), чаще применяется как красочный эффект в обычной музыке;
    • сонорика, где композитор принципиально не обращает внимания на соотношение отдельных звуков в созвучии, оперируя исключительно окраской звучания. В сонорах важен не отдельный звук, который и не может быть выделен, но звуковая краска целостного созвучия. Применяется, как правило, эпизодически. Наиболее часто в музыке XX века употребляется кластер (англ. cluster - гроздь, скопление) - созвучие, образованное ближайшими звуками;
    • алеаторика (лат. alea - игральная кость, жребий, случайность) - техника, основанная на свободном (случайном) выборе исполнителями отдельных нот, тембров, частей произведения. Особенно часто используется при ансамблевом исполнении, когда случайный выбор каждого из исполнителей создает общее сонорное звучание.
  • Техники, основанные на иной (не классической) организации музыкальных звуков:
    • серийная техника, основанная на постоянном вариативном повторении небольшой последовательности звуков (серии);
    • сериальная техника, при использовании которой в последовательности (серии) выстраиваются не только звуки, но и длительности, нюансы и даже способы исполнения (штрихи);
    • пуантилизм (франц. point - точка), где за самостоятельную тему принимается отдельная нота, и все произведение составляется не из мотивов и тем, но из звуковых точек;
    • компьютерная музыка, сочиняемая компьютером после написания для него специальной программы;
    • электронная музыка, тембровый строй которой организован при помощи звука, синтезированного на электронном музыкальном инструменте.

Задания:

1.     Алеаторика и живописный сюрреализм. Что у них общего?

2.     Какие техники живописи XX века аналогичны конкретной музыке? О каких процессах в европейском искусстве это свидетельствует?

3.     Что, по-вашему, может соответствовать "звуку" и "шуму" в театральном искусстве? Допустимы ли "шумы" в спектакле?

4.     Попробуйте представить себе систему взаимоотношения людей как музыкальное произведение. Какую форму человеческих взаимоотношений можно сравнить с кластерами?

5.     Как вам кажется, живописный и музыкальный пуантилизм в одинаковой степени отличаются от соответствующих классических техник с точки зрения создания произведения искусства? А сточки зрения его восприятия?


Список литературы
для учителя МХК
по культуре XX века

1. Акулов Е.А. Оперная музыка и сценическое действие. М., 1978.
2. Аленов М.М., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское искусство X - начала XX века. Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика. М., 1989.
3. Асенин С. Уолт Дисней. Тайны рисованного киномира. М., 1995.
4. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М. 1983.
5. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. М., 1987.
6. Бондаренко В.В., Дроздов Ю.В. История рок-музыки. Минск, 1997.
7. Вибер Ж. Живопись и ее средства. М., 2000.
8. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.
9. Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры XX века. М., 1990.
10. Гартман К.О. Стили. М., 2000.
11. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Спб., 1994.
12. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. М., 1984.
13. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М., 1996.
14. Дэй Кр. Места, где обитает душа. М., 1994.
15. Ёдике, Ю. История современной архитектуры. М., 1972.
16. Живопись 1920 - 1930-х годов в Государственном русском музее. Каталог. М., 1989.
17. Ильина Т.В. История искусств: западноевропейское искусство. М., 1983.
18. Ильина Т.В. История искусств: отечественное искусство. М., 2000.
19. Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. Сост. М.В. Алпатов и Н.Н. Ростовцев. М., 1961.
20. История русской архитектуры. Учебн. Пособие для вузов. СПб., 1994.
21. История зарубежной музыки. Вып. 6. Спб., 1999.
22. Каменский А.А. Анна Голубкина. М., 1990.
23. Карп П. Младшая муза. М., 1997.
24. Киплик Д.И. Техника живописи. М., 1998.
25. Ле Корбюзье. Модулор. М., 1976.
26. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976.
27. Костеневич А., Семенова Н. Матисс в России. М., 1993.
28. Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л., 1963.
29. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. Л., 1971.
30. Кречмар Г. История оперы. Л., 1925.
31. Кулаков В.А. Клод Моне. М., 1989.
32. Лимонад М.Ю., Цыганов А.И. Живые поля архитектуры. Обнинск, 1997.
33. Мартен М. Язык кино. М., 1959.
34. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.
35. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. Краткий очерк. М., 1993.
36. Паршин С. Мир искусства. М., 1993.
37. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М., 1994.
38. Пистон У. Оркестровка. М., 1990.
39. Поплавский В.С. Архитектурно-строительный словарь. М., 1993.
40. Прокофьев В. Постимпрессионизм. М., 1973.
41. Пятьсот мастеров зарубежной классики. Энциклопедия. М.-СПб., 1995.
42. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия. Составители Н.Н. Ростовцев и др. М., 1989.
43. Сарабьянов А.Д. Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях. М., 1992.
44. Сидорина Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М., 1990.
45. Синий всадник. Альманах. М., 1996.
46. Слонимский Ю. Мастера балета. М., 1937.
47. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 9-10.
48. Станислвский К.С. работа актера над собой. Любое издание.
49. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.
50. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 2.
51. Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства. М., 1997.

 



 
« Пред.   След. »